Как японский менеджмент можно применить в России?
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Уважаемые эксперты, в одном из интервью мы говорили о возможностях использования японского менеджмента в России. Что именно Вы предлагаете внедрить?
Ю.Б. – Например, то, что наиболее необходимо на предприятиях России любой формы собственности – тотальный контроль качества (TQM).
В.Ж. – Что именно Вы под этим подразумеваете?
А.К. — В традиционном понимании TQM включает 2 механизма: Quality Assurance, где подразумевается обеспечение качества — поддержание необходимого уровеня качества и предоставление компанией определенных гарантий, в том числе и репутационных, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги; Quality Improvements, что означает непрерывную работу по повышению качества, то есть уровень качества необходимо постоянно развивать и повышать, а вместе с ним и уровень гарантий.
Ю.Б. – Таким образом, два взаимосвязанных механизма: контроль качества и повышение качества — позволяют «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать и развивать бизнес.
В.Ж. – Что еще можно внедрить на российских предприятиях?
А.К. — Система японского менеджмента качества также включает систему «Кайдзен» – непрерывное улучшение, непрерывный процесс совершенствования.
В.Ж. — Из чего, каких задачей состоит эта система «Кайдзен»?
Ю.Б. – Можно перечислить основные, такие как:
- повышение производительности;
- совершенствование качества продукта;
- развитие логистики;
- сокращение пустых трат;
- сокращение запасов, система «точно вовремя»;
- повышение готовности производственных средств;
В.Ж. – А эта концепция затрагивает работу с персоналом?
А.К. – Да, безусловно. Сюда входят такие методы работы с персоналом, которые сами по себе могут быть решающими при попытке определиться с выбором компании как места работы. Например:
- мотивация участников;
- сплочение команды;
- повышение ответственности сотрудников;
- корпоративный стиль управления;
- сглаживание иерархии;
- непрерывное повышение квалификации сотрудников на всех уровнях.
В.Ж. – Спасибо большое за интересную беседу! Давайте продолжим следующий раз!
Ю.Б. – Спасибо! До встречи!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».