Особенности моногородов Российской Федерации и их основные проблемы

Ищенко Алена Игоревна
e-mail: ishchenko-spb@mail.ru

Научный руководитель
Миловзорова Мария Николаевна
e-mail: znaumeru@yandex.ru

Понятие «моногород» или «монопрофильный город» подразумевает населенный пункт, который зависит от одного крупного предприятия или нескольких в плане трудоустройства. Такие предприятия также известны как «градообразующие». Подобная организация расселения получила широкое распространение при СССР и сохраняется до сегодняшнего дня. Моногорода обеспечивают оптимальное развитие территорий различного уровня. Они функционируют в условиях повышенного социально-экономического риска: в те периоды, когда наблюдается подъем экономики, моногорода обеспечивают рост и развитие производства, однако первыми становятся негативными факторами в условиях кризиса.

Большинство предприятий подобного типа ориентированы на производство и выполнение государственных оборонных заказов или минерально-сырьевых заказов. Специализация городов на выпуске одного типа продукции является причиной высокой зависимости от изменений в рыночной конъюнктуре, что в результате негативного развития событий ведет к увеличению процента безработицы (в следствие увольнения работников) и потере производственных мощностей. [4; с. 52]

Изначально, термин «моногород» не был закреплен законодательно, но в 2013 году Министерству экономического развития было поручено провести классификацию монопрофильных городов.

Министерством регионального развития России определены следующие критерии «моногорода»:

•    муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;

•    численность постоянного населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;

•    численность работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций), осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса) достигала в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), предусмотренного пунктом 1 настоящего документа, 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

•    осуществление одной из указанных организаций (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) производству, и (или) переработке промышленной продукции. [7]

При учете социально-экономического состояния проживающих на территории моногородов граждан, уровень безработицы и состояние рынка, профильного градообразующему предприятию была составлена следующая классификация:

•    Стабильные моногорода (Череповец, Тольятти, Железногорск, Сланцы);

•    Моногорода, находящиеся в зоне риска;

•    Кризисные моногорода (Лахденпохья, Бетошь, Бакал, Туим).

Для моногорода существует несколько определяющих факторов. Во-первых, это число градообразующих предприятий – одно или несколько – в случае, если регион имеет в распоряжении не одно крупное предприятие, количество рабочих мест существенно выше, чем у регионов с одним предприятием. Во-вторых, нужно принимать во внимание удаленность промышленного города от крупных региональных центров; чем ближе центры, тем больше у трудоспособного населения выбор сферы деятельности, а, следовательно, и возможности улучшить благосостояние не только своей семьи, но и региона в целом. В-третьих, конечно, нельзя забывать о том, что любой моногород сильно зависит от бюджет градообразующего предприятия и от его финансирования государством. Поддержка государственными дотациями очень важна для монопрофильных регионов: благодаря ей развивается не только крупное предприятие, но и появляется возможность расширения производства, вложения в развитие малого и среднего бизнеса, в социальную сферу.

Помимо деления городов по стабильности региона, существует ещё несколько типов классификации моногородов:

•    По времени возникновения моногорода;

•    По происхождению моногородов;

•    По структурным особенностям;

•    По видам моногородов;

•    По стадии жизненного цикла;

•    По ориентации градообразующего предприятия;

•    По пространственно-экономическому фактору. [5; с. 173-174]

По стадиям жизненного цикла моногорода подразделяются:

•    Зарождающиеся – характеризуются интенсивным строительством, ростом спроса на товары специфического профиля, градообразующее предприятие имеет малую долю в экономике региона;

•    Развивающиеся – развивается инфраструктура и сфер обслуживания;

•    Зрелые – характерны стабильные демографические процессы и социальная сфера, высокий уровень жизни населения;

•    Ослабевающие – при снижении активности градообразующего предприятия уровень жизни может оставаться высоким;

•    Стагнационные – ухудшение качества жизни населения в следствие спада производства градообразующего предприятия;

•    Возрождающиеся – характеризуются сменой специализации, в остальном не отличаются от зарождающихся моногородов.

По происхождению моногорода можно разделить на следующие виды:

•    Моногорода, которые возникли как узкопрофильные, так продолжающие ими быть;

•    Моногорода, которые стали узкопрофильными в процессе развития производства;

•    Моногорода, потерявшие узкопрофильность в связи с экономической ситуацией. (Например, в связи с закрытием и банкротством градообразующего предприятия).

По ориентации градообразующего предприятия можно выделить:

•    Машиностроительные моногорода – градообразующими предприятиями являются предприятия легкой промышленности, металлургическим, коксохимическим предприятиям и прокатным заводам.

•    Угледобывающие моногорода – к этому типу относятся села и поселения, расположенные при угольных шахтах.

•    Моногорода цветной металлургии – в основном многофункциональные поселения связанные, например, с оловодобывающими или золотодобывающими предприятиями.

•    Моногорода химической промышленности – связана в основном с вредным производством, химикатами, добычей и переработкой первичного сырья.

•    Нефтегазовые города – специализируются на добыче нефти и газа. Окружены временными поселками.

•    Лесопромышленные моногорода – населенные пункты образованы около предприятий, занимающихся лесозаготовками.

•    Моногорода пищевой промышленности.

Пространственно-экономический фактор позволяет выделить:

•    Металлургические – химические, металлургические предприятия в близи крупных регионов. Для них характерны наименьшие затраты на поддержание стабильной социально-экономической среды.

•    Сырьевые – предприятия по переработке и добыче сырья и полезных ископаемых, угля, нефти, газа, руд. В таких городах преобладает прирост трудоспособного населения.

