Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 4)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, скажите, пожалуйста, есть ли смысл искать логику в артефактах культуры?

Ю.Б.  — Любая  культура  имеет свою логику,  если   смотреть на нее не «со своей колокольни», а изнутри, глазами   изучаемых  нами социальных общностей. (Этноцентризм других народов всегда хорошо различаем, чего никак нельзя сказать про собственный этноцентризм)  Глупыми и  жестокими    можно назвать   традиционные обряды  аборигенов  островов Тихого океана  или   мексиканских шаманов.   Но, поняв  мировоззрение  изучаемых  нами народов, мы  увидим в  них  глубокий ценностный  смысл,  органично вписывающийся  в общую  логическую  схему интеграции культурных элементов (об этом писал еще в 1906 году Уильям Самнер в книге «Народные обычаи»).  В таких  случаях важно не отбрасывать  в сторону увиденные нами  «странности», а аккуратно фиксировать их, стараясь понять и осмыслить внутреннюю логику данной культуры.

В.Ж. — Давайте подытожим наши предыдущие выводы относительно способов прочтения культурных феноменов.

Ю.Б. – Да, конечно! Итак,  в распоряжении  исследователя есть  несколько    способов   прочтения  элементов культуры:

1) психологический  метод;

2) социолого — феноменологический, состоящий  из:

  • каузально-функционального;
  • логического.

 

Способы  прочтения культурных  феноменов  основаны на  понимании П.Сорокиным  основных  форм  интеграции элементов культуры.

В.Ж. —  А какие формы интеграции культуры бывают? 

Ю.Б. — Первая форма  интеграции — пространственное, механическое  соседство  разнообразных элементов, никак  между собой не  взаимосвязанных, не имеющих ничего общего, кроме площади, которую они занимают. Ни один элемент не  вызывает изменения в другом, они не имеют общего знаменателя, того, что интегрирует их в  единое целое. Это подобие свалки, где каждая  вещь  бестолково лежит сама по себе.  В общем-то это  форма  не интеграции,  а  беспорядка, хаоса социокультурных  феноменов.  Тем не менее, такой тип встречается в  период «межкультурья»,  когда один паттерн культуры  распадается, а другой еще не успел сформироваться. Методом ее  изучения является простое описание,   которое  в данном  случае  может стать спасительным  в силу  своего  упорядочивающего мотива.  

В.Ж. – Такая форма интеграции сейчас встречается?

Ю.Б. – Да, к сожалению. Мы будем вынуждены вернуться к этому типу интеграции при характеристике социокультурных элементов виртуального пространства Интернета, о чем поговорим чуть позже.

Вторая  форма интеграции — косвенная ассоциация под  воздействием  мощного внешнего  фактора.  Им  может  быть   климат, необязательно очень  холодный или жаркий — так  или иначе погодные условия  определяют образ жизни людей, их  здоровье, темперамент, род занятий, любимые виды спорта,   обряды,  национальные костюмы и кухню. В  любом  случае, единство перечисленных занятий будет обусловлено  сильным внешним фактором — климатом   и  всеми  его производными (стихийные бедствия, засухи, наводнения, пожары и т.д.). Косвенная ассоциация предполагает также и первую, пространственную форму интеграции.

Для социального мыслителя такая форма интеграции не так уж интересна: она  «лежит на поверхности», и, обнаружив  базисный, определяющий фактор, мы все остальные явления  объясняем с точки зрения подчиненности главному.

— В.Ж. – А есть какая-то более совершенная форма интеграции?

— Ю.Б. – Да, я думаю, всем понравится третья форма интеграции — по принципу функционального единства элементов культуры, что и определяет метод изучения — каузально-функциональное прочтение  элементов культуры. Это единство характеризуется  достаточно высоким  уровнем интеграции культурных элементов в социальной системе. У  каждого социального института, феномена есть своя роль  в социуме, они  значимы именно в  своей культурной системе, именно в определенный период времени.  Особенно  доходчиво они доказывают свою значимость, когда перестают выполнять свою функцию, или оказываются в другом  социокультурном контексте, когда  происходят «сбои» во  всей социальной системе,  что и  служит доказательством ее причинного единства и высокой (но не высшей) степени интеграции. Очевидно, что такая культурная интеграция    и методы ее  изучения была выведена П. Сорокиным  не без влияния идей функционалистов, чья  теория общественных процессов  была  достойным ответом  марксистам на протяжении нескольких десятилетий ХХ века.

В.Ж. – Мы также говорили о логико-смысловом способе интеграции. Осталось дать оценку ему.

Ю.Б. — Четвертый  способ интеграции элементов — логико — смысловой.  По  своим принципам он похож на  каузально-функциональное единство, а по смысловому содержанию превосходит его.  Эта интеграция наполняет  одним и тем же базисным смыслом  все составляющие  социокультурной системы, и, однажды его постигнув,  мы сможем  распутывать  клубок  всех  представленных нам  феноменов  и явлений,  объединенных    между  собой не только причиной и следствием, но и одной базисной   ценностью. Понятно, что  метод прочтения таких культурных элементов будет логический, а умелое его использование  «из  хаоса разрозненных фрагментов создает космос». Как  пишет П.А. Сорокин, основное  достоинство этого метода- наличие общего знаменателя для всех  элементов.

 

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».