Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 15)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, в прошлый раз мы с Вами обсуждали понятие «творчества», а рассматривалось ли оно в отечественной науке?

Ю.Б. – Да, конечно!   В 1980-ых годах  советский исследователь социальных функций искусства Е.Фейнберг пришел к выводу о том, что искусство – это один из способов познания жизни, и метод этого познания специфический, более того, противоположен научному, сам ученый так определяет роль и задачу искусства: «главная задача искусства – утверждение авторитета интуиции в противовес дискурсивному методу», передать зрителю новое видение, полученное не логическим думанием  а в результате  интуитивного, творческого понимания сути вещей. Он писал о том, что «основной конфликт значительного произведения искусства должен быть конфликтом между интуитивным постижением и логическим, между иррациональным и рациональным, причем произведение идеально выполняет свое основное назначение как явление искусства, если этот конфликт разрешается убедительной победой интуитивного суждения над логическим, рациональным, рассудочным.».

 

В.Ж. – Встречается ли в наше время так называемое трансцендентальное творчество?

Ю.Б. — Чувственная ментальность, по мере своего развития, все более удалялась от трансцендентального творчества, усиливая интеллектуальный, чувственный и эмпирический элементы. Поэтому сегодня творчество такого рода — большая редкость. Творцы современного  искусства, судя по его плодам,  движимы   другой мотивацией и идеалами. Чаще встречается  так называемое личное творчество носит локальный характер, оно вызывает интерес, а потом  скуку  у   зрителя, потому что очевидна попытка  художника удивить, восхитить, самоутвердиться своим  «произведением». Личное творчество может быть  проецированием личных проблем на холст или бумагу, поэтому будет интересно социальному окружению художника  и людям со схожим  психологическими особенностями или похожими проблемами.  Результатом чаще всего  будет занятная, милая картина, которую уже, кажется,  где-то видели, потому  что это будет или повторение или «перепев» каких — то стереотипных эстетических примеров  на новый лад. Личное творчество не отличается новизной и оригинальностью.

В.Ж. – Если есть личное творчество, то есть и коллективное?

Ю.Б. – Именно так! Коллективное творчество — третий термин Гуггенбюль-Крейга, подходящий  для  характеристики деятельности людей, способных предугадать приходящую моду   и   быть  выразителями коллективных  мечтаний. Эти люди   творцы, но больше   все-таки прагматики, «лакмусовые бумажки»  общественных потребностей. Их произведения — это результат не вдохновения свыше, а правильно угаданного среднестатистического вкуса и потребности.

ХХ   век     внес свои   изменения  в  художественную эстетику,  изменил  цели творчества,  средства  и способы  творческого выражения. Сегодня искусством принято считать  результаты всех  трех творческих  процессов: как личное решение проблем  изобразительными или другими новейшими медийными средствами, так и удачное  отражение потребностей и   вкусов  потребителей искусства, реже — результаты  трансцендентального творчества.

В.Ж. – Что же все-таки есть истинное искусство?

Ю.Б. —  Для  социолога  важно рассмотреть  все виды творчества и его результаты, поскольку все они помещены в  социальный контекст, влияют на  широкую аудиторию (или делят ее на специфические группы).  Искусствоведы и социальные философы ХХ века  на ХIII   Международном  эстетическом   конгрессе   дали  новое  определение  произведения искусства: «Тот  или иной предмет  является произведением  искусства,  если в  качестве  такового его, кроме  автора,  оценивает  хотя бы один человек.»  Таким  образом,   даже   известный  унитаз,  заявленный   художником   как  произведение искусства и признанный таковым художественным критиком, помещенный в  музейное пространство  стал произведением искусства. (его  менее счастливые «братья»  разошлись по домам обывателей, просто потому, что другим покупателям этих потенциальных музейных экспонатов не хватило фантазии  и  смелости  отказать им в утилитарном использовании).

В.Ж. – Да, это весьма иронично и жизненно! Ждем продолжения нашей увлекательной беседы!

Ю.Б. – Конечно! До встречи в следующую пятницу.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».