Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 15)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, в прошлый раз мы с Вами обсуждали понятие «творчества», а рассматривалось ли оно в отечественной науке?
Ю.Б. – Да, конечно! В 1980-ых годах советский исследователь социальных функций искусства Е.Фейнберг пришел к выводу о том, что искусство – это один из способов познания жизни, и метод этого познания специфический, более того, противоположен научному, сам ученый так определяет роль и задачу искусства: «главная задача искусства – утверждение авторитета интуиции в противовес дискурсивному методу», передать зрителю новое видение, полученное не логическим думанием а в результате интуитивного, творческого понимания сути вещей. Он писал о том, что «основной конфликт значительного произведения искусства должен быть конфликтом между интуитивным постижением и логическим, между иррациональным и рациональным, причем произведение идеально выполняет свое основное назначение как явление искусства, если этот конфликт разрешается убедительной победой интуитивного суждения над логическим, рациональным, рассудочным.».
В.Ж. – Встречается ли в наше время так называемое трансцендентальное творчество?
Ю.Б. — Чувственная ментальность, по мере своего развития, все более удалялась от трансцендентального творчества, усиливая интеллектуальный, чувственный и эмпирический элементы. Поэтому сегодня творчество такого рода — большая редкость. Творцы современного искусства, судя по его плодам, движимы другой мотивацией и идеалами. Чаще встречается так называемое личное творчество носит локальный характер, оно вызывает интерес, а потом скуку у зрителя, потому что очевидна попытка художника удивить, восхитить, самоутвердиться своим «произведением». Личное творчество может быть проецированием личных проблем на холст или бумагу, поэтому будет интересно социальному окружению художника и людям со схожим психологическими особенностями или похожими проблемами. Результатом чаще всего будет занятная, милая картина, которую уже, кажется, где-то видели, потому что это будет или повторение или «перепев» каких — то стереотипных эстетических примеров на новый лад. Личное творчество не отличается новизной и оригинальностью.
В.Ж. – Если есть личное творчество, то есть и коллективное?
Ю.Б. – Именно так! Коллективное творчество — третий термин Гуггенбюль-Крейга, подходящий для характеристики деятельности людей, способных предугадать приходящую моду и быть выразителями коллективных мечтаний. Эти люди творцы, но больше все-таки прагматики, «лакмусовые бумажки» общественных потребностей. Их произведения — это результат не вдохновения свыше, а правильно угаданного среднестатистического вкуса и потребности.
ХХ век внес свои изменения в художественную эстетику, изменил цели творчества, средства и способы творческого выражения. Сегодня искусством принято считать результаты всех трех творческих процессов: как личное решение проблем изобразительными или другими новейшими медийными средствами, так и удачное отражение потребностей и вкусов потребителей искусства, реже — результаты трансцендентального творчества.
В.Ж. – Что же все-таки есть истинное искусство?
Ю.Б. — Для социолога важно рассмотреть все виды творчества и его результаты, поскольку все они помещены в социальный контекст, влияют на широкую аудиторию (или делят ее на специфические группы). Искусствоведы и социальные философы ХХ века на ХIII Международном эстетическом конгрессе дали новое определение произведения искусства: «Тот или иной предмет является произведением искусства, если в качестве такового его, кроме автора, оценивает хотя бы один человек.» Таким образом, даже известный унитаз, заявленный художником как произведение искусства и признанный таковым художественным критиком, помещенный в музейное пространство стал произведением искусства. (его менее счастливые «братья» разошлись по домам обывателей, просто потому, что другим покупателям этих потенциальных музейных экспонатов не хватило фантазии и смелости отказать им в утилитарном использовании).
В.Ж. – Да, это весьма иронично и жизненно! Ждем продолжения нашей увлекательной беседы!
Ю.Б. – Конечно! До встречи в следующую пятницу.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».