Эксперты рассказывают о силе влияния организационной культуры на эффективность реализации стратегии
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
Какова структура организационной культуры?
Ю.Б.: Советую вам почитать работы известного исследователя, автора учения об организационной культуре – Э. Шейна. Он выделяет три уровня организационной культуры. Первый уровень довольно поверхностный, его называют «уровень артефактов». Это наблюдаемые типичные особенности поведения людей в организации и организационные процессы, которые можно увидеть и почувствовать, знакомясь с организацией. Второй уровень — это провозглашаемые ценности – представления сотрудников и руководителей организации о ее целях и задачах, о том, к чему необходимо стремиться.
А.К.: Третий, наиболее глубинный слой организационной культуры составляет ее ядро – это базовые представления работников. Они становятся самоочевидными, не требующими доказательств, само собой разумеющимися и наиболее устойчивыми.
Используются ли в организациях теоретические знания о возможностях, которые дают провозглашаемые ценности?
А.К.: Я приведу пример провозглашаемых ценностей, которые формулируются в стратегии организации. Для «Водоканала Санкт-Петербурга», одного из самых передовых предприятий нашего города, провозглашаются такие ценности, как: ответственность перед будущими поколениями, ответственность перед потребителями, ответственность перед персоналом, информационная открытость и ответственность перед обществом, инновационный подход. Словесное выражение принципов и целей деятельности предприятия может способствовать его консолидации, служить средством формирования имиджа.
Помогает ли организационная культура в реализации стратегии?
Ю.Б.: Сильная организационная культура будет способствовать достижению стратегических целей.
А.К.: В то же время слабая организационная культура будет инициировать процессы стагнации. А в случае возникновения контркультуры – даже сопротивление сотрудников реализации стратегии.