Контент-анализ: успех кино в контексте времени

Раков Николай Владимирович
e-mail: nicholas.rk.work@gmail.com

Rakov Nikolay Vladimirovich
e-mail: nicholas.rk.work@gmail.com

Социология кино как особое направление социологической мысли появилось в начале XX века в Германии. Становление данной области связывают с именем Эмилии Альтено, которая в 1913 году защитила первую в истории диссертацию по социологию кинематографического процесса. Само исследование касалось изучения социокультурных запросов публики как основополагающих и формообразующих факторов производства киноискусства. Данная работа, была высоко оценена научным сообществом. Её наработки в области исследования кино также выходила в рамках третьего тома «Труды по социологии культуры» М. Вебера [2, с. 74].

С момента появления данного направления продолжается оформление основных категорий и понятий, а также разрабатывается проблемное поле. Однако уже сейчас можно выделить два специфических круга интереса исследователей: кино – фактор преобразования общественной жизни (идеологический характер и социализирующая функция кино); фильмы – зеркало общественной жизни (отражает доминирующие ценности, нормы и ориентации) [3, с. 113-115].

Анализ данных вопросов предполагает:

  1. исследование самого кинопродукта, как транслятора определённых ценностей, норм и идей;
  2. обращение к контексту создания и выхода фильма в прокат – социокультурные и исторические условия.

Первый из представленных аспектов изучения, демонстрирует и описывает Р. Кениг, в его концепции, созданной им в 60-е годы XX века. Он говорил о том, что для социолога необходимо рассмотреть то, какие аспекты кино, как «раздражителя», воспринимаются зрителем, а какие остаются вне внимания [3, с. 114-115].

Второй элемент, связывают с тем фактом, что «любое кинопроизводство в конкретных исторических условиях постоянно испытывает на себе многоплановое и разнонаправленное давление окружающей социальной действительности» [3, с. 114].

Не все фильмы идентифицируются человеком в его системе ценностей как адекватные его системе релевантности. Показатели «успеха» фильма, в данном контексте, является характеристикой одобрения и принятия кинокартин общественностью, а именно – потребителями кинопродукта. Среди данных показателей можно выделить зрительские оценки, признание в кругу академических сообществ, кассовый успех. Эти элементы демонстрируют не только потребительские ориентации. Человек не просто отдаёт своё предпочтение определённому фильму, определённым образом идентифицируя и интерпретируя само содержание кинокартины, но и выделяет на просмотр фильма своё собственное время и средства, отделяя его от остальных способов культурного времяпрепровождения или от других кинофильмов.

В соответствии с современным представлением социологов о социальном времени последнее рассматривается в нескольких основных плоскостях: время как историческая характеристика, демонстрирующая динамику общественных изменений [1, с. 183]; время, «создаваемое» и «овладеваемое» людьми в процессе деятельности [1, с. 183-184]. Это означает, что с одной стороны человек существует в определённом социальном времени, которое обладает своими характеристиками, а с другой стороны – конструирует характеристики времени через деятельность и целесообразные действия, выражая определённое отношение к самому времени, определённым образом его позиционируя и используя.

В рамках указанных теоретических оснований и положений можно формализовать тему данного исследования как попытка раскрыть особенности динамики общественных предпочтений к кино во времени и по отношению ко времени.

Методология исследования. В 2007 году Британская ежедневная леволиберальная газета «The Guardian», принадлежащая группе компаний Guardian Media Group, опубликовала список под названием «1000 films to see before you die» (1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть), который представлял из себя подборку лучших фильмов на основе опроса субъективного мнения команды экспертов соответствующего издания. Анализ страниц фильмов с такой площадки как «КиноПоиск», в соответствии со списком газеты «The Guardian» от 2007 года, предоставил возможность получить информацию о соотношении различных временных показателей с качественными и количественными достижениями кинокартин, а контент анализ «манифестным кодированием» [5, с. 123], позволил выявить количество проявлений тех или иных признаков.

Объект исследования: фильмы, отобранные в соответствии со списком, опубликованным британской газетой «The Guardian» в 2007 под названием «1000 films to see before you die» (1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть).

Предмет исследования: содержание страниц фильмов на сайте «КиноПоиск» в соответствии со списком, опубликованным британской газетой «The Guardian» в 2007 году, под названием «1000 films to see before you die».

Цель исследования. Изучить содержание страниц фильмов для выявления взаимосвязи между характеристиками времени и успехом кинокартин (академическим, зрительским, кассовым).

Метод исследования: контент-анализ.

Выборка: 1000 фильмов в соответствии со списком «The Guardian» от 2007 года.

Подготовка, сбор и преобразования данных. Первая группа собираемых данных касалась характеристик «времени» и поделены на 3 основные категории.

