Неформальные студенческие объединения, направления их деятельности. Субкультура волонтерства
Кириллова Е.Д.
e-mail: lizzzakirillova@yandex.ru
Научный руководитель
Гречушкина Н.В.
В настоящее время, когда самовыражение не карается таким ярким и резким осуждением со стороны
старшего поколения и больше становится обыденностью, чем исключением из правил, подростки вольны
выражаться себя так, как захотят с помощью специфического поведения, образа жизни, ярких волос, пирсинга,
черной мрачной одежды и других характерных аксессуаров. Неформальные молодежные объединения – достаточно новый феномен общественной жизни, возникший около века назад. По этой теме написано не так
много книг (наиболее популярные из них — «Символика молодежной субкультуры» Щепанской Т., «Молодежные
культуры и субкультуры» Омельченко Е., «Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных
объединений» Запесоцкого А., Фаина А., «Молодежная субкультура» Малофеева П.), особенной популярность
пользуются статьи о молодежных субкультурах, однако они не могут дать полное и конкретное представление о
данном явлении. Детально изучены лишь некоторые аспекты этой темы. Большое значение имеет еще и то, что
субкультуры в 21-ом веке меняются крайне быстро, постоянно появляются все новые и новые ответвления в
главенствующих, господствующих неформальных объединениях. Молодежные субкультуры видоизменяются с
каждым новым поколением молодежи, подстраиваются под моду, которая обладает чрезвычайной
изменчивостью и именно это делает неформальные объединения динамичными. Это свойство делает
затруднительным изучение молодежных неформальных организаций.
Неформальное молодежное объединение может нести как деструктивный, так и созидательный характер,
в связи со способностью молодежи быть инициаторами нововведений. Поэтому все больше внимания
привлекают к себе молодежные субкультуры. С каждым днем число участников неформальных молодежных
объединений увеличивается, ведь подростки стараются выразить себя. Именно из-за этого необходимо знать о
причинах появления этого феномена, о целях его участников, его структуре, чтобы при встрече с
представителями данного явления уметь с ними взаимодействовать и, в случае необходимости, изменить
направление деятельности неформальной организации, переведя его в положительное русло.
Если обратиться к историографии, то можно увидеть, что отношение к молодежным субкультурам у
исследователей данного феномена в разные времена отличалось. Одной из самых популярных книг о
субкультурах в 90-е годы была книга А.Запесоцкого и А. Файна «Эта непонятная молодежь». Здесь неформальные
молодежные объединения считаются «перекосами в сознании» и рассматриваются как некая болезнь, возникшая
в результате духовного голодания. Авторы уверены, что такие объединения не готовы выполнять общественно
полезные роли. По мнению авторов, молодому поколению нужно помочь приобрести отличительные
особенности, а товарищество и взаимовыручку сделать фундаментальными чертами [3].
«Феномен молодежной субкультуры» И. Левиковой, изданная через десять с небольшим лет, содержит
уже совершенно иной взгляд, более лояльный и объективный. Происхождение молодежных субкультур
связывается с переменами в обществе. Стоит отметить еще то, что автор не считает молодежные субкультуры
симптомами болезни. Напротив, Левикова отмечает, что молодежная субкультура исполняет роль средства,
которое смягчает перевес доминирующей массовой культуры, подавляющей остальные части и ответвления
культуры [5].
Н. Кокорева в своей статье «Специфика влияния субкультуры на личность подростка» уверена, что, в
большинстве своем, субкультуры оказывают негативное влияние на личность подростка. По ее мнению,
например, эмоциональная неустойчивость, присущая некоторым субкультурам, замедляет процесс взросления и
формирования самоконтроля. Но с другой же стороны, субкультура может иметь положительное влияние на
подростка, если она помогает ему справиться с тревожностью, разобраться в себе и своих проблемах, найти свой
круг общения и помочь в самореализации [4].
П.Н. Малофеев в своей статье «Молодежная субкультура» говорит о том, что не только субкультура, но
и другие социальные институты требуют от молодого человека ответственности. Однако отклик, в первую
очередь, происходит на требования субкультуры, потому что вступление в неформальное объединение – это
добровольный выбор, обусловленный характерными особенностями и, в большинстве случаев, возрастом.
Благодаря присущей молодежи активности и энергичности, они вовлечены во все дела, которые им кажутся благородными и справедливыми. Они участвуют в протестных движениях, борются за ущемленные права,
«заступаются за тех, кого увольняют» [6].
Нельзя не отметить, что сегодня одной из самых популярных положительных неформальных
молодежных объединений является субкультура волонтерства, которая за последние 10 лет существенно
возросла в объемах и обрела большую значимость. Но несмотря на инициативную политику по продвижению
добровольчества в массы (в Стратегии социально-экономического развития добровольческая деятельность
записана как приоритет социальной политики (до 2020 года); принятие Концепции содействия
благотворительности и добровольчеству) продолжают существовать крупные проблемы, мешающие развитию
волонтерской субкультуры [7]. К ним, например, относится отсутствие мотивации к осуществлению
волонтерской деятельности и недостаточная в нее вовлеченность, проблема коллективного действия и проблема
отсутствия опыта в организации добровольческих мероприятий.
