Конструкторы ЛЕГО как инвестиция

Киселев Даниил Витальевич
e-mail: daniil.kiselev.spb@gmail.com

В последнее время всё чаще и чаще можно услышать призывы инвестировать. Почти на каждом шагу
появляется реклама приложений, которые позволяют своим пользователям выступать в роли инвесторов на
финансовых рынках. Однако рынок ценных бумаг – далеко не единственный способ осуществления инвестиций
в современном мире. В качестве альтернативы, которая уверенно набирает обороты, выступает рынок ресейла.
Сюда входит и перепродажа кроссовок, рынок которой ещё в 2014 году оценивался в один миллиард долларов
[1], и спекуляция на игровых приставках [2]. Данные виды заработка хорошо известны и получили широкое
распространение, однако есть и другие, менее популярные товары, которые также имеют огромный
инвестиционный потенциал. К ним относится, помимо прочего, продукция компании ЛЕГО.
Основанная в 1932 году Оле К. Кристиансеном [3], датская компания занимает 92-е место в актуальном
рейтинге самых ценных мировых брендов по версии Forbes, её оценочная стоимость составляет 8.6 миллиарда
долларов США, а в категории «досуг» она является второй, уступая лишь Диснею [4]. Разумеется, продукция
компании пользуется широким спросом: многие покупают конструкторы ЛЕГО своим детям, дарят знакомым и
друзьям на праздники. Кроме того, продукцию компании часто покупают и взрослые, которые находят в
конструкторах ЛЕГО ностальгию [5].

Казалось бы, массовое производство и широкая доступность продукции ЛЕГО не сочетаются с
возможностями для спекуляции, и это отчасти верно: пока тот или иной набор находится в продаже, заработать
на нём большую сумму денег невозможно. Можно, конечно, воспользоваться разницей в цене в России и за
рубежом и привозить европейскую продукцию на продажу, однако такой вид предпринимательской деятельности
приносит лишь небольшой доход, будучи при этом сопряжённым с большими рисками. Дело в том, что сеть
сертифицированных магазинов ЛЕГО регулярно проводит распродажи, результатом которых становится
снижение общего уровня цен на конкретный набор, что в свою очередь может принести убытки поставщикам,
импортирующим товар из Европы.
Именно поэтому мы рассмотрим другой способ заработка на конструкторах ЛЕГО. Дело в том, что
любой набор датской компании имеет свой жизненный цикл. В некоторых случаях, когда набор пользуется
особым успехом, этот цикл может растягиваться до 9 лет и более (например, как в случае с набором
«Туристический трейлер Фольксваген Т1», артикул 10220), однако чаще всего срок жизни набора ЛЕГО
составляет восемнадцать месяцев [6]. После этого конструктор перестаёт производиться, а затем полностью
исчезает с полок магазинов. Когда это происходит, может быть несколько сценариев дальнейшего развития
событий: цена на вторичном рынке может зафиксироваться, может упасть, а может начать расти. Нас как
потенциальных инвесторов интересует последний вариант.
Чтобы лучше изучить вопрос, обратимся к практическим примерам. В качестве аналитической базы
возьмём линейку ЛЕГО Спид Чемпионс, объединяющую «легенды автоспорта» [7]. В таблице 1 представлены
сведения по наборам 2016, 2017 и 2018 годов выпуска. Как можно видеть из таблицы, окупаемость практически
всех наборов превысила 100%, исключением стали лишь два из пятнадцати рассмотренных, оба – 2018 года
выпуска.

Хотя из таблицы выше уже можно сделать вывод, что инвестировать в ЛЕГО Спид Чемпионс довольно
выгодно, однако поскольку исследование проводилось не в России, его результаты могут некорректно
отображать реалии отечественного рынка. Чтобы избежать неточностей, было проведено исследование на
российском рынке, результаты которого можно увидеть в таблице 2. Окупаемость инвестиций в нашей стране
чуть меньше (нужно учитывать, что исследование из таблицы 1 проводилось в феврале), однако цифры попрежнему впечатляющие.

Ранее в исследовании уже были упомянуты акции, устраиваемые сетью сертифицированных магазинов
ЛЕГО. Стоит отметить, что наборы серии Спид Чемпионс также становились участниками этих акций. Например,
в июле 2021 года уходящие с прилавков конструкторы 2019 года выпуска продавались со скидкой 50% (749
рублей вместо 1499). В таблице 3 представлена окупаемость инвестиций в эти наборы в том случае, если они
были куплены с этой скидкой. Из таблицы хорошо видно, что один из наборов уже на данном этапе мог принести
своему покупателю более 100% прибыли, и этот показатель достигнут лишь спустя месяц после появления
дефицита.

Если наборы ЛЕГО обладают таким серьёзным инвестиционным потенциалом, то почему они до сих пор
не стали массовым инвестиционным продуктом? Этому существует несколько причин.
Во-первых, данный вид инвестиций пока что крайне малоизвестен. В нашей стране многие удивляются,
узнав о том, что кто-то инвестирует в детские конструкторы. И хотя уже проводились научные исследования
данного вопроса [8], которые широко освещались в средствах массовой информации и доказали прибыльность
таких инвестиций, однако люди в большинстве своём по-прежнему предпочитают более классические варианты,
такие как упомянутый в начале статьи рынок ценных бумаг.
Во-вторых, существует риск приобретения убыточного товара, а также товара, цена на который будет
оставаться стабильной или увеличиваться медленнее темпов роста инфляции.
В-третьих, наборы ЛЕГО обладают низкой ликвидностью. Существует риск, связанный с нехваткой
покупателей на отечественном рынке, а продажа товаров за рубеж несёт в себе новые риски и может быть
сопряжена с дополнительными расходами.
Существуют и другие причины, в той или иной степени влияющие на выбор потенциальных инвесторов,
однако даже трёх упомянутых вполне хватит для того, чтобы не делать свой выбор в пользу конструкторов ЛЕГО.
С другой стороны, низкая осведомлённость отечественных инвесторов о данном способе вложений
обеспечивает больший доход тем, кто готов рискнуть и потратить свои деньги на конструкторы датской
компании. Не исключено, что существенный приток инвесторов в эту сферу снизит доходы от перепродажи. Как
бы там ни было, на данном этапе конструкторы ЛЕГО – отличная инвестиция, способная разнообразить портфель
любого инвестора, привнеся в него нечто новое, порой даже ностальгическое.