Особенности валютного регулирования в КНР
Рожеловская Ева Дмитриевна
e-mail: rogelovskaya@yandex.ru
Стаценко Сергей Сергеевич
e-mail: s_statsenko@vk.com
Эволюция валютной политики Китая
До 1978 г. (политика рыночных реформ и открытости) внешнеэкономические операции в КНР осуществлялись в строгом соответствии с планом на экспорт и импорт. Валютная выручка подлежала обязательной продаже государству, валютные расчеты проходили только через банк Китая. Обменный курс был установлен на уровне 1,49 юаня/долл. США. С 1981 года была введена система множественных обменных курсов, используемых для расчётов по различным товарам. [1] Для внешнеторговых расчетов использовалась внутренняя валютная цена, которая устанавливалась на базе средней себестоимости, связанной с приобретением валютной выручки от экспорта. При этом рыночный курс был значительно ниже официального. Одновременно действовал публичный официальный курс, определявшийся на основе привязки к валютной корзине. Для неторговых операций был установлен официальный обменный курс 1,55 юаня/долл. США. Официальный обменный курс девальвировался и к концу 1984 года упал до 2,8 юаня/долл. США. В период с 1979 по 1985 год небанковские финансовые институты получили возможность вести операции в иностранной валюте. В Шанхае и Шэньчжэне были запущены платформы для торговли ценными бумагами типа «B», на которых местные корпорации могли выпускать акции, номинированные в иностранной валюте. Для иностранных банков в Китае были расширены возможности открытия филиалов. [1]
В 1985 году был осуществлён переход к системе сосуществования официального и рыночного обменного курса. Официальный обменный курс постепенно девальвировался для сокращения разрыва между двумя обменными курсами. К концу 1993 года официальный обменный курс составлял 5,8 юаня/долл., рыночный курс – 8,7 юаня/долл. США. В 1994 году был введён единый управляемый плавающий режим обменного курса на рыночной основе на уровне 8,7 юаня за долл. США. [2] Все внешнеторговые операции стали осуществляться по единому курсу: на всей территории страны был введён управляемый плавающий обменный курс юаня, привязанный к динамике платежного баланса и курсов валют. основных внешнеторговых партнеров. Иностранные фирмы получили возможность покупать акции китайских госпредприятий. В 1995 году была снижена норма для репатриации доходов во внешние инвестиции: инвесторы получили возможность вносить на депозит средства как в иностранной валюте, так и в юаневом эквиваленте. Держатели валютных счетов приобрели право конвертировать прибыль в юанях в иностранную валюту и переводить ее за рубеж. В 1996 году держатели валютных счетов приобрели право конвертировать прибыль в юанях в иностранную валюту и переводить ее за рубеж. Были сняты оставшиеся ограничения по текущим операциям. Иностранным банкам было разрешено предоставлять валютные услуги всем без исключения физическим и юридическим лицам и проводить операций с юанем. [1] После 1997 года была осуществлена фактическая привязка юаня к курсу доллара.
В 2005 году произошёл отход от фиксации юаня к доллару США и возврат к режиму управляемого плавания, курс стал формироваться относительно корзины валют из доллара, евро, японской йены. [2] Ежедневные колебания юаня от центрального паритетного курса находились в диапазоне 0,3%, происходила постепенная ревальвация по отношению к доллару США. В силу быстрого притока в Китай горячих денег и образования пузырей на фондовом рынке на фоне ожидания дальнейшего повышения курса Народный банк Китая проводил активную политику стерилизации ликвидности посредством выпуска облигаций и повышения нормы обязательных резервов для коммерческих банков, в связи с этой политикой также происходило накопление валютных резервов. [3] Дневной диапазон колебаний расширился до 0,5%, весной 2012 года — до 1%, а в марте 2014 года — до 2% с тем, чтобы повысить роль рыночных начал в формировании курса юаня. [4] В общей сложности за период с 2005 года по август 2015 года юань подорожал на 26,3% по отношению к доллару США. Постепенно расширялись лимиты банковских операций с иностранной валютой, вводились новые виды банковских операций с валютой в первую очередь с целью регулирования курсового риска. Началась реализация политики официального использования валютных запасов для инвестиций за рубежом, было разрешение использовать юань в трансграничных расчетах с Гонконгом и Макао, а также со странами АСЕАН. В 2008-2019 годах Народный банк Китая подписал двусторонние соглашения о валютных свопах с 35 странами и территориями на сумму свыше 500 млрд долларов. С 2010 года началось развитие оффшорного рынка юаней и номинированных в юанях ценных бумаг: было открыто более 20 офшорных центра китайской валюты: Гонконг, Сингапур, Лондон, Тайбэй, Люксембург, Франкфурт-на-Майне. Париж, Цюрих, Сидней и др. С августа 2010 года на межбанковский рынок облигаций КНР были допущены иностранные банки. [4]
С 11 августа 2015 года начался новый этап либерализации валютной политики Китая и переход к более рыночному механизму формирования обменного курса. Ежедневные котировки до открытия рынка должны быть основаны на курсе закрытия в предыдущий день, с диапазоном колебаний 2%. Произошла привязка юаня к корзине валют стран-основных торговых партнеров (всего 24 валюты). В 2016 году было введено новое правило установления центрального паритетного курса юаня, что фактически означает переход к смеси двух режимов привязки к корзине валют и плавающего курса. С 1 октября 2016 года юань был включён в состав корзины валют, составляющих специальные права заимствования. Более 70 стран и финансовых регуляторов включили юань в состав валютных резервов. [5] Тем не менее, в силу роста неопределенности в отношении курса юаня для участников рынка в 2016-2017 годах Китай отложил план либерализации счета операций с капиталом и ужесточил контроль над капиталом, что способствовало прекращению его оттока. С 2018 года проводится политика увеличения гибкости обменного курса. Так в 2020 г. волатильность юаня выросла до 5% по сравнению с менее чем 2% в предыдущие годы.
