Яшарова Л. И., Мальцагов И. Д. Особенности разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 161-165
Постановка проблемы. Преступность несовершеннолетних является глобальной проблемой во всем мире и требует от государств выработки эффективных стратегических программ для ее урегулирования. Одним из шагов со стороны нашего государства для улучшения сложившейся ситуации стало внедрение элементов ювенальной юстиции в национальное судопроизводство.
Такой подход существенно повлиял на процесс совершенствования действующего законодательства, направленного на профилактику преступности несовершеннолетних, осуществление эффективного судопроизводства, направленного на развитие восстановительного правосудия и социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей. Однако остаются не решенными вопросы по совершенствованию системы судопроизводства в отношении несовершеннолетних, в частности создание специализированного ювенального суда, отделенного от общей системы правосудия.
Состояние исследования. Вопрос судопроизводства относительно несовершеннолетних нашли свое отражение в трудах таких ученых и практиков, как А.Я. Ветрова, О.Ф. Галимов, Л. Голубева, Л.Л. Каневский, И.С. Манова, Е.Б. Мельникова, Н.Ш. Сафин, В.М. Трубников, В.В. Шимановский и др.
Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет значительное число особенностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством страны. Имеет отличия и судебное рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних подсудимых.
В настоящей работе не будем рассматривать вышеуказанные особенности, поскольку это скорее тема полномасштабной научной работы, остановимся на одной из особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних – на возможности применения в отношении последних принудительных мер воспитательного воздействия, а также на возможности помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Данная возможность предусмотрена ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также вытекает из требований уголовно-процессуального законодательства, и соответствует международным принципам, закрепленным в таких международных актах, как Конвенция о правах ребенка (1989) [1], Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985) [2], Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990) [4].
Такое правопонимание отражено и в других официальных документах, в том числе в Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних» [3].
Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему суду регулируется как нормами уголовного и уголовно-процессуального права, так и имеет свои специальные задачи. Этим обусловлена необходимость индивидуализации исследования обстоятельств преступления, совершенного несовершеннолетним подсудимым, а также оценка личности несовершеннолетнего преступника.
Только индивидуальный подход к возможности применения в отношении несовершеннолетнего подсудимого меры воспитательного воздействия будет отвечать задачам и принципам уголовно-процессуального законодательства, а также соразмерности совершенному преступлению и личности несовершеннолетнего преступника [6, С. 56–60].
Как уже отмечалось, судопроизводство с участием несовершеннолетних имеет свои процессуальные отличия и особенности. В соответствии с требованиями ст. 420 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, производство в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке с особенностями, предусмотренными главой 50 Уголовно-процессуального кодекс Российской Федерации. Общий порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних предусмотрен для несовершеннолетних, которым судом назначается наказание. В этом же порядке судом рассматривается вопрос освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 432 УПК РФ).
Надо полагать, что общий порядок должен распространяться и на решение вопросов освобождения подсудимого несовершеннолетнего возраста от уголовной ответственности с прекращением уголовного дела и применением к подсудимому принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 431 УПК РФ).
Вместе с тем, законодатель предусмотрел особенности процедуры применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия [9].
Применение наказания несовершеннолетним подсудимым фактически подчиняется общим уголовно-процессуальным правилам и не имеет специфических особенностей. Вопросы же применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним фактически породили особенности рассмотрения дел в отношении последних, которые и нашли свое отражение в ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [11].
Фактически эти особенности сводятся к прекращению следователем или дознавателем (с соблюдением установленной процедуры согласования вышестоящих должностных лиц) уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и возбуждению ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительной меры воспитательного воздействия перед судом.
Порядок рассмотрения такого ходатайства судом предусмотрен ст.108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних обвиняемых выделяет данную категорию участников уголовного процесса в особую категорию [12, С. 18–24].
Применяемые в отношении несовершеннолетних меры воспитательного воздействия не относятся к разновидности уголовного наказания, а носят профилактический характер в целях предупреждения совершения повторных преступлений и административных правонарушений, а также направлены на возмещение ущерба, причиненного преступными действиями несовершеннолетнего.
Таким образом, уголовное производство по делам с участием несовершеннолетних — это такой порядок уголовного производства, в котором сочетаются правила общего производства как на стадии предварительного расследования, так и в суде, со специально установленными особенностями, призванными гарантировать права и законные интересы подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, не достигших совершеннолетия к моменту совершения преступления, и направленными на профилактику повторных преступлений несовершеннолетних в будущем.
