Необходимость создания кодифицированного акта, регулирующего вопрос применения суррогатного материнства в Российской Федерации

Стрижелецкая Екатерина Валерьевна
strizheletskaya@mail.ru

Благодаря высокому уровню развития современной медицины, граждане РФ, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, имеют возможность прибегнуть к помощи вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). При наличии медицинский показаний, граждане могут обратиться к услугам суррогатной матери.

Согласно статистике, РФ признается одним из мировых лидеров в сфере применения суррогатного материнства, как в количественном, так и в качественном аспекте. Именно по этой причине среди иностранцев распространен так называемый «Медицинский туризм», когда иностранные граждане приезжают в РФ, чтобы воспользоваться программами суррогатного материнства.

В настоящий момент в России не принят единый нормативный акт по вопросу применения ВРТ, однако в действующем законодательстве содержится достаточное количество норм, регламентирующих данный вопрос (достаточное по сравнению с другими странами). Важно сказать, что существуют страны, в которых на законодательном уровне запрещено прибегать к услугам суррогатного материнства (Франция, Германия, Австрия). В таких странах как Испания, Бельгия и Греция суррогатное материнство не регулируется законом, но и не запрещается им. При этом в ряде государств допускается суррогатное материнство, но лишь на некоммерческой основе (Великобритания, Канада, Израиль).

Актуальность данной статьи объясняется отсутствием единого нормативного акта, регулирующего вопрос применения ВРТ на территории Российской Федерации. Кроме того, существует большое количество судебной практики, которая противоречит нормам действующего законодательства в сфере суррогатного материнства.

Легальная дефиниция понятия вспомогательных репродуктивных технологий приведена в ч. 1 ст. 55 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» : «Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства)» .

Важно отметить, что законодатель подразумевает под словом «лечение» систему мероприятий, направленных на устранение проблем, препятствующих возможности завести ребенка, т. е. на восстановление репродуктивного здоровья.

Также законодатель отмечает, что отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются внеорганизма биологической матери ребенка.

Одной из разновидностей ВРТ является суррогатное материнство – метод лечения, при котором аналогичные процессы происходят в рамках заключенного между суррогатной матерью и родителями договора. К данному методу прибегают лица, которые по медицинским показаниям не могут завести ребенка, при этом, как правило, иные методы ВРТ такими лицами исчерпаны.

Согласно определению, которое содержится в п. 9 ст. 55 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

Как было сказано раннее, нормы, регламентирующие правовые аспекты суррогатного материнства содержатся в различных нормативных актах. Таким образом для того, чтобы ознакомиться с законодательством и в полной мере изучить данный вопрос, субъектам суррогатного материнства (потенциальным родителям и суррогатной матери) необходимо обратиться сразу к нескольким нормативным актам, а также детально изучить существующую Российскую и зарубежную судебную практику.

В качестве основных нормативных актов в сфере вспомогательных репродуктивных технологий выделяют:

— Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ст. 51, 52)

— Федеральный закон от 21.11.2011 N 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 55)

— Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»

— Приказ Минздрава России от 30 октября 2012 г. N 556н «Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий».

— Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н «о порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»

Среди актуальной судебной практики по данному вопросу необходимо указать:

-Отказное Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 №2318-О, а также мнение судьи Конституционного Суда РФ Александра Кокотова относительно проблематики суррогатного материнства;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №16 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей»;

— Постановление Европейского суда по правам человека от 2017 года в деле «Парадизо и Кампанелли против Италии» (жалоба №25358/12), где предлагаются пути разрешения проблем в сфере репродуктивных технологий.

Говоря о субъектах суррогатного материнства, законодатель выделяет две стороны: суррогатную мать и потенциальных родителей (мужчину и женщину, как состоящих, так и не состоящих в браке / одинокую женщину). Таким образом, можно прийти к выводу, что договор суррогатного материнства является двухсторонним. Однако, некоторые ученые полагают, что договор суррогатного материнства является многосторонним, и в качестве третьей стороны предлагают выделять медицинскую организацию, предоставляющую данную услугу.

Формально перечень субъектов суррогатного материнства является исчерпывающим. Однако, вопрос о том, может ли одинокий мужчина обратиться к услугам суррогатной матери является открытым. На сегодняшний день, в законе нет прямого запрета или разрешения на родительство одинокого мужчины. При этом практике такое явление является довольно распространенным, судами неоднократно выносились решения, из смысла которых следует, что одинокие мужчины прибегали к использованию услуг суррогатных матерей на территории РФ.

