Интервью в PR-исследовании: какие виды интервью востребованы чаще всего заказчиком?

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Юлия Паулевна, Вы кандидат социологических наук, расскажите о методе интервью в PR-исследованиях?

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное (стандартизированное  интервью) — это самая  распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными  вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы, т.е. респондент может выбрать вариант ответа на вопрос из набора, заранее составленного исследователем. Для расширения выбора респондента можно использовать полузакрытые вопросы, когда после предложенных вариантов ответа исследователь, в случае, если респондент не согласен с предложенными вариантами, предоставляет возможность самостоятельного ответа на вопрос. Интервью с открытыми вопросами предусматривает меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме, т.е. без вариантов ответов. Этот вид интервью требует больших затрат времени и труда: респондент дольше обдумывает и формулирует ответы, а интервьюер тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на последующий анализ содержания ответов и их кодировку. Обычно применяют сочетание закрытых, полузакрытых и открытых вопросов.

Зачем применяется фокусированное интервью?

Фокусированное интервью — направлено на сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться, и т.д.

Тогда чем отличается свободное интервью?

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью, которая будет предложена респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов и их формулировки зависят как от интервьюера, так и от респондентов. Получаемая в результате информация ценна и интересна своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Группы опрашиваемых обычно невелики (10-20 человек), их ответы записываются с максимальной точностью.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».