1. Год выпуска фильма. При конвертации единиц анализа в единицы счёта, для упрощения последующего анализа, были созданы 10 групп (каждая группа представляет собой промежуток в 10 лет): 1910-1919, 1920-1929, 1930-1939, …, 2000-2010. Целью выделения такой категории как год выпуска картины заключается в возможности проанализировать зрительский, академический и кассовый успех в динамике, выделить определённые периоды спада, роста и стабильности.

2. Месяц выпуска фильма. Для количественного анализа каждому отдельному месяцу была присвоена единица счёта от «1» до «12». Месяц, в котором происходит выход фильма в прокат, важен в контексте его кассового успеха, что определяется следующими факторами: международные и национальные традиции и праздники, приписанные к датам, определяют настроения масс и назначение официальных выходных дней на определённые даты; огромная часть аудитории – дети, чья занятость определяется учёбой, увлечениями и сильным влиянием на них массовой культуры.

3. Хронометраж фильма – продолжительность картины. При конвертации единиц анализа в единицы счёта были созданы 3 группы: фильмы до 2 часов, от 2 до 3 часов; от 3 часов. Из-за стремительного технологического прогресса последних лет, человеческая жизнь стала приобретать специфический темп. Важным элементом жизненного мира людей становится распределение собственного времени. В таком отношении, репрезентация данного показателя является важным для понимания специфики притязаний и предпочтений зрителей, а сравнение с определённым историческим периодом может послужить почвой для выведения динамики изменения данного социокультурного показателя.

Для построения корреляций «временных» характеристик с показателями, демонстрирующими «успех» картины у зрителей, а также в академическом и экономическом аспекте были отобраны данные, касающиеся пользовательских оценок (зрителей и профессиональных критиков), информация об академическом успехе (номинации и награды), а также информация об экономическом успехе картины в прокате. Для этого были выделено 5 категорий анализа.

1. Оценка фильма на «КиноПоиск». Платформа является крупнейшим в России интернет-сервисом о кино. В нём представлена огромная библиотека фильмов, каждый из которых имеет собственную «страницу», с различной информацией об особенностях производства, проката, а также академического успеха кинокартин. Эта информация и послужила основой для выделения категорий анализа, а данные брались непосредственно с платформы. Стоит отметить, что список тысячи фильмов от 2007 года, который послужил основой для данного исследования, картины из которого и подвергаются анализу, также отражён на данной платформе и представлен в виде отдельного рейтинга [4]. Помимо этого, на сайте также присутствуют пользовательские оценки, которые формируются как среднее значение от большинства голосующих и ранжируются от 1 до 10, с учётом десятых долей. Аналогичным образом эта информация была представлена в качестве единиц анализа. Для упрощения анализа были осуществлены группировки с шагом в 0,5 единиц: от 5,1 до 5,5, от 5,6 до 6, от 6,1 до 6,5, …, от 9,1 до 9,5.

Помимо оценок, формируемыми пользователями, немаловажной характеристикой «успешности» картины, является признание её в академическом сообществе.  Наличие у фильма наград и номинаций напрямую влияют на окупаемость проекта, поскольку являются, в некотором роде, дополнением к рекламной компании. Здесь также необходимо учитывать несколько аспектов. С одной стороны, существуют «антинаграды», такие как «Золотая малина», которые присваиваются худшим фильмам. Фильмы с такими наградами или номинациями на подобные награды могут обладать, или не обладать экономическим успехом. С другой стороны, существуют случаи, когда фильмы с большим количеством наград и номинаций не могут похвастаться кассовым успехом. Это означает, успеху картины в прокате могли помешать другие факторы, а количественную характеристику частоты номинаций или наград фильма стоит рассматривать не только в координатах «успешная» или «провальная» (с точки зрения академических заслуг), но и как, определённого рода, показатель проявления к ленте общественного внимания. «Общественным» оно становится по причине массового тиражирования информации об академической оценке картин в различных специализированных и иных СМИ. К тому же, оценки профессиональных сообществ и критиков, может сильно контрастировать с оценками основной аудитории.

Исходя из этого были выведены две категории: количество номинаций и наград. Важно понимать, что не все номинации, которые получила картина, в конечном итоге «становятся наградами». Для анализа была взята частота проявлений обоих характеристик. Вычитание из количества номинаций числа наград, ввиду их взаимоисключения, в ходе преобразования данных не производилось.

2. Количество номинаций – это числоприсвоенных фильму различными академическими сообществами, кинопремиями, кинофестивалями номинаций, рассчитанное суммированием соответствующего показателя, где каждая номинация берётся за единицу. Эти данные были собраны в группы с интервалами в 5 единиц: от 1 до 5 номинаций, от 6 до 10 номинаций, от 11 до 15 номинаций, …, от 46 до 50 номинаций. Всего было выделено 10 равных групп, а также введена специфическая группа, куда входили картины, не имеющие номинаций.