Несмотря на приличное отставание России от других развитых стран по количеству людей, вовлеченных
в волонтерскую деятельность (в Германии каждый третий гражданин (34 %) – волонтер; в Японии 26% граждан
являются действующими волонтерами или волонтерами в прошлом; в Ирландии 33% граждан являются
волонтерами [1]), как утверждает Министерство экономического развития Российской Федерации, число
волонтеров за последние 8 лет возросло в более чем пять раз [2].
О положительных тенденциях к увеличению числа граждан, занимающихся волонтерской
деятельностью, свидетельствуют результаты опросов. Так, согласно данным исследования, проведенного в 2019
году Фондом «Общественное мнение» по инициативе ФГБУ «16 % россиян считают себя волонтерами (согласно
опросам 2013 года участие в добровольческой деятельности принимало только 3 % граждан Российской
Федерации)» [2, 9].
Неформальные организации должны соотносится не только с общественным мнением, но, нейтрализуя
девиацию, с нормами и законом, поскольку «основной задачей гражданского общества является создание таких
социальных условий, чтобы каждый человек и группы людей могли в полной мере реализовать себя, свои
индивидуальные интересы и потребности» [3, с. 22]. Посредством социологического исследования постараемся
доказать, что современная молодежная субкультура волонтерства – это положительный феномен, который
оказывает позитивное влияние на формирование личности у студента, способствует его вовлеченности в
социальную жизнь, развивает альтруистическую направленность деятельности. В исследовании приняли участие
62 студента Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
Среди опрошенных 79% составляли девушки и 21% парни. Большинству респондентов было от 18 до 22 лет. Это
были студенты разных направлений.
Первая пара вопросов – вводная часть, посвященная осведомленности опрашиваемых о том, что такое
субкультура и выявлению отношения к субкультурам. Большая часть студентов, а именно 87,1%, ответили, что
они знакомы с понятием субкультуры. Ещё 12,9% ответили, что примерно представляют, что это такое. Среди
респондентов не оказалось тех, кто совершенно не знаком с данным понятием. Отношение к неформальным
объединениям в основном нейтральное (59,7%). Положительно к данному феномену относятся 33,9% среди
опрошенных, а отрицательно – 6,5%.
К общественно-полезной работе отношение в целом положительное (82,3%), 17,7% опрошенных имеют
нейтральную позицию к такому виду работы. Отрицательно настроенных людей в данном вопросе нет.
Что касается популярности субкульутуры волонтерства многие (56,5%) считают, что данная субкульутра
очень популярна в современном обществе. 40,3% студентов думают, что волонтерство пользуется умеренной
популярностью, а 3,2% ответили, что оно не популярно вовсе.
Для респондентов значимость волонтерской работы состояла в первую очередь в том, чтобы принести
людям пользу. Этот вариант выбрало 53% анкетируемых. Немного менее важным является участие в
общественной жизни (59,7%), а также добрая воля человека проявлять свою активность (69,4%). Далее по
убывающей следуют такие показатели, как приобретение нового опыта (51,6%), общение с интересными людьми
(48,4%), реализация собственных идей (37,1%) и общественная деятельность в свободное время (33,9%). 3,2%
затрудняются ответить на данный вопрос.
Для 71% студентов потребность помогать людям является основным мотивом, побуждающим к
добровольческой деятельности. Затрудняются ответить на вопрос 6,5%, а мнения оставшейся части разделилось
пополам – 11,3% ответили, что для них мотивом к осуществлению добровольческой деятельности является
достаточное количество свободного времени и столько же процентов считают, что мотивом является желание
заявить о себе. Значимость и престиж как мотив не рассматривает никто.
Большинство студентов ответили, что доброволец – это человек, которому не безразлична жизнь других
людей (79%). 41,9% видят добровольцем героического человека, готового безвозмездно помогать людям. Почти
треть людей, а именно 33,9%, ответили, что для них доброволец – это тот, кто периодически учавствует в
проведении каких-либо акций, мероприятий. Реже добровольцем называют богатого человека, занимающегося
благотворительностью (17, 7%).
Ответы на вопрос «Кто сегодня, на Ваш взгляд, чаще всего становится волонтером» распределились
следующим образом: 77,4% ответили, что это студенты ВУЗов, 9,7% считают, что это взрослые люди, 4,8%
думают, что это учащиеся учебных заведений начального и среднего специальногообразования, равное
количество людей склоняются к тому, что это работающая молодежь (3,2%) и безработная молодежь (3,2%) и
лишь небольшая часть (1,6%) говорят, что волонтерами чащего всего становятся учащиеся школы. Пенсионеров
в данном случае никто не рассматривает.