Валютное регулирование в Китае на современном этапе
Валютное регулирование в Китае на протяжении реформ и на современном этапе соответствует следующим принципам:
- принцип «гармонии» (или «совмещения»): задача валютного контроля заключается в использовании притока иностранного капитала для установления баланса между инвестициями и сбережениями, в привлечении зарубежных прогрессивных технологий и обеспечении роста собственного экспорта, а также в решении вопросов замещения импорта товарами отечественных производителей
- принцип «срединности»: соблюдается баланс государственного вмешательства и рыночных сил в процессе установления процентных ставок, в результате реформ и политики открытости роль государства в вопросах распределения денежного капитала была сознательно ослаблена, что способствовало укреплению связи между уровнем процентных ставок и экономическим положением в стране
- принцип «последовательности» (или «постепенности»): данный принцип отражает долговременный характер экономических целей Китая, многоэтапность их реализации, в частности, в сфере валютного регулирования и их интернационализации
- принцип «системности»: переход от курса как расчётного инструмента к курсу как способу регулирования платёжного баланса в КНР был сопряжён с наращиванием потенциала участников рынка по управлению рисками и становлением информационной системы наблюдения за источниками риска, а также политикой валютных интервенций и интернационализации юаня [1]
Заниженный курс китайской валюты долгое время расценивался США как одна из наиболее сильных протекционистских мер в интересах продвижения экспорта КНР на американский рынок и как некоторое ограничение по допуску зарубежной продукции и услуг на внутренний рынок Китая. В то же время присутствует понимание того, что китайская экономика заинтересована в притоке иностранных инвестиций, а поддержание заниженного курса юаня выступает фактором экономии и снижения издержек при размещении иностранных заказов на китайских предприятий или при размещении иностранных производств на территории Китая. [6] На современном этапе основной причиной девальвации юаня Народным Банком Китая является торговая война с США, в ходе которой Китай пытается отыграть повышение тарифов посредством ослабления курса национальной валюты.
Ещё одной характерной особенностью валютного регулирования в Китае являются значительные объёмы международных валютных резервов: на июнь 2021 года величина международных валютных резервов Китая составила 3214 млрд долларов, это крупнейший показатель в мире. [7] Объем валютных резервов Китая занимает около 30% от общемирового показателя. Для сравнения валютные резервы Японии, стоящей на втором месте в соответствующем рейтинге, составляют только 43% от китайских. На фоне неопределенности вокруг американо-китайских торговых отношений Поднебесная впервые обнародовала отчет Государственного управления валютного контроля КНР. В документе, в частности, раскрываются такие данные, как операционные показатели валютных резервов и их структура, а также представлены концепция инвестирования валютных резервов, методы управления рисками и др. Важнейший вывод доклада состоит в том, что доля американского доллара в структуре валютных резервов страны с 90-х годов значительно уменьшилась, что объясняется стремлением к диверсификации с целью снижения валютных рисков. [8]
Валютная система Китая
Основными органами, ответственными за надзор за потоком иностранной валюты, являются Государственное управление валютного контроля (ГУВК) и Народный банк Китая (НБК). Государственное управление валютного контроля – это государственное агентство, отвечающее за управление валютной деятельностью в Китае. Утверждение или регистрация в ГУВК требуется для ряда транзакций, включающих входящие и исходящие валютные платежи. [6] В китайской валютной системе есть два основных счета: текущий счет и счет операций с капиталом. Текущий счет применяется к обычным повторяющимся бизнес-операциям, включая торговые поступления и платежи, выплату процентов по внешнему долгу и репатриацию прибыли и дивидендов после налогообложения. Счет операций с капиталом затрагивает импорт и экспорт капитала, прямые инвестиции, а также займы и операции с ценными бумагами, включая погашение основного долга по иностранным долгам, зарубежные инвестиции, инвестиции в предприятия с иностранным капиталом и многое другое.