3. Количество наград – это числоприсвоенных фильму различными академическими сообществами, кинопремиями, кинофестивалями наград, рассчитанное суммированием соответствующего показателя, где каждая награда берётся за единицу. Данные были собраны в группы с интервалами в 5 единиц: от 1 до 5 наград, от 6 до 10 наград, от 11 до 15 наград, от 16 до 20 наград. Всего было выделено 4 равные группы, а также введена отдельная группа, при отсутствии у фильма наград.

4. Производственный бюджет – количество денег, затраченное на все этапы создания картины (данные собирались в долларовом эквиваленте, без учёта инфляции).

5. Кассовые сборы фильма -количество денег, полученное в результате проката картины в кинотеатрах (данные собирались в долларовом эквиваленте, без учёта инфляции).

Последние две категории анализа не ранжировались по интервалам и не разбивались в группы, поскольку в сравнительном анализе использовалась не характеристики бюджета или кассовых сборов как таковых, а факт окупаемости. Потому существовала необходимость охарактеризовать окупаемость фильма и свести её к единому показателю. Соотношение производственного бюджета и кассовых сборов фильмов представлено в виде «коэффициента окупаемости», новой переменной, необходимой для сравнительного анализа.

Он рассчитывался по формуле K=P/B, где

K – коэффициент окупаемости картины;

P – кассовые сборы фильма;

B – затраты на производство картины.

Если K>1, то картине присваивалась единица счёта «1», и фильм признавался «окупившимся». Если K<1, то кинокартине присваивался индекс «0», означающий, что производственные затраты не были покрыты кассовыми сборами. Важно отметить, что при выведении данного показателя не учитывался бюджет на маркетинг (продвижение картины), а потому он (показатель) является условным и служит лишь для сравнения соотношения кассовых сборов и производственных затрат каждого отдельного фильма.

В результате было рассмотрено 1000 кинокартин, выпущенных в период с 1910 по 2007 год и получено 8 тысяч единиц анализа, преобразованных в единицы счёты. Также создана дополнительная категория анализа, определение единицы счёта которой зависело от значения «коэффициента окупаемости» соответствующего фильма.

Корреляции и анализ. В данном блоке представлены корреляции и их анализ. Их можно обобщить в две основные группы: корреляции «временных» характеристик между собой и корреляции временных показателей с категориями «успешности» фильмов. В статье приводятся сводные таблицы, содержащие частоты, без указания процентного распределения. Процентные соотношения полученных данных указываются, при необходимости, непосредственно в ходе анализа и интерпретации данных.

А) Корреляции характеристик «времени».

Таблица 1. Соотношение десятилетия и частоты выпуска фильмов в прокат в определённом месяце

 Месяц выпуска картины в прокатВсего
Десятилетие выпуска картины в прокатянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
2000 — 20101076633731020347116
1990 — 19991317713381515123310812193
1980 — 1989713148251810212612818180
1970 — 1979311139181310127131227148
1960 — 196961310915196151123917153
1950 — 1959851071482105103688
1940 — 194953543227789863
1930 — 193926272312005333
1920 — 192934311200412324
1910 — 19190100000010002
Всего5780706414987498911480601011000

Соотнося показатели десятилетия и частоты выпуска фильмов в прокат в определённом месяце можно сделать несколько заключений (см. таблица 1):

1. Количество выпускаемых фильмов стабильно растёт с каждым десятилетием;

2. Фильмы чаще выходят в мае (14,9%), сентябре (11,4%) и декабре (10,1%); реже всего в январе (5,7%) и в июле (4,9%);

3. Киноиндустрия всё ещё формирует стандарты выпусков фильмов в определённые месяцы. Об этом свидетельствует постоянно изменяющаяся динамика показателей для каждого месяца отдельно и в пропорциональном соотношении с другими месяцами в рамках десятилетий.

Таблица 2. Соотношение десятилетия и частоты выпуска фильмов с определённым хронометражом

 Десятилетие выпуска картины в прокатВсего
Хронометраж фильма2000 — 20101990 — 19991980 — 19891970 — 19791960 — 19691950 — 19591940 — 19491930 — 19391920 — 19291910 — 1919
до 2 часов80138133104103695530180730
от 2 до 3 часов3450413644167251236
3 и более часов256863111134
Всего1161931801481538863332421000

Соотношение частоты фильмов с определённым хронометражом показали схожесть пропорционального распределения фильмов по категориям длительности, для каждого отдельного десятилетия (см. таблица 2). Однако, на заре кинематографа, до 60-ых годов XX века, чаще выходили фильмы до 2 часов. Начиная с данного периода частота фильмов конкретного хронометража становится близка к средним показателям, которые распределены следующим образом: 73% фильмов до 2 часов, 23,6% картин от 2 до 3 часов, 3,4% кинокартин от 3 часов.

