Реализация национальных проектов

Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации

Лысенко Анна Александровна
e-mail: Ann_lapa@mail.ru

Шайбакова Людмила Фаритовна
e-mail: econlaw@mail.ru

В условиях быстроразвивающегося мира, инновационных технологий, появления новых сфер жизнедеятельности, экономика страны требует комплексных государственных программ развития направленных на повышения качества жизни населения.  Чем независимее от внешних и внутренних факторов экономическая система страны, тем она сильнее на политической арене мире. В 2018 году в целях социально-экономического развития территорий страны, повышения демографии, улучшения качества жизни населения, создания комфортных условий проживания граждан 7 мая 2018г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация национальных проектов выполняется за счёт финансирование разных бюджетов: федерального, регионального, привлеченных внебюджетных средств. На территории Российской Федерации реализуется 12 национальных проектов: безопасные и качественные автомобильные дороги, демография, жилье и городская среда, здравоохранение, культура, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт, образование, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, экология и другие. Проекты дополняют друг друга и предполагают одновременное исполнении и реализацию для комплексного развития всей территории страны.

Актуальность темы определяется потребностью совершенствования системы организации и реализации национальных проектов Российской Федерации.

Целью работы стало выявление проблем при реализации национальных проектов и предложений по их устранению.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 10.07.2020) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» закреплен термин национальный проект — проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), президиума Совета и подлежащих разработке в соответствии с Указом [1]. По мнению Беднякова А.С. национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат [2]. Стрижкина В.Н., считает, что национальный проект представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенном направлении социально-экономического  развития, направленный на достижение конкретных результатов стратегического развития социально-экономической сферы  России  в условиях ограниченных ресурсов и времени [3].

Таким образом, национальный проект – это стратегическая программа развития страны до 2024 года, разработанная по Указу Президента с учетом потребностей территорий, для социально-экономического, политического, технического роста субъектов и страны в целом. Считаю, что недостаток национальных проектов – отсутствие мнения, усилий, предложений граждан страны по формированию проекта. Обычно, национальные проекты формируются государством не для решения существующих проблем, а на основании имеющихся возможностей у государства. Жители субъекта, сталкивающиеся с «острой» проблемой каждый день, могли бы предложить пути её решения, таким образом, эффективно реализовав средства бюджета государства. Новая форма общения государства и граждан, слаженная работа, положительно влияет на установление доверительных отношений между ними. Положительно повлияет и на привлечение инвестиций в проект, инвестор будет уверен, что вложенные средства будут находиться под контролем, и использованы на решение существующих проблем в стране. Условно, национальные проекты можно разделить на два блока, в зависимости от целей и выполняемых задач: социальный и блок развития экономики, схематично показано на рисунке 1.

Социальный блок
Блок развития экономики
1. Демография 2.Здравоохранение 3.Образование 4. Жильё и городская среда 5. Экология 6.Безопасные и качественные автомобильные дороги; 7.Культура.
1.Производительность труда и поддержка занятости; 2. Цифровая экономика 3. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 4. Международная кооперация и экспорт 5.Наука.

Рисунок 1. Приоритетные направления национальных проектов с 2019-2024гг.

Каждый национальные проект имеет свой индивидуальный паспорт, которые содержит главные показатели, цели, целевые показатели, сроки реализации, куратора, руководителя проекта, администратора и т.д. Счётная палата Российской Федерации занимается мониторингом национальных проектов, по данным на 2019 год выявлено, что не все бюджетные средства, которые были выделены на национальные проекты, были использованы, статистика предоставлена в таблице 1.

Таблица 1. Исполнение бюджета при реализации национальных проектов 2019 г.

Национальные проектыПроцент исполнения бюджета на 28.12.19г.
Демография94,5
Здравоохранение96,3
Безопасные и качественные автомобильные дороги93,8
Цифровая экономика53,6
Образование88,7
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры83,6
Производительность труда и поддержка занятости85,9
Культура98,1
Жилье и городская среда92,1
Наука98,3
Экология61,7
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы92,0
Международная кооперация и экспорт85,8

По таблице 1, можем заметить, что наименьший процент по освоению бюджета у национальных проектов цифровая экономика – 53,6% и  экология — 61,7 % . Некоторые проекты были запущены в начале года требовали доработок и уточнений, поэтому задержалось их финансирование, те проекты, которые требовали инвестиционных дополнительных средств на реализацию, тоже имели задержки финансовых средств, так как разрабатывались дополнительные сметы на их реализацию, кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые так же замедляют реализацию национальных проектов. Расходы на реализацию национальных проектов и комплексного плана исполнены в сумме 1,21 трлн рублей, или 55% показателя сводной росписи (с изменениями). За 9 месяцев 2020 года расходы не осуществлялись по 3 из 73 федеральных проектов. В аналогичном периоде прошлого года – по 6 из 72. На низком уровне исполнены расходы на закупку товаров (работ, услуг) (18,8 %), а также на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (49,8 %). Если рассмотреть расходы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), то окажется, что по 21 из 64 ГРБС они исполнены на низком уровне, то есть менее чем на 30%. Из 21 ГРБС 7 так и не начали использовать средства на выполнение нацпроектов [4].

