История возникновения феномена корпоративной культуры
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
Насколько серьезно нужно подойти к изучению корпоративной культуры, чтобы на практике добиться результата?
А.К.: Сегодня корпоративная культура представляет разделяемый коллективом организации набор ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения. Поскольку они оказывают заметное влияние на поведение работников и коллектива в целом, мотивацию труда – подойти к изучению стоит самым серьезным образом.
Ю.Б.: Факторы влияния «нематериальной» корпоративной культуры на «материальный» успех организации говорят о том, что ей надо уделять внимание не по «остаточному» принципу, а ставить корпоративную культуру как одно из приоритетных направлений кадровой стратегии, вложения сил, времени и денег в которую обязательно дадут о себе знать.
Кто является автором данного термина?
Ю.Б.: Автор термина «корпоративная культура» – германский фельдмаршал Гельмут фон Мольтке. В 70-х гг. ХIХ века этим словосочетанием он назвал ценности, нормы, правила и традиции взаимоотношений, формирующиеся в офицерской среде. Гораздо сложнее установить, кто из ученых впервые заинтересовался изучением и определением корпоративной культуры, а скорее всего, это даже не представляется возможным в силу целого ряда причин.
В первую очередь феномен «корпоративной культуры» в силу своей многогранности и многосложности привлек внимание исследователей из самых разных областей знаний – экономики, управления, социологии, психологии и т.д. – в зависимости от расстановки акцентов. Здесь следует отметить особую роль М. Вебера и Т. Парсонса, которые начали рассматривать организацию как культурный феномен. Нельзя не включить в данный список и русского ученого А.А. Богданова, создателя такого направления науки как тектология (всеобщая организационная наука), также как и американских исследователей – К. Левина, Ф. Селзника, Ч. Барнарда и Г. Саймона.
А.К.: Несмотря на то, что о «корпоративном духe» писал еще Анри Файоль, есть точка зрения, что значительный вклад в понятие «организационная культура» внес советский ученый А.К. Гастев, который сто лет назад утверждал, что культура производительности человека является предпосылкой его трудовой культуры.
С чего началось развитие корпоративной культуры, как одного из направлений кадровой политики?
Ю.Б.: Понятие «корпоративная культура» было введено Британским институтом человеческих отношений только лишь в 50-х гг. XX в. Одним из первых трудов, посвященных корпоративной культуре, стала работа Эмиля Джакуса «Многообразие фабричной культуры» (1952 г.), где он определяет корпоративную культуру как совокупность убеждений и ожиданий, разделяемых сотрудниками организации и формирующих нормы и правила, которые оказывают немалое влияние на поведение группы сотрудников или каждого индивидуума в отдельности.
К.Т.: Благодарю Вас за интересное интервью.