Таблица 3. Корреляция частоты фильмов определённого хронометража с месяцем их выпуска

 Месяц выпуска картины в прокатВсего
Хронометражянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
до 2 часов4761574810056387787564261730
от 2 до 3 часов10181114433110824201532236
более 3 часов01226014343834
Всего5780706414987498911480601011000

Наибольшее количество фильмов до 2 часов, в рамках месяца его выхода, наблюдается в августе (86,5%), январе (82,5%) и в марте (81,4%). Наименьшие значения по тому же критерию (меньше среднего показателя) наблюдаются в июне (64,4%) и в декабре (60,4%). В остальных случаях, распределение частоты фильмов данного хронометража в конкретном месяце близки к среднему показателю, который составляет 73% (см. таблица 3).

Наибольшее количество фильмов от 2 до 3 часов, в рамках месяца его выхода, наблюдается в июне (35,6%), декабре (31,7%) и мае (28,9%). Наименьшее количество по тому же критерию (меньше среднего показателя) наблюдается в январе (17,5%), в марте (15,7%) и в августе (9%). В остальных случаях, распределение частоты фильмов определённого хронометража в конкретном месяце близки к среднему показателю, который составляет 23,6%.

Для фильмов, чей хронометраж составляет более 3 часов, частоты проявлений в конкретном месяце колеблются от абсолютного нуля до 7,9% (в декабре) вокруг среднего показателя в 3,4%, от общего числа кинокартин, выпущенных в том или ином месяце.

Б) Десятилетие выпуска фильма и категории успеха фильма.

Стоит отметить, что данные, касающиеся оценок на платформе «КиноПоиск», имеют региональный характер и репрезентативны для русскоговорящих пользователей интернета и стран СНГ, поскольку именно они являются основными пользователями данной площадки. Однако, при сборе первичных данных, такая же категория анализа была собрана с платформ «IMDB» и «Metacritic». В результате корреляции данных русскоязычной платформы с указанными выше выяснилось, что в региональная специфика отличается несущественно. Единственным отличием, является тот факт, что пользователи платформы «КиноПоиск», в среднем оценивают фильмы на 0,5-1,5 балла выше чем зрители, поставившие свою оценку на иностранных платформах.

Вторым аспектом данной категории анализа является тот факт, что сами по себе пользовательские оценки стали возможны, только ввиду появления самих площадок и развития сети интернет. С одной стороны оценки зрителей даны как бы в «ретроспективе». Это касается тех фильмов, что выходили до того, как человек мог непосредственно увидеть его в момент проката по двум основаниям: человек родился после выхода фильма в прокат или не мог осуществить просмотр во время самого проката, ввиду возрастных ограничений кинопродукта. С другой стороны человек мог посмотреть фильм позже официального выхода в прокат, даже несмотря на то, что не попадал под предыдущие два пункта. Зритель может осуществить просмотр кинокартины, используя сеть интернет или «ре-релизы», когда картины выходят заново в ограниченном прокате.

Исходя из положений, указанных выше можно сказать, что сами по себе пользовательские оценки репрезентативны не только для определённого социокультурного региона, но и для вполне концертного времени, которое, весьма сложно определить. Однако его можно попытаться резюмировать как эпоху бурного развития интернет коммуникаций, при котором пользователи являются современниками существованию самой платформы и могут выставить соответствующие оценки. При этом, данным площадкам свойственно изменение среднего показателя зрительских оценок во времени, ввиду того, что сами по себе оценки не демонстрируют конкретный период, в котором они были проставлены, а показывают среднее значение за всё время существования возможности пользователям выставить оценки. Данные описывают то, как современный зритель оценивает тот или иной фильм, обладающий определённым хронометражем, вышедший в конкретном десятилетии.

Таблица 4. Корреляция рейтинга фильма на платформе «КиноПоиск» и десятилетия выпуска картин

 Рейтинг фильма на платформе «КиноПоиск»Всего
Десятилетие выпуска картины в прокат5,1 — 5,55,6 — 66,1 — 6,56,6 — 77,1 — 7,57,6 — 88,1 — 8,58,6 — 99,1 — 9,5
2000 — 20100812312432720116
1990 — 199925203750571631191
1980 — 1989086425655810176
1970 — 1979397274052810147
1960 — 19690582347591000152
1950 — 1959014112437110088
1940 — 19490139232430063
1930 — 1939000581640033
1920 — 1929002451120024
1910 — 19190000110002
Всего537621892783446971992