Такие особенности предусмотрены законодателем ввиду психофизиологической и социальной незрелости несовершеннолетних и направлены обеспечить повышенную защиту участников уголовного процесса, не достигших совершеннолетия.
Статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность суда учесть особенности несовершеннолетних, вызванные их возрастом, социальным статусом. Это выразилось в обязанности суда доказывать не только обстоятельства, закрепленные ст.73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но также исследовать данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого, его психическом развитии, а также особенностях личности, влияние родственников на его формирование как личности [5, С. 14-17].
Если будет установлено, что несовершеннолетний подсудимый отстает в психическом развитии, при этом данное отставание не связано с психическим расстройством, необходимо установить, мог ли данный несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1, 2). Также устанавливается, здоров ли несовершеннолетний, поскольку ряд заболеваний препятствует его помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. После того, как доказан факт совершения несовершеннолетним преступного деяния, внимание суда обращается на психологические особенности совершения преступления [7, С. 109–114].
Изучается социально-психологический статус несовершеннолетнего подсудимого, его психическое и личностное развитие, а также коммуникация со сверстниками и взрослыми. Выясняется уровень развития несовершеннолетнего, его соответствие биологическому возрасту, особенности его познавательной и мыслительной деятельности, а также психологические особенности, способные влиять на волю несовершеннолетнего.
Не без внимания должны остаться и система ценностей и установок подсудимого, которые сформировались к моменту совершения преступления и также характеризуют его личность. Эта информация в полной мере должна выясняться не только судом в стадии судебного разбирательства, но также следователем, дознавателем в ходе предварительного расследования, а также экспертом при производстве судебной экспертизы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе судебного рассмотрения по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего подсудимого, а равно и в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, большее значение следователем, дознавателем, судом уделяется воспитательному воздействию на несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление, нежели карательной функции, присущей уголовно-правовой системе. Коснемся перспектив совершенствования уголовно-процессуального законодательства России [8, С. 25-31].
В случае если несовершеннолетний отстает в психическом развитии, в отношении него проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Эксперты в этом случае решают вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.
Верховный суд Российской Федерации в Постановлении пленума дал разъяснение, в соответствии с которым обстоятельства, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, устанавливаются путем назначения и проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы [13, С. 87].
Учитывая требования п. 3 ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в обязательном порядке назначается и проводится судебная экспертиза в случае необходимости установления психического и физического состояния несовершеннолетнего подсудимого, если возникло сомнение во вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в ходе предварительного расследования или рассмотрения уголовного дела судом.
Вместе с тем, полагаем, что в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых такая экспертиза должна проводиться по каждому уголовному делу без исключений. Это обусловлено тем, что сомнения во вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и отстаивать интересы, которые могут или должны возникнуть у суда (следователя) – слишком абстрактная категория, зависящая от субъективных факторов, на которые несовершеннолетний повлиять не в силах [10].
Кроме того, как правило, выводы судебной психолого-психиатрической экспертизы влияют на решение суда о выборе той или иной принудительной меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего подсудимого. Вместе с тем, несмотря на широкие возможности суда при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого, судами нередко допускаются нарушения требований действующего уголовно-процессуального законодательства, не применяются особые правила рассмотрения таких уголовных дел, что приводит к нелегитимности постановленных приговоров.
Данную проблему возможно решить путем введения специализации судей на уголовных делах в отношении несовершеннолетних. Необходимо отметить, что в следственных органах такая специализация распространена уже значительное время и подтвердила оправданность ее введения.
Выводы. Проанализировав особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, можно констатировать что, несмотря на действующее правовое поле и действенные шаги по внедрению ювенальной юстиции, в определенной степени улучшило уголовное процессуальное положение несовершеннолетних, остается ряд нерешенных вопросов по совершенствованию системы судопроизводства в отношении несовершеннолетнего.
С целью решения таких вопросов поддерживаем мнение ученых, представителей законодательной власти, представителей правоохранительных органов, а также судей, которые указывают на необходимость создания специализированного ювенального суда, отделенного от общего системы правосудия. Учитывая, что дети все же не является взрослыми и их жизни в значительной степени зависят от взрослых и общества, к тому же они имеют более низкий уровень умственной, эмоциональной, интеллектуальной зрелости, деятельность такой системы правосудия должна быть направлена исключительно на защиту, а отношение к ним должно соответствовать их возрастному состоянию и уровню развития.