Методология формирования образовательной экосистемы



Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Лариса Дмитриевна, в предыдущих интервью Вы говорили о формировании образовательной экосистемы. Многогранность данного явления обуславливает характерные особенности методологии исследования?

В первую очередь это экосистемный подход к образовательной системе, возникший как ответ на вызовы формирующегося информационного общества и приведший к смене методологических подходов в педагогике. Господство «знаниевой» парадигмы продолжалось в науке довольно долго. Нельзя сказать, что оно исчезло без следа. Все это вписывается в теорию парадигм Т. Куна, описавшего значительный временной период, когда новая формирующаяся парадигма мирно сосуществует с прежней, которую она сменяет, несмотря на наличие фактов, которые не могут быть объяснены в рамках прежней, существующей «по инерции» парадигмы. Применение парадигмального подхода к анализу образовательной системы позволяет сделать вывод о наличии транзита, перехода от «знаниевой» парадигмы к новой, которая в ряде работ обозначается как «гуманистическая». В педагогике это привело к появлению таких методологических подходов, как сетецентрический и экосистемный. В публикации Н. Ю. Фоминых, Э. И. Койковой, А. В. Бубенчиковой подробно раскрывается сущность данных методологических подходов.

Исследуется ли будущее систем образования?

Серьезный системный анализ новой парадигмы образования, основанной на многоуровневом междисциплинарном подходе, осуществлен исследовательским коллективом GEF и МШУ «Сколково». Этот коллектив в 2018 и 2020 гг. на базе серьезных эмпирических исследований локальных экосистем, находящихся на разных стадиях развития и использующих различные подходы к образованию, сделал доказательные выводы о будущем эволюции систем образования. В частности, в приведенном исследовании типологизированы образовательные экосистемы и указаны примеры реализации данного типа: выделены экосистемы, которые способствуют социальным или культурным инновациям и развитию, экосистемы, которые создают равные и справедливые возможности в условиях гендерного, экономического и этнического неравенства, экосистемы, поддерживающие технологические инновации и развитие команд технологических предпринимателей и разработчиков, а также те которые становятся компонентом городского гражданского развития и расширяют возможности горожан в получении образования и обеспечении благополучия.

В актуальных исследованиях изучается проблема жизненного цикла экосистемы?

Методологически значимым для изучения образовательных экосистем является понятие «жизненного цикла» экосистем — от зарождения через фазы роста и зрелости до фазы угасания или перерождения. На каждой фазе жизненного цикла экосистемных проектов существуют свои требования к компетенциям управленческой команды, физической и информационной инфраструктуре. Зачастую проблемы и даже провалы экосистемных проектов связаны именно с тем, что эта стадийность развития не учитывается. Представляется, что определение и формулировка данных требований на каждой фазе жизненного цикла экосистемы будет перспективным направлением исследований проблем формирования и совершенствования образовательных экосистем.

Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна, в следующем выпуске мы поговорим об участниках формирования образовательной экосистемы.

Данные основаны на социологическом исследовании: Козырева, Л. Д. Формирование образовательной экосистемы: теоретические и прикладные аспекты исследований / Л. Д. Козырева // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 79-89.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».