Большинство зрителей оценивает фильмы на 7,6-8 баллов из 10 (34,7%) (см. таблица 4). В сравнении, наблюдается уменьшение количества фильмов, которые получили оценки от 7,6 до 8 на всём временном промежутке, где для периода с 2000 по 2010 год свойственны самые низкие показатели, а для промежутка с 1910 по 1919 год – самые высокие (рассмотрено в процентном соотношении в рамках общего количества пользовательских оценок фильмов конкретного десятилетия). Вместе с этим, наблюдается некоторое увеличение количества фильмов, которые получили оценки от 6,6 до 7 баллов, по тому же процентному соотношению. Показатель в 7,1-7,5 находится посередине между двумя предыдущими случаями. Между различными десятилетиями частота проявлений этого показателя сначала увеличивается относительно ранга десятилетия с 1910 до 1969 год (в процентном соотношении от общего числа в рамках десятилетия), а после, с 1969 по 2007 год, начинает проявляться отрицательная динамика.

Эти данные свидетельствуют о том, что «современный зритель», тем выше оценивает фильмы, чем дальше назад во времени он выходил в прокат.

Таблица 5. Сопряжение десятилетия и частоты наличия номинаций фильмов в соответствующих периодах

 Количество присвоенных фильму номинацийВсего
Десятилетие выпуска картины в прокатНет номинаций1 — 56 — 1011 — 1516 — 2021 — 2526 — 3031 — 3536 — 4041 — 4546 — 50
2000 — 201031362376341302116
1990 — 19996158211615872311193
1980 — 1989596026187720100180
1970 — 1979702820109731000148
1960 — 1969595018711800000153
1950 — 19592834117710000088
1940 — 19492328111000000063
1930 — 1939201021000000033
1920 — 192922200000000024
1910 — 1919200000000002
Всего3753061326755341647131000

При интерпретации данных необходимо учитывать, что показателем расширения индустрии кино является не только увеличение частоты выпуска фильмов в прокат, но и увеличение числа всеразличных кинопремий и академических сообществ. Это касается корреляций любых показателем с частотой наличия у фильмов номинаций и наград.

Для того, чтобы продемонстрировать соотношение показателей долей фильмов получивших номинаций и динамики выхода картин в определённом десятилетии был осуществлён анализ средних характеристик рядов динамик, представленный ниже. При этом, для расчётов были взяты 9 из 10 периодов временного ряда. В последствии выяснится, что значение первого элемента временного ряда демонстрирующего доли фильмов, среди общего количества, получивших номинацию на награду, равняется нулю. А потому данное сокращение вызвано преимущественно особенностями статистического аппарата, а именно, ввиду того, что темп прироста, а, следовательно, и темп роста невозможно рассчитать, если значение первого из элементов временного ряда равно нулю. Кроме того, не учитывается период с 1910 по 1919 г. На заре кинематографа, количество фильмов, выходивших в прокат, а также, количество существующих на тот момент академических сообществ является незначительным, и сильно выбивается из общей динамики временного ряда (см. таблица 5).

Расчёт средних характеристик ряда динамики показателя частоты выпуска фильмов в прокат.

Средний темп роста:

  1,2177

В среднем, за весь период, рост анализируемого показателя составил 1.2177, из этого следует что средний темп прироста равен:

Из этого следует, что количество фильмов, выпускаемых в прокат, с каждым десятилетием в среднем увеличивалась на 21,8%.

Средний абсолютный прирост (средний абсолютный прирост демонстрирует обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики):

    = 11,5

Из этого следует, что с каждым новым периодом количество фильмов, выпускаемых в прокат, в среднем увеличивалось на 11,5.

Расчёт средних характеристик ряда динамики показателя доли фильмов, среди общего количества, получивших номинацию на награду. Были вычислены сами доли. Для этого использовалась следующая формула:

D = 100* ), где

D – доля фильмов, в процентах, получивших номинацию на награду в конкретном десятилетии;

 – количество фильмов, выпущенных в конкретном десятилетии;

 – количество фильмов, получивших номинацию на награду.

Расчёт начинается с 1920 года, поскольку, как указанно выше, первый элемент временного ряда, в данном случае, опускается.

 39% всех фильмов, выпущенных в период с 1920 по 1929 получили номинации;

 63% всех фильмов, выпущенных в период с 1930 по 1939 получили номинации;

 68% всех фильмов, выпущенных в период с 1940 по 1949 получили номинации;

 63% всех фильмов, выпущенных в период с 1950 по 1959 получили номинации;

 61% всех фильмов, выпущенных в период с 1960 по 1969 получили номинации;

 52% всех фильмов, выпущенных в период с 1970 по 1979 получили номинации;

 67% всех фильмов, выпущенных в период с 1980 по 1989 получили номинации;

 68% всех фильмов, выпущенных в период с 1990 по 1999 получили номинации;

 73% всех фильмов, выпущенных в период с 2000 по 2010 получили номинации;

Далее были вычислены средние характеристика ряда.