Рисунок 1. «Система обмена валюты Китая»
Согласно правилам Государственного управления валютного контроля, зарегистрированные предприятия с иностранным капиталом подчиняются общему требованию соотношения заемного капитала к собственному капиталу. Это означает, что из общего объема инвестиций в предприятие определенный процент должен составлять капитал, внесенный инвесторами.
Ранее ГУВК требовал от всех предприятий с иностранным капиталом представления отчета о капитале иностранных инвесторов, чтобы принять во внимание предполагаемый отток и приток иностранной валюты. Кроме того, уполномоченная аудиторская фирма должна была выпустить ежегодный отчет о движении иностранной валюты внутри проверяемой компании. Однако с 1 июня 2015 г. ежегодная проверка иностранной валюты для иностранных инвесторов была отменена. Вместо этого инвесторы должны подавать «регистрацию существующих прав» до 30 сентября каждого года.
Если предприятие с иностранным капиталом не соблюдает требования ГУВК, обменные бюро могут получить информацию о капитальном счете, а в свою очередь банки откажутся обрабатывать любые операции с иностранной валютой по счету операций с капиталом конкретной компании. Кроме того, если компания не соответствует условиям ГВУ, банки не позволят предприятию с иностранным капиталом распределять прибыль между иностранными акционерами.
Валютный контроль в Китае
В Китае компании, банки и частные лица должны соблюдать политику «закрытого» счета операций с капиталом. Это означает, что деньги нельзя свободно ввозить в страну или вывозить из нее, если они не соблюдают строгие правила обмена иностранной валюты. К тому же правительство ограничивает отток капитала, облагая налогом доходы от зарубежных активов. А также ограничивает приток капитала, облагая иностранными инвесторами налог на репатриированные доходы. [10]
В настоящее время иностранные граждане вправе:
- обменять иностранную валюту, ввезённую на территорию КНР, на юани
- обменять неиспользованную часть юаней на иностранную валюту при выезде из КНР по предоставлении справки из банка
- получать заработную плату, вознаграждение за работу и иные виды личного дохода в иностранной валюте в случае постоянного проживания на территории КНР (свыше одного года), а также в разрешённом объёме вывозить её за рубеж
- осуществлять валютно-обменные операции в общеустановленном порядке и разрешённом объёме (до 50 тыс. долларов в год) на основании разрешения на постоянное проживание на территории КНР [11]
Юридические лица, осуществляющие внешнеторговую деятельность, могут:
- обратиться в органы валютного контроля ГУВК КНР за разрешением на открытие валютного счёта через уполномоченный банк
- приобрести валюту, необходимую для стандартных внешнеторговых операций, в банке по месту открытия валютного счёта или в других банках, работающих с иностранной валютой
- совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов в рамках стандартных внешнеторговых операций
Проблемы развития иностранного бизнеса в валютной сфере
Учитывая ограничения Китая на обмен иностранной валюты, компании должны стратегически подходить к своим планам финансирования на ранних этапах предынвестиционной стадии. Распространенной ошибкой для иностранных компаний является недооценка своих затрат и переоценка прибыли, что приводит к нехватке капитала. Например, Компания А оптимистично зарекомендовала себя в Китае с меньшим размером уставного капитала, исходя из предположения, что она сможет быстро получать доход. Предположение было основано на соглашении с крупным клиентом, согласно которому клиент размещал крупный заказ и производил платеж в течение 90 дней. Однако платеж был задержан, и компания не смогла достичь запланированного денежного потока. Компания А понесла значительные начальные затраты, включая аренду склада, затраты на сырье и обязательства по заработной плате.
