Новые тенденции в отношении к конфликтам в российских организациях
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Прошлый раз мы начали беседовать о результатах исследования конфликтов в российских организациях, скажите, пожалуйста, какие еще интересные тенденции удалось обнаружить?
Ю.Б. – Интересно, что на вопрос о том, «есть ли в вашей организации уважаемая традиция разрешения конфликта?» ответ «Нет» был почти единодушным – 75 %, соответственно, только для 25% такая традиция существует. Это очень печально, с одной стороны, с другой – показывает, что организациям есть над чем работать, выявлены «слабые места».
В.Ж. – Как Вы можете объяснить такую статистику?
А.К. – Я думаю, это обусловлено тем, что отношение к конфликтам у нас «традиционно» отрицательное. Это мешает использовать конфликты как триггер для личностного развития, и профессионального роста.
В.Ж. – Какие же существуют традиции разрешения конфликтов?
Ю.Б. – Мы задавали вопрос: «Кратко опишите традицию разрешения конфликтов в организации, в которой вы работаете» и это был так называемый «открытый вопрос», то есть без перечисленных вариантов, чтобы получить совершенно новую информацию о традиции разрешения конфликтов в каждой из исследуемых компаний.
В.Ж. – Как Вы можете охарактеризовать ответы респондентов?
А.К. — Ответы респондентов можно разделить на три категории:
Категория 1 — «всегда можно найти положительное решение», мы привыкли жить без ссор»;
Категория 2 — «просить высшее руководство выступить посредником и помочь разрешить конфликт»;
Категория 3 — «заставить каждую сторону конфликта вести переговоры», «рассмотреть ситуацию сверху»;
Ю.Б. — Мы увидели, что основная попытка большинства состоит в том, чтобы избежать конфликта, пытаясь мыслить позитивно. Если конфликт все-таки случается, то топ-менеджмент попросят провести переговоры. Фактически, результаты этого вопроса подтверждают общую тенденцию, о которой мы говорили прошлый раз, когда 77% всех сотрудников во всех трех организациях отрицательно отреагировали на сам факт существования конфликта.
В.Ж. – Удалось ли обнаружить еще какие-то интересные факты, требующие исправления в ходе консалтинга?
А.К. – Да, и достаточно много. Мы можем в целом говорить о сформированной тенденции в сфере HR, но я предлагаю обсудить это уже следующий раз.
В.Ж. – Спасибо, до встречи!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».