Средний темп роста:

  1,0815

В среднем, за весь период рост анализируемого показателя составил 1.0815, из этого следует что средний темп прироста равен:

Исходя из значения полученного показателя, можно утверждать, что количество фильмов, получивших номинации на награды, с каждым десятилетием увеличивалась в среднем на 8,1%.

Средний абсолютный прирост:

    = 4,25

Из этого следует, что с каждым периодом количество фильмов, получивших номинации на награды, в среднем увеличивалось на 4,25.

Сравнение средних показателей временных рядов.

В результате проведённых расчётов выяснилось, что количество фильмов, в среднем, выпускаемых в прокат, с каждым десятилетием увеличивалась на 21,8%, тогда как количество фильмов, получивших номинации на награды растёт в среднем только на 8,1%. Количество фильмов, выпускаемых в прокат в среднем увеличивается на 11,5, тогда как доля фильмов, получивших номинации на награды увеличивается лишь на 4,25, при рассмотрении тех же временных промежутков.

Таблица 6. Десятилетие выпуска фильма и количественные показатели присвоенных фильмам наград

 Десятилетие выпуска картины в прокатВсего
Количество присвоенных фильму наград2000 — 20101990 — 19991980 — 19891970 — 19791960 — 19691950 — 19591940 — 19491930 — 19391920 — 19291910 — 1919
Нет наград4682878779384027232511
1 — 552807741604022510378
6 — 101023111776110076
11 — 15724073000023
16 — 20161301000012
Всего1161931801481538863332421000

Для сопряжения показателей присвоенных фильмам наград и десятилетия их выпуска в прокат (см. таблица 6) свойственна та же закономерность, что и для сопряжения показателей номинаций и тех же временных характеристик.

Таблица 7. Соотношение показателей окупаемости кинокартин и десятилетия их выпуска в прокат

 Десятилетие выпуска картины в прокатВсего
Показатель окупаемости фильма2000 — 20101990 — 19991980 — 19891970 — 19791960 — 19691950 — 19591940 — 19491930 — 19391920 — 19291910 — 1919
Информации об окупаемости нет3554666982484118161430
Фильм окупился в прокате66100895845235851400
Фильм не окупился в прокате15392521261717730170
Всего1161931801481538863332421000

Рассматривая процентное соотношение внутри каждого десятилетия, при анализе сопряжения показателей окупаемости кинокартин и десятилетия, в котором фильмы выходили в прокат (см. таблица 7), можно сделать вывод, что с развитием индустрии кино во времени становится больше успешных в прокате картин. Однако, стоит учитывать, что невозможно сделать поправку на тот факт, что киностудии, чьи фильмы, выходили в начале XX века, реже публиковали статистику, поскольку такая практика ещё не была распространённой и не являлась стандартом для киноиндустрии как таковой.

В) Месяц выпуска фильма и категории «успеха» кинокартины.

Сопряжения месяца выпуска фильмов и их рейтинга на платформе «КиноПоиск» не выстраивалось, ввиду региональных и временных ограничений самих данных. Большое количество зрителей, выставивших пользовательские оценки на платформе, не смотрели фильмы непосредственно в месяц его выхода, что не позволяет дать репрезентативные данные, поскольку это не отражает зрительские предпочтения зрителей по отношению к месяцу выхода фильма.

При корреляции пользовательских оценок с десятилетием выхода картины мы можем судить о зрительских предпочтениях «современного человека» в эпоху развитой интернет коммуникации и существования самих платформ, на которых возможно выставить пользовательские оценки фильмам. Эти предпочтения являются «ретроспективными» по отношению к кинокартинам всеразличных десятилетий (в том числе и актуальных, если речь идёт о последних десятилетиях). Поэтому эти данные показывают сопряжение систем релевантности «современного человека» и сущности содержания того или иного фильма, который не является его современником для большого числа случаев, или не был просмотрен этим же человеком в момент выхода в прокат, даже если такая возможность была. Это касалось вопроса корреляции оценок и десятилетия. Если же говорить о сопряжении пользовательских оценок и месяца выхода фильма в прокат, то оно не может дать подобных предыдущему примеру данных, поскольку человек, который смотрит тот или иной фильм уже после его выхода, как правило, совершенно безразличен к самому факту наличия у кинокартины определённой даты выхода в прошлом.