Чтобы покрыть расходы, зарубежная материнская компания предприняла шаги по увеличению уставного капитала, но до завершения всего процесса могут пройти недели. Тем временем компания А не могла платить своим сотрудникам и не выплачивала обязательные отчисления на социальное страхование. Таким образом, помимо первоначальных затрат, компания столкнулась с дополнительными штрафами.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются компании, заключается в том, что экспорт капитала или прибыли из Китая включает в себя повышенные уровни контроля и безопасности со стороны правительства из-за рекордного уровня прямых исходящих инвестиций в последние годы. Правительство Китая ввело новые меры контроля за движением капитала посредством введения официальных руководств в конце 2016 – начале 2017 года. [12] Например, издано положение ГУВК КНР «О порядке рассмотрения банками документов по внешнеторговым операциям» 4 апреля 2017 г. [13] В объявлениях указывалось, что некоторые исходящие транзакции не будут утверждаться, если не будет указано конкретное одобрение. Таким образом, на основе новых и ранее введенных нормативных документов, можно выделить основные особенности валютного регулирования, с которыми сталкиваются компании при осуществлении своей деятельности на территории КНР:
- Запрет на осуществление платежных операций в иностранной валюте на территории Китая
- Валютный доход от стандартных внешнеторговых операций должен быть переведен в юани или помещен на валютный счет в уполномоченном банке
- Обязательно оформление специальных документов, подтверждающих целевое использование валюты. При переводе валютных средств за границу юридические лица должны получить дополнительное разрешение ГУВК. При получении валютных переводов юридическим лицом без валютного счета, банк самостоятельно конвертирует валюту в юани по текущему курсу.
- Зарубежные переводы прибыли в иностранной валюте для отечественных компаний в размере более 50 тыс. долларов подлежат отдельному контролю со стороны валютных регуляторов;
- Валютная выручка от операций с финансовыми инструментами (прямые и портфельные иностранные инвестиции, иностранные кредиты, операции с ценными бумагами и т.д.) подлежит репатриации в КНР
- при оплате через банк импортных товаров (услуг) с суммой платежа менее 100 тыс. долл. банк имеет право самостоятельно принять решение о его подтверждении на основе достоверных сведений о репутации, благонадежности, бизнесе клиента и круге его контрагентов. При сумме более 100 тыс. долл. И при наличии подозрений в подлинности перевода, банк отправляет запрос к электронной базе данных с целью проверки импортной таможенной декларации.
- Ограничены переводы за рубеж валютных средств физическими лицами, максимальный размер перевода составляет 1 тыс. долл.
Перспективы либерализации валютного регулирования в Китае
Руководство КНР стремится либерализовать экономику путем создания зон свободной торговли и издания более свободных законов в сфере валютных отношений, международной торговли и движения капитала. [14] Вышеперечисленные ограничения в полной мере действуют только на территориях, находящихся вне зоны свободной торговли. В специальных экономических зонах и зонах свободной торговли внешнеторговая и инвестиционная деятельность либерализована в большей степени. В зонах отсутствуют ограничения к международным платежам и переводам средств по текущим операциям. При осуществлении прямых иностранных инвестиций зарубежные компании подлежат регистрации в органах валютного контроля в упрощенном порядке. Также в экспериментальных зонах свободной торговли могут применяться облегченные режимы валютного регулирования и контроля. На 2021 год функционирует 21 специальная зона по всей территории Китая, в том числе в самых экономически активных провинциях и муниципалитетах (Гуандун, Шаньдун, Шанхай, Пекин и другие). [15]
На данный момент степень развития финансовой инфраструктуры для проведения платежей в юанях уступает организации операций в долларах, доступных повсеместно. Кроме того, учитывая сохранение режима управляемого плавания валютного курса юаня и отсутствие полной конвертируемости, управление уровнем валютного риска по операциям с юанями представляет большую сложность по сравнению с операциями в долларах. Доля юаня в международных торговых расчетах составляет 2,05%, а доля юаня в международных резервах – около 2%. Более 100 стран и более 2200 финансовых институтов используют юань в торговых операциях. Уже в 2015 году Китай запустил собственную систему международных платежей (CIPS) в качестве альтернативы международной системе расчетов SWIFT, что облегчает процесс расчетов в юанях. Учитывая высокую степень вовлеченности Китая в международную торговлю, размер экономики КНР и шагов по интернационализации своей национальной валюты, можно сделать предположение об увеличении роли юаня для внешнеторговой деятельности. Это, в свою очередь, будет стимулировать спрос на китайскую валюту. Еще одно перспективное направление – проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Потенциальное расширение торговых связей между Азией, Африкой и Европой создаст дополнительный спрос на финансовую инфраструктуру, созданную Китаем, и как следствие на китайскую валюту, что будет способствовать дальнейшему вовлечению последней в международные расчеты. Помимо стимулирования использования юаня в международных расчетах КНР также предпринимает шаги по созданию альтернативной финансово-банковской системы, основой которой будет выступать китайская валюта. Это свидетельствует о дальнейшем усилении роли юаня в мировых валютно-финансовых отношениях и служит предпосылкой для дальнейшего увеличения доли международных расчетов в юанях.