Музейный комплекс ГБОУ школы 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга «Время первых»

Директор ГБОУ школы № 93
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Яшина Татьяна Владимировна

В статье содержится информация о постоянной коллекции и временных выставках, представленных в музейном комплексе ГБОУ школы 93 Пушкинского района города Санкт-Петербурга. Описаны основные задачи проекта, его ценность для учащихся и работников школы, раскрыта многогранность его функциональных возможностей. Целью данной статьи является обозначение необходимости дополнительного просвещения учащихся и рабочего коллектива школы в рамках изучения истории своей страны и малой родины. Представлены подробные описания разделов музейного комплекса в целях демонстрации разнообразия форматов и способов передачи исторических данных и погружения посетителя в эмоциональное восприятие увиденного и прочитанного. Автор акцентирует внимание на том, что для здорового развития личности необходима возможность ощутить себя частью исторического процесса. Статья предназначена для работников управления образованием, педагогических работников, директоров общеобразовательных организаций.

Во все времена регионы России формируют значительную часть ее социокультурного потенциала. При этом сегодня в силу целого ряда причин складывается парадоксальная ситуация недооценки жителями разных возрастов их регионального материального и нематериального наследия.

Современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос, – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура».

Школьный музей включается в процессы укрепления локальной идентичности: он дает возможность ученикам разных поколений понять себя в «большой» региональной и национальной истории; он концентрирует в себе память места, усиливает его «дух».[1]

Создание школой № 93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга музейного комплекса «Время России», включающего цифровой формат, расширяет как музейное сообщество, так и функциональные возможности площадки, в будущем он и вовсе соединит в одном пространстве общеобразовательную среду и музейное пространство. Основной целью создания музейного комплекса является развитие школьной (локальной) идентичности обучающихся и педагогов путем создания школьного музея с единым реально-виртуальным творческим пространством.

Задачами, которые поставлены перед музеем, являются формирование инициативного детско-взрослого музейного сообщества из числа администрации, педагогов, старшеклассников и родителей (и/или социальных партнеров); разработка концепции и элементов интерактива в музейном пространстве для решения образовательных задач, в том числе создание виртуального школьного музея; разработка методических рекомендаций для педагогов школы по работе с экспозицией музея; развитие образовательной организации, обеспечивающее потребности школьников, педагогов и родителей в творчески активной среде.

Данный список задач предполагает и разнообразие целевых групп проекта. Среди них необходимо выделить следующие:

1.  Школьники разного возраста, включая детей с ограничениями по здоровью, обучающихся в школе. Создание музейного комплекса в первую очередь направлено на работу с этой целевой группой, поскольку именно через неё происходит развитие и становление школьной идентичности. Необходимо также отметить, что для здорового роста человека, как думающей личности и сознательного гражданина, важна возможность почувствовать себя частью большой Истории еще в детстве, что накладывает на школу определённые обязанности в способствовании этому развитию.

2.  Учителя всех кафедр, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-организаторы, воспитатели, которые стремятся расширить собственные знания и помочь в этом вопросе учащимся школы и своим коллегам;

3.  Выпускники школы разных лет также получают возможность вспомнить и поделиться воспоминаниями, осуществляя таким образом преемственность поколений.

Музей включает в себя несколько разделов, раскрывающих многогранность экспозиции, подчинённой единой концепции:

– раздел, посвященный истории нашей малой родины, открывающий относительно малоизвестные факты, и факты из жизни учебного заведения;

– раздел, посвященный творческим и учебным проектам школы (достижения выпускников и сегодняшних учеников);

– раздел, посвященный истории и культуре русского рока в призме современного искусства;

– раздел, посвященный военно-патриотическому воспитанию, включающий военную историю России, подвиги блокадного Ленинграда, историю героев специальной военной операции.

 Выставочный комплекс этого раздела музея включает множество подразделов: «Музей воинской славы России», «Юные пионеры – герои ВОВ», «История блокадного Ленинграда», выставка «Жизнь, делённая на граммы», «Подвиг Токтогон Алтыбасаровой», «Трагедия на станции Лычково», «История специальной военной операции», выставка «Герои  специальной военной операции», выставка «Они сражаются за Родину», стенд, посвященный творчеству участника специальной военной операции Дмитрия Филиппова.

Так в числе экспонатов данного раздела представлена военная диорама: имитация землянки времен Великой Отечественной Войны, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни «В землянке». Когда поэт писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней: это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Именно эта искренность написанных строк так глубоко отозвалась в сердце многих фронтовиков, став отражением душевных переживаний и внутренней силы солдата. На территории музейного комплекса этот экспонат можно назвать одним из самых полюбившихся учащимся: на его фоне делают фотографии, в «землянку» учащиеся заходят внутрь, таким образом погружаясь в обстановку военного времени.

Среди самых ярких экспонатов раздела можно выделить стенд, посвященный подвигу Токтогон Алтыбасаровой, молодой девушки, сохранившей жизни 150 ленинградских детей: «Ни один вывезенный из осажденного города ребенок не погиб, их всех выходила совсем еще юная девушка Токтогон Алтыбасарова, которая стала нянькой, советчиком, другом и мамой для каждого» [2];  стенд, рассказывающий о трагедии на станции Лычково, которая унесла жизни нескольких тысяч маленьких Ленинградцев: «На ст. Лычково в момент подготовки и посадки детей в эшелон был произведён внезапный налёт (без объявления воздушной тревоги). Одиночный немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб…» [3], экспозицию «История поселка Шушары» и выставку «Юные пионеры-герои ВОВ», которые напоминают посетителям о детской отваге и героизме, о тех, кто вне зависимости от возраста стал на защиту Родины. На стенах музея перед глазами учащихся распростёрся настоящий альбом памяти, собравший в себе портреты и описания подвигов самых маленьких участников и героев Великой Отечественной войны.  Особое место в экспозиции музея занимают сохранившиеся письма и документы Лисенко Федора Иннокентьевича, прожившего всю Блокаду в Ленинграде на Петроградской стороне. Его дочь, Антонина Федоровна с двумя дочерями были эвакуированы в Чувашию, а зять, Исаак Львович, служил на фронте и участвовал в освобождении Ленинграда, но, к сожалению, дожить до конца войны не успел. Федор Иннокентьевич писал письма дочери и очень надеялся на скорую встречу и окончание войны.

