Как составить опросный лист для PR-кампании: советы эксперта
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
Юлия Паулевна, с чего начать составление опросного листа?
Опросный лист, конечно, следует начинать с введения. И в нем должны присутствовать: обращение к опрашиваемому, данные об организации, цели проводимого исследования и инструкция.
Какие сложности могут возникнуть при составлении введения?
Бывает довольно сложно сформулировать подходящее обращение к респондентам. Это связано с тем, что универсальное обращение товарищ уже не подходит, а господин еще не устоялось. Вследствие этого, необходимо действовать по ситуации. К примеру, во время опроса покупателей, можно обратиться к ним как к уважаемым покупателям, если опрос на тему выборов, то к избирателям, внутри организации они будут являться коллегами.
Действительно ли человеку нужно знать тему исследования?
Дело в том, что по сей день это очень спорный вопрос. Одни считают, что незнание темы исследования даст более объективную информацию, иные наоборот говорят, что, даже не зная тему, человек постарается угадать ее, и тем самым может быть дезориентирован. Считаю, что наиболее приемлемо – дать широкое определение темы исследования, не вдаваться в подробности.
Какие вопросы основной части считаются самыми сложными и где их располагать?
Наиболее сложные вопросы следует располагать в середине опросного листа. К ним относят: открытые вопросы, вопросы – таблицы, многовариантные вопросы, вопросы с ранжированием ответов.
Уважаемый эксперт, о чем лучше всего спрашивать в завершении?
В конце опросного листа лучше помещать демографическую часть. Такие данные о респонденте наиболее ценны, так как позволяют приписать мнения и оценки одного человека к определенной группе. Несмотря на то, что нам необходимо получить подробную информацию о респонденте, слишком много вопросов по демографии могут насторожить респондента. Менее охотно люди отвечают на вопросы о доходах и деятельности.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».