Медиация как способ разрешения конфликтов в российских организациях
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Прошлый раз мы беседовали о медиации, как новом тренде разрешения конфликтов, который интересен нам потому, что он направлен на профессиональное разрешение конфликта через его принятие, давайте продолжим обсуждение этой темы?
Ю.Б. – С удовольствием! Как считает А. Азарнова в своей книге «Посредничество: искусство примирения», посредничество как метод мирного разрешения конфликта с помощью независимого посредника может помочь разрешить конфликт на этапах 1 (скрытый) или этапе 2 (проявление конфликта), но только если медиация тщательно подготовлена и проводится с использованием профессиональных инструментов ведения переговоров и нахождения компромисса.
В.Ж. – Исследовали ли вы эффективность использования медиации в российских компаниях?
А.К. – Мы, например, специально сформулировали вопрос: «Оцените эффективность медиации как метода разрешения конфликта?», который был обращен к респондентам, ответившим положительно на вопрос об использовании посредничества в качестве метода разрешения конфликтов, поэтому нас интересовало, насколько профессионально оно было применено и насколько остались довольны те, кто его использовал. Так, 23% опрошенных оценили метод медиации на «отлично».
Ю.Б. — По полученным результатам мы увидели, что есть куда расти и есть много направлений для совершенствования и развития. Хотя цифры уже достаточно оптимистичные – всего 11,5 % опрошенных оценили опыт медиации как «негативный». Остальные – 27 % как посредственный, и 38%- как позитивный.
В.Ж. — Какие выводы можно из этого сделать?
А.К. – Можно говорить о том, что медиацию надо внедрять как эффективный метод разрешения конфликтов, который при грамотном профессиональном проведении не оставляет «побочных эффектов» в виде неприязни и вражды.
В.Ж. – А кто, по результатам опроса, чаще всего осуществлял медиацию?
Ю.Б. — Результаты показали, что посредничество преимущественно осуществляется начальником — 48%, поэтому можно предположить, что оно могло быть субъективным, доминирующим или то, что оно использовалось в соответствии с интересами топ-менеджера, выполняющего роль посредника. Это если мы будем предполагать возможные ошибки. В целом отметим, что основам медиации необходимо обучать.
А.К. – Продолжая тему, отметим, что часто просят коллегу разрешить конфликтную ситуацию — 32% респондентов и только 16% респондентов упомянули профессионального посредника, который принимал участие в разрешении конфликтов.
Ю.Б. — Таким образом, мы можем сделать вывод, что культура методов разрешения конфликтов с использованием медиации недостаточно развита в организациях, которые мы исследовали. Роль посредника обычно выполняют топ-менеджеры и коллеги.
В.Ж. – Спасибо большое! С нетерпением ждем продолжения беседы.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».