Проект «Жизнь, делённая на граммы» был проведён по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. В рамках выставки были представлены работы победителей Всероссийского конкурса рисунка, посвященного блокаде Ленинграда. Учащиеся смогли взглянуть глазами сверстников на тяжёлые годы в истории своего города, получили возможность разглядеть в изображённых сюжетах и фигурах истории реальных людей, а главное, сами попробовали передать с помощью художественного творчества своё видение борьбы за жизнь, проходившей в блокадном Ленинграде.

Обращаясь к историческим событиям, происходящим на наших глазах, музей школы 93 не мог не посвятить часть своей экспозиции истории специальной военной операции и судьбам её героев.

Необходимо сказать, что на базе школы созданы кадетские классы при ФСБ России, МВД России и Университете гражданской авиации, поэтому тема военного подвига и ратного дела особенно актуальна для большого количества учащихся школы.

Обратимся к словам Владимира Владимировича Путина, сказанным в видео-интервью журналисту Комсомольской правды после саммита глав стран Каспийского региона: «Ребята выполняют важнейшую задачу с точки зрения обеспечения безопасности самой России, и, конечно, они заслуживают того, чтобы о них говорила и знала страна. Я думаю, что и песни надо слагать, и стихи писать, и памятники им ставить. Они – герои». [4]

Данная часть экспозиции музейного комплекса выполнена по методическим рекомендациям Министерства культуры Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России», ассоциации «Российское историческое общество»

На стендах, рассказывающих о жизни, подвигах и судьбах героев СВО, школьники также могут увидеть и познакомиться с произведениями этих людей, увидеть за именами и званиями чуткие и одаренные творческим талантом сердца. Так в рамках выставки представлены стихи, написанные Дмитрием Филипповым и Денисом Буяновым. Имена этих людей стали для многих наших соотечественников синонимами голоса правды, совести, непокорённой силы русского духа. Именно на территории музейного комплекса школы 93 «Время России» были торжественно открыты парты, посвященные этим двум героям СВО.

Проект «Герои специальной военной операции» подготовлен совместно с командованием Дважды Краснознамённого Балтийского флота, Министерством по культуре и туризму Калининградской области, Калининградским областным историко-художественным музеем.

Учащиеся школы получили возможность увидеть лица героев своей страны, познакомиться с их историями и узнать о воинской доблести. Информация для проекта во многом была заимствована с одноименного сайта, героев специальной военной операции нарисовали педагоги и студенты факультета анимации Университета «Синергия». «Вдохновленные мужеством летчиков, танкистов, десантников и разведчиков, аниматоры решили проиллюстрировать их подвиги. Героическим эпизодам спецоперации посвятили графические новеллы. Проект придумали, чтобы рассказать о подвигах современных героев детям. Для этого выбрали яркий и понятный графический язык». [5]

Богатство данного раздела музея также дополняет выставка «Они сражаются за Родину», организованная педагогами школы совместно с АНО «Студенческое научное общество». Участники этой организации побывали на передовой и пообщались с нашими бойцами, а также поделились со школой фотографиями мест, которые стали немыми свидетелями военных действий.

Таким образом мы можем говорить о масштабности экспозиции музейного комплекса ГБОУ школы 93, которая позволяет учащимся и работникам учреждения обратиться к разным периодам истории своей страны, провести параллели между историческими событиями и судьбами людей, ставших их свидетелями и участниками. Необходимо отметить, что оформление музейной экспозиции одновременно было направлено и на следование тенденциям современного визуального языка в искусстве, что должно привлечь внимание молодого поколения, и на бережное воссоздание особенностей эпохи ушедшей, но ставшей одной из основ культурного кода современного образованного человека.

Героизм и подвиг, готовность к ним — показатель крепости страны, её военной организации. Музейный комплекс ГБОУ школы 93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга «Время России» старался передать своим посетителям, что несмотря на появление новых поколений, совершенствование вооружения, неизменными остаются любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу.

Список использованной литературы:

1. Асташкин Д.Ю. Гибель ленинградских детей при реэвакуации из ленинградской области: обстрел станции Лычково 18 июля 1941 года» [Электронный ресурс] // Новгородский исторически   сборник. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/novgorodskiy-istoricheskiy-sbornik?i=1069617

2. Гамов А.П. Владимир Путин: Воины спецоперации заслуживают, чтобы о них знала страна [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kp.ru/daily/27412/4610473/ 

3. Скородумова Елена «Мама Тоня». Как жительница Киргизии приютила детей из блокадного Ленинграда [Электронный ресурс]. – URL: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/mama-tonya-kak-zhitelnitsa-kirgizii-priyutila-detey-iz-blokadnogo-leningrada/

4. Таушканова А. О. Роль музея в образовательном процессе школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/

5. Герои спецоперации [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80afgaaqda2ccjchhj6ff.xn--p1ai/