Приоритетные национальные проекты РФ (на примере проекта «Здоровье»)

Батырова Олия Толибовна
olja.b66@gmail. com

Целевые программы своей задачей обязаны обеспечить эффективное решение системных проблем в области государственного экономического, экологического, социального и культурного совершенствования субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом. Проблема результативного решения задач,

поставленных перед целевыми программами, значится актуальной на современном этапе развития государственного управления в Российской Федерации.

В Послании Федеральному собранию 2004 г. Президентом Российской Федерации были заявлены актуальные для населения трудности, а именно: качество и общедоступность медицинского обслуживания, образования и жилья; поставлены пути социального усовершенствования.

Для решения данных задач в России в 2005 году произошли благополучные обстоятельства, отражающие следующие факторы:

а) возникновения у государства не задействованных запасов, сосредоточенных в разных формах (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.), которые без угрозы инфляции могут быть направлены на решение социальных задач;

б) уменьшение внешней задолженности;

в) преобразование в устойчивую тенденцию экономического роста в России (темпы роста ВВП на протяжении семи лет превышали 6%, а промышленного производства — 3-4%) [1, с.7];

г) административная реформа (реформа государственного управления), первый этап (2003-2004 г.) которой был ориентирован, в том числе, на разграничение полномочий федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, что упрощает согласованность работ всех ветвей и уровней государственной власти, необходимых для успеха масштабных проектов;

д) бюджетная реформа, которая включает в себя:

— «переход от регулирования бюджетными издержками к регулированию результатами [2];

— бюджетное планирование сроком на три года, вносящее в процессы программно-целевого регулирования ожидаемость и стабильность;

е) единомыслие основных политических сил страны, по поводу обозначенных приоритетов.

5 сентября 2005 года в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин оповестил о национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а позже «Развитие АПК».

К основным целям приоритетного национального проекта «Здоровье» относятся:

а) укрепление здоровья населения;

б) увеличение общедоступности и уровня оказания медицинской помощи;

в) совершенствование первичной медицинской помощи;

г) возобновление профилактического направления в здравоохранении;

д) обеспечение нации высокотехнологичной медицинской помощью.

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены следующий ряд

мероприятий:

а) подготовка и переподготовка врачей общей практики;

б) повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины;

в) усиления материально-технической базы скорой медицинской помощи;

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

а) увеличение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

б) строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров.

Изначально была поставлена цель увеличения общедоступности и уровня медицинской помощи для массовых слоев населения. Первостепенно, из этого следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть ясны и общеизвестны. И только дополнительная медицинская помощь и повышенный уровень

комфортности ее получения производятся за дополнительную плату. Следует отметить, что такая оплата обязана, производится в соответствии с принципами обязательного страхования. В то же время необходимо создавать мотивации для развития добровольного медицинского страхования.

Главнейшая цель усовершенствования российского здравоохранения — рост его эффективности и, как следствие, показателей здоровья населения, что сможет обеспечить безопасность государства и его развитие в дальнейшем.

На реализацию ПНП «Здоровье» в федеральном бюджете на 2013 — 2015 годы предусматривалось 238,1 млрд. рублей, в том числе на 2013 год — 106,5 млрд. рублей, на 2014 год — 101,2 млрд. рублей, на 2015 год — 30,4 млрд. рублей. Уменьшение расходов обусловлено осуществлением ряда мероприятий за счет средств ОМС. В 2013 — 2015 годах реализация ПНП «Здоровье» продолжилось в рамках четырех существующих направлений: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

В рамках мероприятий по улучшению демографической ситуации в стране размер материнского (семейного) капитала на 2013 год предусматривался в сумме 408 960,5 рублей, что на 21 320,2 рубля, или на 5,5 %, больше аналогичного показателя 2012 года (387 640,3 рубля).

В рамках направления по увеличению доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи расходы федерального бюджета на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях предусматривались на 2013 — 2014 годы по 5,9 млрд. рублей ежегодно (на уровне 2012 года) [6].

