Исследование отношения к конфликтам в российских организациях
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления
С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Расскажите, пожалуйста, о результатах исследований, проведенных вами в российских компаниях?
Ю.Б. – Наши вопросы были направлена на выяснение типичной стратегии поведения в конфликтной ситуации, выявление сознательных или не осознаваемых, но общепринятых традиций борьбы с конфликтом. Было интересно увидеть, зависит ли это от стажа работы в организации, ее размера и положения на рынке.
В.Ж. – Выявились какие-то интересные закономерности?
А.К. – Нет, прямых взаимозависимостей не обнаружено. Точнее, мы обнаружили, что ни размер организации, ни продолжительность существования на рынке не влияют на в целом ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ отношение к конфликтам, подавляющее большинство сотрудников не рассматривает их как движущую силу.
В.Ж. – Давайте перейдем непосредственно к полученным результатам.
Ю.Б. – Да, конечно! Итак, основные стратегии поведения в конфликтной ситуации нами выявлены такие:
72% — я веду переговоры и пытаюсь найти компромисс, который частично удовлетворит каждую сторону конфликта;
11% — я не хочу спорить или бороться, так что я скорее соглашусь с конфликтующей стороной и откажусь от своих принципов, чтобы сохранить мир;
13% — я прошу профессионального посредника/третье лицо помочь вести конфликтное общение.
В.Ж. – А какие стратегии поведения набрали наименьшее количество голосов?
А.К. – Наименьшее количество голосов, то есть по 2% от общего числа опрошенных, набрали следующие стратегии поведения:
— я скрываю конфликт, потому что считаю его разрушительным и стараюсь как можно дольше сохранять его в латентной стадии в надежде на то, что ситуация разрешится сама собой или из-за страха потерять статус-кво;
— мы спорим с моим оппонентом, и я никогда не отказываюсь от своих принципов, он тоже, к концу конфликта мы оба чувствуем себя опустошенными;
В.Ж. – Интересно узнать, а можем ли мы экстраполировать результаты вашего исследования на российские организации в принципе?
Ю.Б. – Я думаю, что мы можем это рассматривать как своего рода практически подтвердившуюся гипотезу. Исключением могут выступать компании с какой-то очень отличной и «продвинутой» организационной культурой, каких на рынке пока немного, типа agile.
В.Ж. – Спасибо большое, уважаемые эксперты, будем ждать следующего интервью!
А.К. – Спасибо большое за интересные вопросы!
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».