Ильиных Е. М. Лидеры мнений как инструмент формирования общественного мнения в период избирательных кампаний // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 113-116

Демократия как политический режим порождает необходимость борьбы между политическими субъектами. Политическая борьба представляет собой одну из основных форм политической деятельности, в рамках которой политические субъекты, такие как: профсоюзы, независимые кандидаты, общественные объединения, политические партии и др., конкурируют между собой за овладевание политическим полем и вытеснении конкурента из политической борьбы. Характеристиками политической борьбы можно обозначить:

  1. Отсутствие общих интересов с политическим конкурентом;
  2. Достижение устойчивой и выгодной политической позиции как цель политической борьбы.

Политическая борьба может иметь такие деструктивные формы как: государственный переворот, военный заговор, путч, гражданская война, вооруженное восстание, и другие физические столкновения между политическими лидерами с их последователями, общественными движениями, политическими партиями, парламентскими фракциями. В рамках конкуренции политических субъектов, таких как: отдельные кандидаты, политические партии и другие объединения, существует такая форма политической борьбы как избирательная кампания.

Избирательная кампания – совокупность мероприятий с целью политической агитации, которые проводятся определенными политическими партиями и независимыми кандидатами для завоевания на предстоящих выборах максимально возможной поддержки избирателей.

В рамках избирательной кампании также участвуют другие общественные субъекты, например социальные организации, органы власти, СМИ и лидеры мнений. Наиболее эффективными способами и каналами агитации для поддержки политического субъекта в ходе избирательной кампании являются:

  1. Мероприятия – встречи с избирателями, политические митинги;
  2. Печатная политическая реклама – афиши и плакаты, брошюры с программой кандидата или партии, персонализированные письма;
  3. Радио – выступления на радиостанциях, слоган политического субъекта во время рекламной паузы эфира;
  4. Телевидение – интервью, рекламные видеоролики и другие материалы.

Законодательство РФ регламентирует проведение избирательных кампаний, а именно: их сроки, порядок проведения, формы агитации, отчетность финансирование. В ходе избирательной кампании, при проведении агитационных мероприятий, описанных выше, у определенных групп избирателей, на которые были направлены агитационные усилия формируется определенное общественное мнение.

Общественное мнение — состояние массового сознания, отражающее в неявном или открытом виде отношение к чему-либо (событиям и явлениям), определенных групп людей объединенными общими интересами и нуждами. Исследования общественного мнения возможно проводить с помощью таких социологических интересов как: опросы, интервью и экспертизой.

Обобщая все научные подходы к трактовке такого понятия как общественное мнение можно сделать вывод что оно является совокупностью суждений и оценок, влияющих на массовое сознание и соответственно на политические процессы (политические реформы, а также другие государственные и социальные изменения). Таким образом общественное мнение является представлением власти определенных интересов населения, а также инструментом демонстрации наиболее острых для людей проблем. Рассматривая общественное мнение с точки зрения содержания, оно формирует климат отношений между людьми, изменяет политическую атмосферу в стране. Рано или поздно, общественное мнение неотвратимо будет нести политический смысл и повлияет на политическую структуру страны.

В период избирательных кампаний общественное мнение отражает отношение определенных групп людей, объединенных территориально (избирательный округ, область, и т.д.), а также имеющими общие проблемы (безработица, низкие социальные выплаты, дорогое жилье) к определённому политическому субъекту (кандидат, политическая партия). В рамках избирательных кампаний, в зависимости от целей, инструментов и каналов проведения политической агитации, общественное мнение возможно формировать, а также корректировать исходя из реакции электората.

