Маркетинг упаковочных материалов в России

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Александр Александрович, упаковка товара всегда играла огромную роль в маркетинге. Как обстоит с этим дело сейчас?

В системе факторов повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке особое место занимают упаковочные материалы. В условиях дефицитной экономики «оболочка» товаров выполняла только одну задачу – наилучшим образом защитить товар от внешних воздействий. На нынешнем этапе упаковочные материалы являются одним из необходимых компонентов современного промышленного производства, определяющих уровень культуры, как производства, так и торговли в стране. Самое высокое потребление упаковочных материалов мы видим в Америке и Японии: $400-450 на душу населения в год. Объем производства упаковки в Западной Европе составляет 130 млрд. евро в год.

Проводятся ли актуальные маркетинговые исследования в этой области?

Маркетинговые исследования активно ведутся, поскольку позволяют создать научную базу для повышения эффективности производства и применения упаковочных материалов, а также дают мощный толчок развитию пищевой и кондитерской промышленности, производителей синтетических моющих средств, химических и медицинских препаратов, другим отраслям, использующим упаковку.

Вы сказали, что изначально упаковка выполняла только функцию защиты товара. Означает ли это появление новых функций упаковки?

С позиций маркетинга упаковка рассматривается как первичная и вторичная товарная оболочка. Первичная упаковка – собственно товарная оболочка, оригинальная упаковка. Первичная упаковка обеспечивает защиту от внешнего воздействия, при применении автоматизированных упаковочных линий помогает в большей степени гарантировать правильный вес и лёгкость идентификации товара, чем без её применения. Первично упакованные товары можно потом переупаковать ещё раз. В одной картонной таре могут быть размещены несколько первично упакованных единиц товара. Рекламное обращение можно поместить как на первичной, так и на вторичной картонной таре. Транспортные контейнеры с упаковками товара также являются своеобразной вторичной упаковкой и могут служить рекламой фирме-производителю.

Спасибо за экспертное интервью, Александр Александрович. Надеюсь продолжить обсуждение такой актуальной для маркетинга темы.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».