Таблица 8. Соотношение количества присвоенных фильмам номинаций на награды и месяца их выпуска

 Месяц выпуска картины в прокатВсего
Количество присвоенных фильму номинацийянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
Нет номинаций313530304019203740372630375
1 — 5142923204732133031241726306
6 — 105856311388197913132
11 — 154533125457401567
16 — 20202278131083955
21 — 2500515714400734
26 — 3002113312102016
31 — 351000001010104
36 — 400111300010007
41 — 450000000000101
46 — 500000100000113
Всего фильмов, получивших номинации264540346268295274433471 
Всего5780706414987498911480601011000

Соотношение количества присвоенных фильмам номинаций на награды и месяца их выпуска в прокат показало (см. таблица 8), что наибольшее количество номинированных фильмов приходится на сентябрь (74 кинокартины), декабрь (71 кинокартина) и июнь (68 кинокартин). Наименьшее количество номинаций фильмов на награды наблюдается среди фильмов, дата выхода которых назначаются в январе (26), июле (29), ы ноябре и апреле (по 34). Интересно, что проявление феномена «большого количества номинаций» (от 21 и больше) свойственно не для каждого месяца, а распределение не является равномерным. Так, выделяется период от мая до августа, когда появляются прецеденты наличия у кинокартин 26 и более наград, чаще чем в остальные временные промежутки. От 36 до 40 номинаций, редко, но получают фильмы в весенние месяцы. Самыми неблагоприятными для феномена большого количества номинаций (от 21 и более) являются такие месяцы как январь и октябрь. Для показателей выше 30 номинаций наблюдаются провалы в июне и августе.

Таблица 9. Соотношение количества присвоенных фильму наград и месяца их выпуска

 Месяц выпуска картины в прокатВсего
Количество присвоенных фильму наградянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь 
Нет номинаций354837405637285154493343511
1 — 5172726217534183046232239378
6 — 10435112122510421676
11 — 1510115303340223
16 — 2002111110103112
Всего фильмов, получивших награды223233249350213860312758 
Всего5780706414987498911480601011000

Корреляция количества присвоенных фильмам наград и месяца их выпуска в прокат (см. таблица 9), демонстрирует что наибольшее количество награждений приходится на фильмы, которые вышли в мае (93 кинокартины), сентябре (60 кинокартина), декабре (58 кинокартин) и июне (50 кинокартин). Наименьшее количество наград наблюдается среди фильмов, дата выхода которых была в июне (21), январе (22), апреле (24) и ноябре (27).

Проявление феномена «большого количества наград» (от 11 и больше) свойственно не для каждого месяца. Так, выделяется период с мая по июнь, а также с августа по сентябрь. От 16 до 20 наград, редко, но получают фильмы с датами выхода в весенние месяцы, а также в начале лета – в июне, и в конце зимы – в феврале. Самыми неблагоприятными по количеству наград, как с точки зрения общего количества, так и с точки зрения наличия фильмов с большим количеством наград, являются такие месяцы как январь и июль. Интересно, что мы получаем схожие данные при сравнении сопряжения месяца как с количеством номинаций, так и с количеством наград.

Таблица 10. Корреляция показателей окупаемости фильмов и месяца их выпуска в прокат

 Месяц выпуска картины в прокатВсего
Показатель окупаемости фильмаянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
Информации об окупаемости нет254128356723183952312942430
Фильм окупился в прокате222829225553222943302047400
Фильм не окупился в прокате1011137271192119191112170
Всего5780706414987498911480601011000

Фильмы чаще окупаются, если их дата выхода назначалась на даты в следующих месяцах (см. таблица 10): март, июнь, июль, декабрь. Фильмы реже окупаются, если их дата выхода назначалась на даты в следующих месяцах: октябрь и август. Для остальных месяцев свойственно примерно одинаковое распределение пропорций.

Г) Хронометраж и категории успеха картины.

Таблица 11. Корреляция показателей хронометража фильмов и их рейтинга на платформе «КиноПоиск»

 Рейтинг фильма на платформе «КиноПоиск»Всего
Хронометраж5,1 — 5,55,6 — 66,1 — 6,56,6 — 77,1 — 7,57,6 — 88,1 — 8,58,6 – 99,1 — 9,5
до 2 часов533561642132182851723
от 2 до 3 часов03620561163320236
более 3 часов010591080033
Всего537621892783446971992

Оценку от 8,1 до 8,5 чаще получают те фильмы, чей хронометраж больше (см. таблица 11), об этом также свидетельствует процентное распределение, согласно которому среди всех фильмов до 2 часов данную оценку получили 3,9%, от 2 до 3 часов – 14%, от 3 часов – 24,2%. Однако это ещё не означает, что с увеличением хронометража увеличиваются пользовательские оценки. Так оценку от 7,6 до 8 баллов, чаще ставят фильмам, чей хронометраж находится в пределах от 2 до 3 часов (30,2% — до 2 часов, 49,2% — от 2 до 3 часов, 30,3% — от 3 часов). При этом, фильмы до 2 часов и от 3 часов, чаще получают оценки ниже, чем представители среднего хронометража. Исходя из этого самой благоприятной для зрительских оценок категорией являются фильмы от 2 до 3 часов (стандарт индустрии).