Таким образом, в рамках избирательных кампаний, общественное мнение – важнейший объект воздействия государства, СМИ, политических субъектов и других заинтересованных субъектов. В рамках изучения общественного мнения в период избирательных кампаний оно представляет собой важнейший источник получения информации о существующих проблемах и потребностях избирателей, а также их реакции избирателей на агитацию политика и партии. С социальной точки зрения общественное мнение есть важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Можно выделить несколько признаков общественного мнения:

  1. Включает не всю сумму мнений избирателей, а лишь мнения относящиеся к определенной изучаемой ситуацией. По отношению к ней, избиратели выступают как общественная группа;
  2. В зависимости от конкретных ситуаций, общественное мнение по отношению к одному и тому же объекту может быть полностью противоположным. Необходимо учитывать контекст, в котором находятся избиратели;
  3. Только после выражения мнения оно приобретает статус общественного. До этого момента, не высказанное мнение считается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
  4. Общественное мнение характеризуется относительной определенностью и постоянством в течении определенного периода времени.

Функциями общественного мнения являются: общественный контроль, экспрессия, консультативная и директивная. Как инструмент контролирования социума, общественное мнение быстро и четко реагирует на происходящие в обществе и государстве экономические, политические и другие процессы, затрагивающие интересы больших групп людей.

Ещё одной функцией общественного мнения является экспрессивная функция, выражающаяся в трансляции определенной позиции социума в отношении фактом и явлений. Такая функция позволяет общественному мнению, или гражданскому обществу, контролировать деятельность органов власти, реагируя на их деятельность.

В некоторых стрнаха распространена консультативная функция общественного мнения, заключающаяся в проведении опросов опросов населения, результаты которых используются для устранения тех или иных проблем. Через выявление слабых и сильных стороны различных позиций, оно вынуждает политически субъекты корректировать свою деятельность.

Директивная функция — обязательный фактор для реализации результатов опроса. Примером данной функции может служить референдум, петиция и др.

Одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения в рамках избирательных кампаний является технология лидеров мнений.

Лидеры мнений – люди, влияющие на: суждения, действия, а также оценку каких-либо событий, фактов или явлений, определенных групп людей, в сознании которых данный человек имеет статус лидера. Такой человек отличается лучшей информативностью, более высоким социальным статусом, и возможностью влияния на людей. В рамках избирательных кампаний, лидеры мнений формируют общественное мнение определенных групп людей в отношении агитации, или политической программы политических субъектов. Можно выделить следующие характеристик лидеров мнений, благодаря которым возможно получить поддержку больших групп людей в отношении к политическому субъекту в рамках избирательных кампаний:

Активность — активная жизненная позиция. Лидеры мнений полностью вовлечены в определенные темы, тенденции, процессы и явления жизни. Часто такие люди участвуют в деятельности общественных организаций, вступают в политические партии, религиозные группы и т. п. В рамках избирательных кампаний к таким людям прислушиваются, в следствии чего возможно сформировать или скорректировать общественное мнение в отношении политического субъекта.

Контактность — лидер мнений обладает широкой аудиторий, а также расширяет её. Контактность является важнейшей характеристикой лидеров мнений как инструмента в рамках избирательных кампаний, т.к. благодаря такому человеку политический субъект может быстро получить доступ к определенной аудитории.

Заинтересованность — наличие навыка и стремления информирования людей о чем-либо. Лидеры мнений стремятся чтобы другие людей интересуются их мнением, а также совершают поступки исходя из их одобрения или порицания. В сознании людей, лидер мнений может быть в виде миссионера, наставника или учителя.

Уверенность — поддержка чего-либо или кого-либо является маркером доверия и уверенности. Если лидер мнений положительно отзовется о политическом субъекте, значит, существует большая вероятность того, что последователи лидера мнений также поддержат его, и наоборот.

Вовлеченность — стремление к разрешению чужих проблем. Лидеры мнений являются теми, кто решает чужие проблемы исходя из собственного опыта, рекомендаций и т.д.

Таким образом, лидеры мнений, как инструмент формирования общественного мнения в рамках проведения избирательных кампаний, могут оказывать существенное влияние на эффективность агитации политического субъекта. Исходя из природы общественного мнения, а также характеристик лидеров мнений, последние способны изменять суждения и оценку больших групп людей в отношении политического субъект, тем самым это приведет к количественному и качественному улучшению поддержки избирателей на выборах.