•    Промышленные – предприятия цветной металлургии и тяжелой промышленности. Снижение стоимости экспортируемой продукции привело к упадку этих регионов.

В настоящее время довольно быстрое развитие демонстрируют особые зоны: наукограды (технополисы) и территории опережающего развития. Наукоградом называется горд или его район, который имеет высокий научный потенциал и связан с научно-производственным комплексом предприятий. Технополисы созданы для производства современной технической продукции и для исследования в области наукоемких технологий. Они являются особыми компактно расположенными комплексами научных образований с развитой инфраструктурой, поддержание которой требует внушительных финансовых вложений.

Территорией опережающего развития называется экономическая зона, характеризуемая упрощением многих бюрократических процедур, льготной налоговой базой и любыми другими привилегиями Российской Федерации. Подобные зоны создаются для привлечения инвестиционного капитала, что служит улучшению качества жизни населения и скорейшему развитию экономического сектора. Территории опережающего развития обеспечивают условия для комфортного ведения бизнеса; это зона с благоприятной для старта производства и инфраструктурой позволяет привлекать крупные конкурентоспособные предприятия.

Классификация позволяет рассмотреть различные группы моногородов и выделить основные проблемы развития региона, однако не стоит забывать, что каждый моногород в отдельности имеет свои проблемы развития и особенности. При выявлении проблем стоит учитывать масштаб производства, направленность специализации моногорода, климатические и территориальные условия, плотность населения в регионе, социальные и демографические факторы.

К главным проблемам моногородов можно отнести:

•    Кризис производства – экономическое состояние моногорода сильно зависит от экономической ситуации, сложившейся на градообразующем предприятии. Снижение производственных мощностей, падение рентабельности, отсутствие конкурентоспособной продукции и изношенное оборудование приводят к упадку как предприятия, так и региона.

•    Отток трудоспособного населения – сокращение доли работоспособного населения ведет к снижению спроса на продукцию, и, как следствие, к снижению общих доходов и обнищанию местных жителей.

•    Узкий рынок труда – из-за наличия в регионе одного или, максимум, нескольких крупных предприятий, работники лишаются возможности выбирать и претендовать на различные рабочие места или менять специализацию и сферу деятельности по своему желанию, что приводит к оттоку рабочей силы.

•    Зависимость региона от бюджета крупного предприятия – стабильность местного бюджета напрямую зависит от финансовой деятельности градообразующего предприятия, так как оно является основным налогоплательщиком. Любое негативное изменение в экономической ситуации на предприятии приводит к ухудшению социально-экономической ситуации в регионе.

•    Качество трудовых ресурсов – узкая специализированная направленность деятельности градообразующего предприятия влияет и на сферу образования. Отсутствие разнонаправленного, качественного образования и возможности получать его удаленно ведет к снижению качества трудовых ресурсов.

•    Моноцентрачная экономика – когда доля градообразующего предприятия во всем производстве города равна или больше половины, можно сделать вывод о сильной зависимости региона не только от экономической, но и от производственной деятельности крупного предприятия. Снижение объемов производства приведет к дефициту рынка и росту цен на товары и услуги.

•    Рост уровня безработицы – по причине узкой и ограниченной специализации градообразующего предприятия спрос на рынке труда превышает предложение. Для развития кадрового потенциала в моногородах необходимы условия для профессиональной переподготовки уже существующих кадров и обучения новых.

•    Недостаточная государственная поддержка региона – моногрода не способны существовать только за счет налогов градообразующего предприятия. В первую очередь, монопрофильные образования созданы для выполнения государственных заказов, поэтому участие государства в экономической поддержке регионов необходимо. Отсутствие дотаций приводит к ухудшению ситуации крупного предприятия и всего региана.

•    Низкая доля инвестиционных вложений.

•    Медленное развитие градообразующего предприятия – отсутствие достаточной экономической базы и низкий уровень диверсификации экономики является причиной невозможности создания дополнительных рабочих мест, что снизило бы зависимость региона от градообразующего предприятия.

•    Удаленность моногородов от крупных региональных центров – большинство проблем моногородов связано с плохой транспортной доступностью. Отсутствие автомобильных и железных дорог, увеличение стоимости перевозок продукции – все это ведет к осложнению ситуации в регионе и обнищанию.

•    Климатические особенности расположения моногородов – нужно помнить, что многие монопрофильные города и поселения образованы в непростых геологических условиях, что делает деятельность многих предприятий невыгодной. [1; с. 174]

В настоящее время множество государственных программ направлено на поддержание экономики моногородов. Государство направляет средства бюджета для формирования следующих приоритетов:

•    Привлечение инвестиций;

•    Расширение инфраструктуры моногородов;

•    Создание конкурентоспособной среды для предприятий;

•    Обеспечение населения новыми рабочими местами;

•    Стимулирование предпринимательской деятельности.

•    Целью программы поддержки является повышение качества жизни населения моногородов; создание условий для развития социальной, культурной и экономической сфер, а также обеспечение экологической безопасности региона. При решении практически важных вопросов диверсификации экономики промышленного моногорода на основе ее структурных преобразований необходимо осуществить поиск инновационных для рассматриваемого города приоритетных направлений расширения его экономической специализации. [6; с. 219]

Согласно данным Министерства экономического развития за последние десять лет, при поддержке государства ситуация во многих моногородах значительно улучшилась, но, поскольку каждый регион индивидуален, нерешенными остались ещё множество проблем, поэтому необходим поиск новых подходов и инструментов их решения.

Статья показалось интересной? Ознакомься и с другими нашими материалами.