Таблица 12. Сопряжение количества присвоенных фильму номинаций на награды и их хронометража

 Количество присвоенных фильму номинацийВсего
ХронометражНет номинаций1 — 56 — 1011 — 1516 — 2021 — 2526 — 3031 — 3536 — 4041 — 4546 — 50
до 2 часов3282309030261651301730
от 2 до 3 часов406638312615113411236
более 3 часов71046330000134
Всего3753061326755341647131000

Сопряжение показателей количества присвоенных фильму номинаций на награды и их хронометража показывает (см. таблица 12), что большее количество номинаций, в рамках собственной категории, получают фильмы от 2 до 3 часов (чаще получают от 6 до 20 наград). Фильмы от 3 часов хронометража не получают больше 25 номинаций, а кинокартины продолжительностью до 2 часов чаще совсем не получают номинаций на награды (44,9%). Интересно, что последняя из указанных групп фильмов (до 2 часов), во всех других категориях (по количеству номинаций) обладает меньшей долей проявлений признака, чем картины большего хронометража, при рассмотрении в рамках одинакового количества возможных номинаций.

Таблица 13. Сопряжение количества присвоенных фильму наград и их хронометража

 Количество присвоенных фильму наградВсего
ХронометражНет наград1 — 56 — 1011 — 1516 — 20
до 2 часов43125135112730
от 2 до 3 часов6911434109236
более 3 часов111372134
Всего5113787623121000

Несколько иная динамика прослеживается при корреляции показателей количества присвоенных фильму наград и их хронометража. Фильмы большей продолжительности, получают больше наград. Об этом свидетельствуют пропорции внутри категорий, разделяемых по продолжительности картины (см. таблица 13).

1. Фильмы до 2 часов не имеют награды в 59% случаях; от 1 до 5 наград получили 34,4% всех фильмов; 4,8% кинокартин –  от 6 до 10 кинонаград; 1,5% — от 11 до 15 наград.

2. Фильмы до 2 часов не имеют награды в 29,2% случаях; от 1 до 5 наград получили 48,3% всех фильмов; 14,4% кинокартин –  от 6 до 10 кинонаград; 4,2% — от 11 до 15 наград.

3. Фильмы от 3 часов не имеют награды в 32,4% случаях; от 1 до 5 наград получили 38,2% всех фильмов; 20,6% кинокартин –  от 6 до 10 кинонаград; 5,9% — от 11 до 15 наград.

Таблица 14. Сопряжение показателей окупаемости фильмов и их хронометража

 Показатель окупаемости фильмаВсего
ХронометражФильм окупился в прокатеФильм не окупился в прокатеИнформации об окупаемости нет
до 2 часов268121341730
от 2 до 3 часов1213976236
более 3 часов11101334
Всего4001704301000

Пропорционально (см. таблица 15), чаще окупаются фильмы, чей хронометраж находится в пределах от 2 до 3 часов (доля окупаемости 51,3%). Этот промежуток можно назвать стандартом для киноиндустрии. Фильмы, чей хронометраж менее 2 часов, предположительно воспринимаются зрителями как что-то незначительное и не стоящее затрат времени (доля окупившихся 36,7%). Картины продолжительностью более 3 часов, также являются более рискованными для кинопрокатчика и слишком длинными для самих зрителей, чтобы вверять им собственное время (доля окупившихся 32,4%).

Выводы. С одной стороны,представленные данные и корреляции могут стать основой для будущих исследований по схожим темам в сфере изучения кино в социологии. С другой стороны, приведенные данные и их анализ можно считать статистической моделью сущности взаимозависимости характеристик «времени» и динамики показателей «успешности» кинокартин у зрителей, в академическом сообществе и в кассовом выражении за период с 1910 по 2007 год.

В результате проведённого анализа удалось выяснить, что предпочтение общественности к кинопродукту – это фактор изменчивый во времени и по отношению ко времени. Фильмы становятся «предпочтительными» для зрителей и критиков не только из-за совпадения системы релевантности аудитории и содержания кинокартины, но и по факту нахождения потребителя кинопродукта в определённых исторических условиях, наличия у картины благоприятной даты выхода в определённом месяце, наличия определённой продолжительности фильма (хронометража), на которую зритель готов потратить своё время. При этом, в зависимости от рекомбинации этих элементов, мы можем наблюдать различные варианты моделей социальной заинтересованности в кинопродукте.