Конституционный Суд (Далее — Суд) в своем Постановлении 29.06.2021 N 30-П подчеркивает, что признание судом отцовства одинокого мужчины, который воспользовался услугами суррогатной матери, оправдано только необходимостью обеспечить детям родительское попечение. Судом презюмируется, что в качестве суррогатных родителей должна выступать супружеская пара, ввиду «сложившихся в обществе представлений о традиционной модели семейных отношений, также предполагающих основанный на принципе добровольности брачный союз мужчины и женщины».

Также не стоит забывать о том, что генетический материл для процедуры оплодотворения может быть предоставлен не только родителями будущего ребенка, но и донорами. При этом могут существовать различные комбинации, например, может быть использован генетический материал матери + донора мужчины, генетический материал отца+ донора женщины, или материалы двух доноров (мужчины и женщины). Следовательно, при таких обстоятельствах, может возникнуть еще один или несколько субъектов данных правоотношений.

Обратимся к понятию суррогатного материнства, согласно п. 9 ст. 55 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

В данном определении законодатель отмечает, что отношения между суррогатной матерью и родителями существуют в рамках договора. Таким образом, подчеркивается правовая основа таких взаимоотношений.

Говоря о нормативном закреплении договора суррогатного материнства, следует сказать, что соответствующей нормы в Гражданском Кодексе и в иных документах не содержится. Таким образом, довольно часто возникают споры, касающиеся исполнения такого договора.

Верховный Суд РФ отмечает значение договора в правовом регулировании отношений, возникших между суррогатной матерью и потенциальными родителями. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (Далее – ВС) от 16.05.2017 N 16, ВС говорит о разрешении споров, возникших в связи с применением вспомогательных репродуктивных технологий. В п. 31 данного Постановления говорится, что в случае возникновения спора о признании родительских прав, суду следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве, а также уточнить, каковы условия этого договора. Таким образом, обстоятельства, указанные в договоре, будут одними из определяющих при вопросе об определении родительских прав и передаче им (родителям) ребенка на воспитание. С учетом обстоятельств, указанных в договоре, в случае отказа суррогатной матери дать согласие на запись родителями указанных выше лиц (потенциальных родителей), данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание.

В судебной практике довольно распространены споры, касающиеся юридического установления родительских прав.

Согласно п. 4 ст. 51 СК РФ генетические родители ребенка могут быть записаны его родителями только с согласия суррогатной матери. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» — при государственной регистрации ребенка должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Многие ученые-правоведы полагают, что данные нормы являются дискриминационными и ущемляют права потенциальных родителей ребенка. По их мнению, законодатель должен учитывать цели сторон в момент вступления в данные правовые отношения. Таким образом, матерью нужно признать женщину, которая изъявила желание приобрести права и обязанности в отношении будущего ребенка, а не женщину, которая фактически выносила ребенка (в том числе имея умысел на получение материального вознаграждения).

На мой взгляд, существует необходимость во внесении изменений в ст. 51 Семейного Кодекса. Следует закрепить, что установлении родительских прав должно быть произведено на основании условий, содержащихся в заключенном договоре суррогатного материнства, удостоверенном суррогатной матерью и потенциальными родителями.

Таким образом, крайне важно говорить о необходимости доступности информации о применении вспомогательных репродуктивных технологий. Следовательно, такую информацию важно систематизировать и упорядочить, создав единый нормативный акт, регулирующий вопрос применения такого метода ВРТ, как суррогатное материнство.

В созданном нормативном акте должны быть освещены следующие вопросы: термины и определения в сфере суррогатного материнства; порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий (суррогатного материнства в частности), а также противопоказания и ограничения к их применению; положения о субъектах (либо расширить их перечень, либо сделать открытым); требования к роли суррогатной матери; раздел, регламентирующий вопрос о возможности привлечения доноров; раздел, посвященный договору суррогатного материнства (понятие, субъекты, правовая природа договора, существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон).

Создание подобного акта позволит устранить существующие между нормами законодательства и судебной практикой коллизии, а также создать эффективный механизм защиты прав и законных интересов ребенка, родителей и суррогатной матери.