Первая категория проблем связана с правовыми определениями, так как отсутствие в действующих законах и нормативно-правовых актах юридически значимых определений приводит к неточности задач и средств их усовершенствования даже в рамках приоритетного для государства национального проекта. Это давняя проблема, в силу которой в разногласия неизбежно входят взгляды, установленные в бесчисленных подзаконных актах, и практика их правоприменения. Например, нормативно — правовая база, которая регулирует реализацию мероприятий Национального проекта «Здоровье», в 2006 г. включала 15 постановлений Правительства РФ, более 20 приказов и методических рекомендаций Минздравсоцразвития РФ.

Однако и на сегодня по-прежнему нет единого нормативного правового акта высшей юридической силы, который определяет главные определения и направления деятельности, полномочия и ответственность основных участников Национального проекта «Здоровье». Подзаконные нормативные акты, которые регулируют правоотношения в результате реализации приоритетных мероприятий проекта, содержат внутренние разногласия, в силу чего раскрытие структуры и порядка реализации этих отношений необходимы в уточнении и развитии.

Первоочередной в правовом определении необходима правовая категория «здоровье» как цель медицинской услуги, а также как самостоятельный объект гражданских правоотношений.

Еще одной значительно, важной проблемой является низкий уровень стимула населения к организации профилактических мероприятий.

Поликлиникам приходится самостоятельно решать проблему достижения разумного компромисса между правами граждан, организаций и общества при проведении мероприятий Национального проекта «Здоровья»,

Следовательно, определение здоровья должно быть дано законодателем в ряду других уже существующих определений объектов гражданского права, что и есть важное не только для его юридической оценки, но и оценки эффективности Национального проекта «Здоровье», строящееся на стандартах здоровья.

Обеспечение оказания медицинской помощи стандартов ресурсами ОМС государством поощряется деятельность граждан, направленная на укрепление своего собственного здоровья.

Обозначенные Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2004 году задачи в сфере здравоохранения несут стратегический характер для государственной социальной политики. И их решение зависит во многом от темпов всей экономики государства.

Сравним показатели 2005 и 2014 годов для того, чтобы наглядно увидеть изменение в области здравоохранения за годы работы целевой программы «Здоровье» [Таблица 1].

Таблица 1 Сравнение показателей 2005 и 2014 годов [4].

По данным таблицы можно сделать вывод, что благодаря программе «Здоровье», состояние в области здравоохранения за анализируемые года значительно улучшилось.

При формировании социальных инициатив в сфере здравоохранения была использована тактика конкретных шагов.

Приоритетный национальный проект не отменяет запланированные до этого стратегические цели по модернизации здравоохранения, к основной цели относится повышение здоровья населения, а, напротив, представляет собой первый период в реализации общей государственной стратегии Российской Федерации.

Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по воплощении приоритетных национальных проектов и демографической политики для их реализации в жизнь.

Сама идея приоритетных национальных проектов имела ясную логику — повышение уровня качества жизни граждан страны, поиск новых механизмов достижения данной цели, новые возможности страны, определенный социальный результат. Выбор четырех приоритетных национальных проектов В.В. Путин объяснил так: «Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого, человеческого капитала» [3].

Вышеизложенные аргументы выделяют три критические проблемы для Российского государства, главные угрозы — ухудшающая демография, низкое качество жизни и задержка в развитии страны.

Приоритетные национальные проекты имеют также и социально- психологическую сторону, связанную с ускорением социального пессимизма, который характерен для страны. В июне 2006 года первый заместитель

Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев отметил: «Национальные проекты — это не только материальное измерение, но и изменение в сознании людей».

Система здравоохранения, в свою очередь, являясь крайне сложным объектом управленческой деятельности, необходима в безостановочном усовершенствовании алгоритма управления в целом. Многосторонность и социальная значимость системы здравоохранения, обязует особого стратегического внимания при выявлении специфики и уровня влияния отрицательных факторов, возникающих в управлении разными процессами системы здравоохранения, а также проектировании всех изменений, взаимосвязанных с реформированием системы здравоохранения в России и ее регионах.

В результате мероприятий, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», государство сталкивается с определённым сектором проблем, обозначим некоторые из них:

а) введение доплат врачам общей практики приводит к проблеме оттока специалистов, которые в регионах стремятся стать врачами общей практики;

б) в федеральном бюджете не предусмотрены средства для начисления денежных выплат за ежегодно оплачиваемый отпуск отдельным категориям медицинских работников узких специальностей, получающих выплаты за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

в) приобретение медицинской техники.

Больше статей в нашем архиве