Отметим, что некоторые проекты были сформулированы не грамотно, например проект «Экология» направлен на повышения качества питьевой воды, но в сам не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели [4]. При реализации национальных проектов в регионах страны, возникают системные проблемы, которые не дают ожидаемого эффекта от реализации национального проекта, указаны в таблице 2.

Таблица 2. Проблемы и пути решения при реализации национальные проектов в Российской Федерации.

№п/пВыявленные проблемы при реализации национальных проектовПути решения
1 1завышенные значения показателей, которые необходимо достигнуть, утвержденные Министерствами Российской Федерации, при существующих значениях показателей, которые в кратном размере превышают реальные возможности региона, достижение региональной составляющей по проекту невозможноМинистерству экономического развития РФ предусмотреть индивидуальный подход к субъектам и пересмотреть значения региональных составляющих на основании фактических по итогам 2019 года, а также учесть последствия пандемии коронавируса и кризиса на нефтяных рынках, повлекшего рост курсов валют в I полугодии 2020 года
22отсутствие методики расчета и оценки показателей и результатов реализации федерального и регионального проектовразработка и доведение до органов исполнительной власти субъектов РФ методики расчета показателей с указанием источников получения данных для оценки их выполнения
23значительное количество запросов от федеральных органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных, о предоставлении объемной информации о реализации региональных проектов в чрезвычайно сжатые срокивыработать стандартизированные формы отчетности (информации), внедрить их в систему «Электронный бюджет» (далее – Система). Обеспечить предоставление доступа к системе федеральным органам исполнительной власти. Установить указанным органам запрет запрашивать от региональных и муниципальных органов данные, размещенные в Системе.
24нестабильная работа Системы: «зависание», технические ошибки, потеря информации в период технических работ, нестабильная работа службы технической поддержки1) Создать площадки Системы в федеральных округах, подключить к ним регионы, расположенные в соответствующем федеральном округе. 2) Технические работы в Системе осуществлять не в период формирования ежемесячной отчетности (начиная с 29-30 числа отчетного месяца и по 5-й рабочий день месяца, следующего за отчетным). 3) Организовать службу технической поддержки Системы в федеральных округах.
55федеральными органами исполнительной власти осуществляется мониторинг соответствия параметров региональных проектов федеральным проектам, а не соглашениям, заключенным с регионами, но в федеральных проектах и в соглашениях в ряде случаев содержатся неидентичные параметрыобеспечить своевременное направление в регионы проектов соглашений о реализации региональных проектов 1) При внесении изменений в федеральные проекты, затрагивающие параметры региональных проектов, одновременно вносить изменения в соглашения с регионами о реализации региональных проектов, поскольку основанием внесения изменений в региональный проект выступает факт изменения в указанное соглашение, а не в федеральный проект. 2) Определить в федеральных нормативных правовых актах, что основанием для внесения изменений в паспорт регионального проекта является факт внесения изменений в соглашение о реализации федерального проекта. 3) Осуществить настройку раздела 10 паспорта проекта «Системный контроль» в Системе таким образом, чтобы при мониторинге реализации региональных проектов осуществлялось сравнение параметров региональных проектов с параметрами соглашений о реализации проектов, а не с параметрами федеральных проектов

При реализации национальных проектов правоохранительными органами, прокуратурой был выявлен ряд нарушении: нецелевое использование бюджетных средств, махинации при осуществлении государственных закупок, коррупционные скандалы. В 2019 году МВД России выявило 1698 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, и 5141 — с их хищением [5]. Для предотвращения нарушений необходимо ужесточить ответственность за неэффективное использование государственных средств и повысить прозрачность освоения бюджетных средств. Предлагаю разработать «Электронный бюджет», который в режиме онлайн будет транслировать поступление и распределение средств, выделенных на реализацию национального проекта, а также все произведенные работы и полученные результаты. Это облегчит работу органам государственного финансового контроля, которые смогут незамедлительно принять меры, обнаружив нарушения. Необходимо разработать индивидуальные методики, которые могли бы оценить полученный экономический эффект, но также важны и качественные показатели, с помощью опроса и оценки населения результатов, выполненных работ, можно судить о проделанной работе.

Национальные проекты — это огромные перспективы для развития сильной и независимой страны, при грамотной их реализации. Проекты требуют внесения корректировок в законодательные акты, с помощью них, возможно, рационально распределять бюджетные средства, эффективно развивать территорию государства, повышать качество и уровень жизни населения.

Понравился материал? Прочитай другие лучшие статьи по ссылке