Главные препятствия для участия в добровольческой деятельности видят в нехватке времени (67,7%),
равнодушии к проблемам общества (33,9%), нехватке опыта (32,3%) и недостатке социальной активности
(32,3%). Другими преградами также становятся: недостаточно информированность об организациях, которые
этим занимаются (29%), отсутствие должного отношения к подобной деятельности (27,4%), отсутствие стимула
и вознаграждения (25,8%) и отсутствие материальной возможности (17,7%). 6,5% затрудняются ответить на
данный вопрос.
Следующая пара вопросов касается вовлеченности в волонтерскую деятельность и местам, где был
получен опыт волонтерской деятельности. Большая часть (67,7%) людей имеют опыт осуществления
волонтерской деятельности, а 32,3% из всех опрошенных его не имеют. Основная часть студентов (51,6%),
имеющих практику в рассматриваемой области, получили ее в учебном заведении. 6,8% получили опыт по месту
жительства, 4% – в молодежном центре, 2% студентов участвовали в волонтерской деятельности в общественной
организации и 1,6% осуществляли помощь на добровольной основе по месту работы.
Вопросы с 13 по 15 связаны с выявлением активности, которая касается поиска волонтеров или
организации волонтерских мероприятий, в интернете. Основная часть студентов (63,9%) не зарегистрированы на
платформах, созданных для упрощения осуществления волонтерской деятельности. 25,8% зарегистрированы на
одном из самых популярных в России сайтов по осуществлению волонтерской деятельности, а 11,3% имеют
аккаунты на обоих сайтах. Из зарегистрированных пользователей, 60,9% посещают сайты реже, чем раз в пару
месяцев, 39,1% посещают сайты чуть чаще – раз в месяц-пару месяцев. Из респондентов на постоянной основе
никто сайты не посещает. 100% зарегистрированных респондентов используют сайт(-ы) по назначению.
Близкие друзья-волонтеры есть у 27,4% опрошенных, еще 54,8% студентов имеют в своем окружении
знакомых, которые занимались добровольческой деятельностью, а 17,7% не имеют среди близких друзей и
знакомых никого, кто когда-либо участвовал в мероприятиях на добровольной основе.
В каких же сферах деятельности молодежь хочет принимать участие? Наиболее выбираемыми сферами
общественно-полезной деятельности оказались: экологическое волонтерство (40,3%), социальное волонтерство:
помощь детям-инвалидам (37,1%), образовательные проекты (30,6%), донорство (25,8%) и правовое просвещение
граждан (25,8%). 25,8% не могут оказывать помощь, в связи с недостатком свободного времени, 22,6% предпочли
бы сферу туризма, 6,5% помощь оказывать не хотят. Затрудняются ответить 1,6% и 1,6% не задумывались о том,
в какой сфере хотят осуществлять общественно-полезную деятельность.
Наиболее предпочитаемой формой волонтерской деятельности студенты выбрали организацию помощи
группе людей (50%), из оставшейся половины 35,5% предпочли бы организовывать и проводить мероприятия, а
остальных 14,5% привлекает помощь одному человеку
Таким образом, студенты осведомлены о том, что такое субкультура в общем виде и к субкультуре
волонтерства относятся положительно. Главную цель волонтерства они видят в том, чтобы принести обществу
пользу, безвозмездно помогая людям. Мотивом же, зачастую, является потребность в оказании помощи
нуждающимся. В основном добровольца видят в человеке, которому не безразлична жизнь других людей. И, по
мнению студентов, именно обучающиеся ВУЗов чаще всего становятся добровольцами. Несмотря на то, что
подавляющее большинство респондентов не имеет волонтерской книжки, более половины имеют опыт
осуществления волонтерской деятельности, который преимущественно был получен в учебных заведениях.
Главную преграду, мешающую осуществлению волонтерской деятельности, видят в нехватке времени. Несмотря
на то, что лишь треть из анкетируемых зарегистрированы на сайтах, предназначенных для упрощения поиска или
создания добровольческих мероприятий, и никто из зарегистрированных пользователей не использует сайты на
постоянной основе, все респонденты используют платформы по назначению. В большинстве случаев студентов
окружают знакомые, которые занимаются добровольческой деятельностью. Самой популярной сферой для
потенциальной реализации общественно-полезной деятельности стало экологическое волонтерство. Половина
опрошенных предпочла бы помогать группе людей. Волонтерство среди студентов распространено на
посредственном уровне. Это связано со многими факторами, главным из которых является несформированность
и отсутствие какого-либо закрепления добровольческой деятельности, которая является социальной нормой, как
нормы долга, основой которой выступает жертвенность, альтруистическое начало.