Элементы японского менеджмента на российских предприятиях

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

 

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

 

С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Прошлый раз мы начали говорить о концепции «Кайдзен», поясните, пожалуйста, в чем она заключается, на что направлена?

Ю.Б. — Стратегия «Кайдзен» направлена на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутную выгоду. Система предусматривает внимательность к процессу и своевременное устранение непродуктивных потерь, неоправданных затрат материалов, времени и усилий.

А.К. — Действия системы «Кайдзен» по непрерывному улучшению направлены в основном на устранение проблем, возникающих в процессе производства. Согласно системе, руководитель должен проводить большую часть своего времени не в кабинете, а на производстве, потому что именно там происходит основной процесс и нужно разбираться в его тонкостях, чтобы принимать верные решения.

В.Ж. – А есть ли какие-либо успехи общепризнанных компаний на практике?

Ю.Б. – Да, например, японская компания Toyota использует Кайдзен-стратегию уже более шестидесяти лет и успешно развивается. Тоже самое можно сказать о таких гигантах как Sony и Mitsubishi и многих других японских корпорациях. Япония, благодаря TQM и Кайдзен, преодолела экономическую разруху и превратилась во вторую по величине мировую экономическую державу.  Система TQM и Кайдзен стала популярной и используется (полностью или частично) в мировом менеджменте.

В.Ж. – А как вы бы соотнесли японский менеджмент и систему управления персонала, установленную в свое время в СССР?

А.К. – Действительно, они очень похожи. В обеих системах общепризнанной ценностью является коллективизм, взаимовыручка, система рациональных предложений, система долгосрочного найма, свойственная обеим странам.

В.Ж. – Почему же тогда сегодня мы говорим только о японском менеджменте?

Ю.Б. – Потому что японский менеджмент, благодаря налаженной системе разработки и внедрения рациональных предложений, постоянно развивался. В советском менеджменте не хватало «связки» между рациональными идеями и их реализацией, поэтому идеи часто «забюрократизировались».

        А.К. – И, как Вы правильно отметили, многие идеи менеджмента пересекаются между собой и очень взаимосвязаны. Эффекта «экономического чуда», тем не менее, достигла Япония, а СССР не был включен в здоровую конкуренцию с рыночной экономикой, к сожалению.

В.Ж. – Спасибо большое за интересную беседу! Ждем продолжения!

Ю.Б. – Спасибо большое и Вам!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».