Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 13)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, прошлый раз мы начали говорить о новом стиле искусства, которому Вы дали свое определение «интеллектуальное». Теперь настало время поговорить о нем более подробно, почему такой термин?
Ю.Б. — Интеллектуальное искусство, особенно медийное, пользуется механистическим и физиологическим пониманием человека, часто предоставляя ему довольно примитивную коммуникативную роль, заключающуюся в нажатии на кнопки электронного экспоната для получения заранее запрограммированного художником результата.
Техника, с помощью которой создается медиа искусство, обуславливает его интеллектуальность и дискретность. К вдохновению, пропущенному через компьютер, видео камеру или любое другое современное техническое медиа, прибавляется интеллект, как необходимое условие работы с техникой. В результате мы можем наблюдать ни что иное, как именно интеллектуальный стиль искусства.
В.Ж. — А к какой социокультурной системе относится это искусство?
Ю.Б. — Мы подходим, таким образом, к выводу о том, что интеллектуальный и чувственный стили искусства вполне могут быть «родными братьями» одной социокультурной системы, а именно чувственной. Чувственный стиль появился в период расцвета чувственной ментальности, изображая материальную реальность в ее сиюминутной видимости. Интеллектуальный стиль, напротив, зародился в период кризиса той же ментальности, сохранив тематику чувственного стиля, но технологизировав процесс создания работ. Если импрессионисты зачастую сами не ведали, что творили, повинуясь желанию и вдохновению изобразить изменяющуюся визуальную реальность во всех ее оттенках, то художники интеллектуального стиля, как правило, должны иметь (и имеют) в голове концепцию, четкий алгоритм действий и навыки работы за тем или иным техническим устройством, который приведет их к созданию их «произведения искусства». В сущности, тематика осталась та же, но процесс создания произведения искусства стал похож на технологичное производство желаемого продукта, зачастую не оставляя возможности выражения творческого сверхсознания.
В.Ж. – Предвидел ли П. Сорокин такое направление развития искусства?
Ю.Б. — П.А.Сорокин не мог не предвидеть такой трансформации чувственного искусства, поэтому, говоря о его недугах, он отметил, что «…его чарующее разнообразие побуждает к поиску еще большего многообразия, что приводит к разрушению гармонии, единства, равновесия и превращает искусство в океан хаоса и непоследовательности…это многообразие вместе со стремлением дать людям больше наслаждений стимулирует все возрастающее усложнение технических средств, что, в свою очередь, приводит их к логическому завершению, а это – вред, наносимый внутренним ценностям и качеству изобразительных искусств». На примере последующего качественного анализа произведений медиа искусства, многообразия социальных ролей и функций медиа художников, мы убедимся, что океан хаоса и непоследовательности на основе вседозволенности и размытых критериев действительно есть, так же как и техническое создание работ, на основе разума и логики.
В.Ж. – Юлия, то есть получается, что Вы дополнили типологизацию П. Сорокина по стилям в искусстве?
Ю.Б. — Да, получается, что дополненная типологизация будет выглядеть следующим образом:
Первый стиль — это духовное искусство (идеациональное, согласно П.Сорокину), основанное на аскетической и активной идеациональной культурной ментальности.
Второй стиль — идеалистический, или смешанный, основанный на идеалистической ментальности.
Третий стиль — визуальный или чувственный, основанный на пассивной, активной и циничной чувственно-интеллектуальной ментальности.
И, наконец, четвертый стиль, выделенный мной — интеллектуальный, основанный на той же культурной ментальности, что и визуальный стиль, с доминантным материалистичным восприятием посредством не чувств, а разума.
В.Ж. – Мне кажется, или в перечислении этих культурных стилей заметно определенное качественное изменение искусства?
Ю.Б. — В случае духовного искусства мы имеем дело с искусством ради высших идеалов, где оно выполняет такие социальные функции как духовное сплочение, возвышение морали общества, оно очень трепетно относится к качеству изображения и эстетическим нормам, стремясь к их постоянному совершенствованию. Идеалистический стиль также будучи возвышенным, уже «опускается на землю», идеализируя ее. Это искусство благородно и красиво, творчество художника воплощает идеалы многих, не стремиться угодить, а только приглашает насладиться красотой как божественной, так и земной. Визуальный стиль «привязан» только к материальной реальности, а художник часто сосредоточен на себе, своих проблемах, своем восприятии мира. Сознательно делая оригинальным свое чувственное восприятие реальности, и передавая его на полотно, он часто забывает о высокой цели искусства, стремясь только удивить, угодить, запомниться. Хотя не менее часто чувственное искусство включает в себя и вдохновляющие, эмоциональные изображения земного мира, во всем многообразии красок и оттенков.
Интеллектуальное искусство в этой цепочке перечисления стоит на последнем месте. Оно противоречиво по своему характеру, вероятно потому, что появилось в период кризиса перезрелой чувственной культуры. Если чувственному искусству, хоть и земному, свойственно спонтанное творчество, то интеллектуальное искусство осознанно прагматично, основано на знании интересов аудитории, обратной связи с ней.
В.Ж. – Юлия, спасибо! Давайте продолжим нашу беседу в следующую пятницу!
Ю.Б. – Конечно! До встречи!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».