Рассмотрение базовых принципов формирования стоимости перевозки груза в Северо-Западном морском бассейне

Тимошкова Надежда Васильевна

e-mail: ntimoshkova@bk.ru

Введение

В данной работе рассматривается условный пример транспортировки навалочного груза (каменный уголь из Кузбасса через порты Мурманск и Высоцк, расположенные в северо-западном морском бассейне). Подход к выбору наиболее рационального маршрута перевозки груза основан на анализе параметров стоимости и времени транспортировки. Способ, приведенный в статье, может быть использован для любых видов груза и маршрутов перевозки.

В данной работе рассматривается условный пример перевозки каменного угля на судне (типа Panamax) из Кузбасса (от железнодорожной станции Кемерово) в порт Амстердам через два порта:

  1. Высоцк;
  2. Мурманск.

В качестве условного количества груза, а также соответствующего количества транспортных средств примем: [3, с. 39]

  1. 4 356 637 тонн угля;
  2. 55 судов типа Panamax;
  3. 65 025 полувагонов.

1. Расчет и обоснование рационального варианта транспортировки каменного угля

1.1. Транспортно-технологическая характеристика каменного угля

В соответствии с РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) каменный уголь относится к классу 4.2 опасных грузов, перевозится навалом. [1]

Основным видом транспортной опасности грузов подкласса 4.2 является способность самовозгораться. Самовозгоранию предшествует сравнительно длительный процесс самонагревания, которое может быть результатом окислительных процессов (окисление кислородом воздуха), а также сопутствующих им экзотермических реакций, происходящих непосредственно в твердом веществе или жидкости. Технологический режим перевозки грузов класса 4 должен обеспечивать: [1]

  1. поддержание температуры груза на возможно низком уровне;
  2. поддержание влагосодержания груза на заданном уровне;
  3. предотвращение контакта с несовместимыми грузами, материалами и водой;
  4. предотвращение конденсации влаги на внутренних поверхностях грузового помещения и упаковке груза;
  5. поддержание в воздухе грузовых помещений концентрации паров груза на допустимом уровне (для грузов подкласса 4.3, а также ЛВЖ, ядовитых и едких веществ).

1.2. Расчет времени транспортировки каменного угля

Примем время перевозки через порт Высоцк 395,91 ч. (по железной дороге t= (4 080) /12=340 ч.; по морю t=1286/23=55,91 ч.) и через порт Мурманск 464,68 ч. (по железной дороге t= (4 731) /12=394,25 ч.; по морю t=1620/23=70,43 ч.) [3, с. 39]

Расчет времени, затрачиваемого на транспортировку каменного угля для первого маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, и в порт Амстердам, представлен в таблице расстояний ниже (табл. 1). [2, 6]

Таблица 1. Таблица расстояний для первого маршрута

Транзитные пунктыВид транспортаРасстояние, км (мили)Время перевозки, ч.Конечное значение, (дн).(ч).(мин).
12345
Кемерово — Югра IIЖелезно-дорожный14512,0812 ч. 05 мин.
Югра II — Новосибирск-Главный1561313 ч. 00 мин.
3674306,17
Оп Ушково — Выборг756,2506 ч. 15 мин.
Выборг — Высоцк302,502 ч. 30 мин.
Высоцк — АмстердамМорской128655,912 дн. 07 ч. 55 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Для второго маршрута расчет времени, затрачиваемого на транспортировку каменного угля от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне в порт Амстердам представлен в таблице расстояний ниже (табл. 2). [2, 6]

Таблица 2. Таблица расстояний для второго маршрута

Транзитные пунктыВид транспортаРасстояние, км (мили)Время перевозки, ч.Конечное значение, (дн).(ч).(мин).
12345
Кемерово — Югра IIЖелезно-дорожный    14512,0812 ч. 05 мин.
Югра II — Новосибирск-Главный1561313 ч. 00 мин.
4248357,75
Апатиты I — Оленегорск736,0806 ч. 05 мин.
Оленегорск -Мурманск1129,3309 ч. 20 мин.
Мурманск — АмстердамМорской162070,432 дн. 22 ч. 26 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Основываясь на вышеуказанных данных был составлен График перевозки груза по всему маршруту для одного судна и одного состава вагонов при условии наличия остановок 0,17 часа (10 минут) и 0,33 часа (20 минут) на 400 км и 1 000 км соответственно. [3, с. 38]

