Опрос как важный элемент в PR-кампании
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
Юлия Паулевна, охарактеризуйте, пожалуйста, опрос как элемент PR-кампании.
Метод опроса — это выявление информации у респондентов в максимально короткие сроки. Социологи детально проработали этот метод, подчеркивая его уникальность, достоинства и недостатки, поэтому, используя опросы в PR-кампаниях, лучше обратищаться к социологическому опыту для того, чтобы избежать и предупредить возможные ошибки.
Какие типы респондентов существуют?
Социологи для получения информации обращаются к таким типам респондентов как рядовые респонденты, составляющие большую совокупность людей, обладающих характеристиками генеральной совокупности в целом. Существуют также лидеры мнений, активнее всех выражающие мнения и интересы группы, в которую они входят. И эксперты, иными словами, специалисты в определенной сфере профессиональной деятельности. Чаще всего интервью с ними проводится на первых этапах PR-кампании.
Какую информацию можно получить в результате проведения опроса?
PR-специалисты получают субъективные мнения по интересующей проблеме. Для социологов это не всегда желательно, т.к. искажает объективную реальность, но PR-специалистов интересует именно «преломленное» в сознании каждого респондента видение реальности, т.к. именно это видение они и стараются сформировать посредством PR-деятельности.
Юлия Паулевна, расскажите подробнее о разновидностях опроса.
Принято считать, что существует две разновидности анкетирование и интервьюирование. В любом случае PR-специалист изучает мнения респондентов — участников проводимой акции или исследования. Различие кроется в том, что интервьюирование — это непосредственный личный контакт с респондентом, а анкетирование — это общение по средствам бумаги. Из-за этого содержание анкеты, особенности комбинирования вопросов, личность интервьюера и анкетируемого, качество его работы оказывают влияние на качество полученной информации.
Как мотивировать опрашиваемых?
При проведении любого анкетирования необходимо помнить, что наиболее емкой проблемой будет возврат анкет. Для возврата большей части анкет интервьюеры могут использовать следующие способы мотивации:
Во-первых, подчеркивание актуальности, жизненной важности проблемы для респондента.
Во-вторых, материально мотивировать респондента, разыгрывая какой-нибудь приз среди тех, кто заполнил и вернул анкеты.
И, наконец, во время проведения опроса по почте можно за несколько дней до рассылки направлять будущим участникам опроса уведомление, рассказав в нем о целях исследования, его значении, актуальности, объяснив важность участия. После чего, через 4-5 дней можно по тем же адресам отправить открытки с напоминанием о необходимости возврата анкет.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».