Основы профессионального коучинга

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Как такое профессиональный коучинг?

 

Ю.Б.: Международная  Федерация Коучинга (ICF): определяет профессиональный коучинг как непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

«Коучинг» — это дословный перевод с  английского «coaching», что можно перевести как «тренировка, опека, подготовка». Тем не менее, термин  «коучинг» не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, социологии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на последовательное, под курированием коуча, достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Термин коучинг можно иначе назвать «совместное достижение» или «развивающее консультирование».

А.К.: Именно с целью непрерывного сотрудничества со старшеклассниками и выпускниками школ, с целью личностного коучинга, помощи в приобретении практических навыков была создана «Школа юных стратегов Владимира Квинта». Школа призвана способствовать обучению и воспитанию социально-ориентированных, самостоятельных и конкурентоспособных молодых людей России, обладающих лидерскими качествами, ориентированных на развитие и использование в интересах общества своего творческого потенциала, умеющих стратегически мыслить, определять стратегические приоритеты и цели своей жизни с учетом имеющихся ресурсов и фактора времени, выявлять новые возможности и преодолевать трудности».

Как появилась необходимость создать Школу юных стратегов?

Ю.Б.: Необходимость в создании такой Школы возникла в силу того, что подростковый возраст считается наиболее сложным и в тоже время наиболее важным: именно в этом возрасте определяются базовые жизненные ценности (своего рода философский контекст будущей жизни), которые в будущем будут пересмотрены только в случае возникновения серьезных жизненный кризисов (однажды приняв одну базовую философию, индивид вряд ли захочет ее менять в будущем без крайней необходимости). Именно старшеклассники школ и гимназий должны сами (очень желательно, чтобы это не было навязанным мнением родителей) определить свою профессию и выбрать ВУЗ для дальнейшей учебы.

А.К.: Данная молодежная социальная группа как ни одна другая нуждается в грамотном коучинге со стороны профессионалов. Школа юных стратегов Владимира Квинта как социальный институт обеспечивает курирование и сопровождение своих подопечных в том, что учит их формулировать стратегии, развивать компетенции для достижения стратегических целей.

Ю.Б.: Тем более это необходимо, что молодежных организаций сейчас представлено достаточно мало, а тех, которые помогают «найти себя», помогают в определении стратегических целей, жизненных ценностей – и совсем немного.

Какие задачи призвана решать Школа юных стратегов?

 

А.К.:  Школа, безусловно, не имеет идеологических задач: она помогает осуществлять целеполагание, развивая при этом у молодежи необходимые профессиональные компетенции. Школа учит стратегированию, а не осуществляет стратегирование вместо своих учеников. Ведь именно самостоятельно разработанная стратегия будет полностью принята самим молодым человеком, встающим на жизненный путь.

Идеологический символ Школы юных стратегов выполняет личность ее основателя – Владимира Квинта, как человека-легенды, добившегося небывалых мировых научных высот самостоятельно, благодаря выработанным в себе профессиональным компетенциям и навыкам, это очень вдохновляющий пример “self-made-man”.

Ю.Б.: Именно поэтому Школа юных стратегов Владимира Квинта занимает эту давно пустующую нишу, решая следующие задачи:

  1. Развивать начальные навыки долгосрочного видения, самостоятельного и стратегического мышления молодого человека, понимать основы стратегического управления.
  2. Воспитывать социально-ориентированные качества лидерства, познавательные интересы в сфере стратегии и управления.
  3. Развивать практические навыки лидерства, стратегирования.
  4. Осуществлять профессионально-ориентационную деятельность с учащимися 8-11 классов.
  5.  Развивать кругозор молодых людей, знакомя их как с историей стратегической мысли, основами теории стратегии, так и с практикой стратегирования посредством проведения встреч с ведущими практиками стратегического управления различных уровней корпоративного, муниципального и государственного руководства.
  6. Развивать начальные навыки долгосрочного видения, самостоятельного и стратегического мышления молодого человека, понимать основы стратегического управления.
  7. Воспитывать социально-ориентированные качества лидерства, познавательные интересы в области стратегирования.
  8. Развивать практические навыки лидерства, стратегирования, стратегического управления и планирования: умение определять стратегические приоритеты и цели с учетом имеющихся ресурсов и времени, учитывая возможности и угрозы, сильные и слабые стороны внешней и внутренней среды.
  9. Осуществлять профессионально-ориентационную деятельность с учащимися 8-11 классов.
  10.  Развивать кругозор молодых людей, знакомя их как с историей стратегической мысли, основами теории стратегии, так и с практикой стратегирования посредством проведения встреч с ведущими практиками стратегического менеджмента различных уровней корпоративного, муниципального и государственного руководства.

 

То есть основатель Школы и является её основным коучем?

Ю.Б.: Абсолютно правильно. Биография Владимира Львовича, то как он в 26 лет он стал кандидатом наук, в 38 – доктором наук, в 40 лет – профессором, а в 57 лет – академиком, иностранным членом РАН, избран почетным доктором, почетным профессором в университетах России, Бельгии, США, Албании, Казахстана, Киргизии, Украины – все это служит примером и образцом для подражания ученикам Школы.

А.К.: Непосредственное общение молодежи с таким коучем вдохновляет учеников Школы, стимулирует ставить в жизненных целях и приоритетах высокую жизненную планку, вдохновляет на выход за рамки установленных социумом шаблонов и ограничений. Как говорит В.Л. Квинт своим ученикам, «при разработке стратегии крайне не желательно полагаться только на здравый смысл, когда тебе говорят, что так нельзя, что так не делали. Надо искать ассиметричные стратегии; не надо повторять то, что делает ваш конкурент, потому, что так вы его никогда не опередите… Главный фактор стратегии – это фактор времени. Всё остальное можно изменить, а вот время – невозможно». Такие установки руководителя Школы будут способствовать воспитанию «пассионариев», способных вилять на ход истории, осуществлять в будущем грамотное стратегическое руководство.

 

Благодарю Вас за интервью, высказанные экспертные мнения.