Примем время на одну перевалку груза для экспорта в количестве 5 дней. Условный график перевозки для первого маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, затем на судне (типа Panamax) в порт Амстердам, представлен в таблице 3 (табл. 3). [2]

Соответственно, условный график перевозки для второго маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне (типа Panamax) в Амстердам представлен в таблице 4 (табл. 4). [2]

Таблица 3. Условный график перевозки для первого маршрута

МестоположениеПрибытиеПогрузочно-разгрузочные работы и остановки, ч.Отправление
123456
Кемерово05.02.202211 ч. 00 мин.12010.02.202211 ч. 00 мин.
Югра II10.02.202223 ч. 05 мин.010.02.202223 ч. 05 мин.
Выборг23.02.202213 ч. 35 мин.023.02.202213 ч. 35 мин.
Высоцк23.02.202216 ч. 05 мин.12028.02.202216 ч. 05 мин.
Амстердам03.03.202200 ч. 00 мин.

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

Таблица 4. Условный график перевозки для второго маршрута

МестоположениеПрибытиеПогрузочно-разгрузочные работы и остановки, ч.Отправление
123456
Кемерово05.02.202211 ч. 00 мин.12010.02.202211 ч. 00 мин.
Югра II10.02.202223 ч. 05 мин.010.02.202223 ч. 05 мин.
Оленегорск25.02.202215 ч. 10 мин.025.02.202215 ч. 10 мин.
Мурманск26.02.202200 ч. 30 мин.12003.03.202200 ч. 30 мин.
Амстердам05.03.202222 ч. 56 мин.   

Источник: составлено автором (по данным Постановления ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)»).

1.3. Расчет стоимости транспортировки каменного угля

Общая стоимость перевозки определяется как сумма стоимости перевозки на каждом используемом виде транспорта и стоимости перевалок (формула 1):

где  – общая стоимость перевозки, руб.;

 – стоимость перевалки, руб.;

 –стоимость перевозки, руб.

При расчете железнодорожной перевозки каменного угля необходимо использовать Постановление ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». [2]

Плата за железнодорожную перевозку складывается из платы за перевозку, платы за пользование вагонами и платы за порожний пробег. Каменный уголь относится к 1 тарифному классу. Все расчеты производятся для полувагона грузоподъемностью в 67 тонн и расстояния перевозки, соответствующего маршрута.

За перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных вагонах и в универсальных полувагонах, и на универсальных платформах общего парка (в части платы за услуги инфраструктуры и локомотивов РЖД, соответствующей гружёному рейсу аналогичного собственного вагона) используем Тарифную схему N8, за один вагон.

В соответствии с вышеназванным постановлением для расчета стоимости перевозки используются коэффициенты согласно Таблице N2 «Коэффициенты, применяемые при определении платы за перевозки грузов первого тарифного класса в зависимости от расстояния перевозки».

Также применяются дополнительные коэффициенты на перевозку грузов первого тарифного класса, в зависимости от типа вагона и перевозимого груза. Плату за пользование вагонов общего парка (тарифы группы В) рассчитываем по таблицам тарифной схемы В4 — полувагон универсальный.

Расчет плат за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов и другого подвижного состава на своих осях производится по тарифной схеме N25(1) за ось в зависимости от расстояния перевозки. Плата по тарифной схеме N25(1) исчисляется за расстояние, составляющее 60% от расстояния перевозки груза.

Так как тариф перевалки с ж/д транспорта на судно является динамично меняющейся величиной, то примем ставку перевалки равной «х» для порта Высоцк и «1,2х» для порта Мурманск.

Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Высоцк приведен на рисунке ниже (рис. 1). [4]

Рисунок 1. Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Высоцк

Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Мурманск приведен на рисунке ниже (рис. 2). [5]

Рисунок 2. Пример стоимости перевалки груза на экспорт в порту Мурманск

Ставка фрахта также является динамично меняющейся величиной. Данный параметр менее подвержен регуляции и тарифные политики формируются отдельными компаниями на соответствующем товарном рынке. Таким образом, примем ставку фрахта равной «у» для порта Высоцк и «1,2у» для порта Мурманск при условии 4 356 637,00 тонн угля, 55 судов типа Panamax, 65 025 полувагонов.

Расчет стоимости морской перевозки 4 356 637 тонн каменного угля приводится в таблице 5 (табл. 5).

Таблица 5. Расчет стоимости морской перевозки

ПоказателиПервый маршрут от порта Высоцк до порта АмстердамВторой маршрут от порта Мурманск до порта Амстердам
123
Количество каменного угля, т.4 356 637,004 356 637,00
Расстояние морской перевозки, миль1 286,001 620,00
Тариф перевалки с ж/д транспорта на судно, руб./т.х1,2х
Ставка фрахта, руб./т.у1,2у
Количество судов, шт.5555
Дедвейт судна, т.80 000,0080 000,00
Стоимость перевалки с ж/д транспорта на 1 судно, руб.80 000,00*х80 000,00*1,2*х
Стоимость морской перевозки каменного угля 1 судном, руб.80 000,00*у80 000,00*1,2*у
Стоимость перевалки и перевозки на 1 судне, руб.80 000,00*(х+у)80 000,00*1,2*(х+у)
Общая стоимость перевалки всего груза с ж/д транспорта на суда, руб.4 356 637,00*х4 356 637,00*у
Общая стоимость морской перевозки всего груза, руб.4 356 637,00*у4 356 637,00*1,2*у
Общая стоимость перевалки всего груза с ж/д транспорта и морской перевозки груза, руб.4 356 637,00*(х+у)4 356 637,00*1,2*(х+у)

Источник: составлено автором

Стоимость перевалки каменного угля рассчитывалась умножением объема груза (4 356 637 тонн) на соответствующий тариф. Стоимость перевозки каменного угля рассчитывалась умножением объема груза (4 356 637 тонн) на соответствующий тариф.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что поскольку время транспортировки каменного угля по второму маршруту больше, чем по первому, то рациональным вариантом перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам является первый маршрут через порт Высоцк.

Стоимость перегрузки каменного угля как по первому маршруту, так и по второму маршруту зависит от условий на мировом экономическом рынке, политических рисков, санкций и возможных ограничений, связанных с коронавирусом. Наиболее рациональным вариантом перевозки могут являться как оба маршрута, так и любой из них. Окончательный выбор (Высоцк или Мурманск) может быть осуществлен только на этапе переговоров с администрациями портов.

Таким образом, стоимость перевозки зависит от различных факторов и финальное решение выбора маршрута перевозки может быть осуществлено только при наличии информации о стоимости перегрузки в портах Высоцк и Мурманск, а также стоимости морской перевозки, которая, как правило, осуществляется частными коммерческими организациями. Так, стоимость фрахта формируется в соответствии с условиями рыночной экономики и может значительно варьироваться от фирмы к фирме, что оказывает прямое воздействие на окончательную стоимость транспортировки груза.

Заключение

В данной работе было проведено рассмотрение базовых принципов формирования стоимости перевозки груза на примере транспортировки навалочного груза. В статье анализировались условия перевозки каменного угля с учетом характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе. На основании приведенного условного примера доставка груза из места убытия (Кузбасс) до места назначения (Амстердам) были выработаны и обоснованы основные параметры выбора рациональных маршрутов доставки (через порты Высоцк и Мурманск).

Таким образом, расчет времени транспортировки каменного угля и расчет стоимости его транспортировки были выделены в качестве ключевых факторов, используемых для выбора рациональных маршрутов перевозки. Анализ, проведенный в статье, позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки груза по времени является транспортировка из через порт Высоцк. Однако на общую стоимость перевозки влияют различные параметры, и окончательный выбор маршрута транспортировки следует производить с использованием данных о стоимости перегрузки в порту и стоимости морской перевозки.