Геополитические процессы как один из факторов, воздействующих на международный туристический рынок

Хасан Маерсултанов
maersultanov@mail. ru

На современном этапе туризм считается одной из высокодоходных сфер деятельности. На сферу туристской деятельности приходится около 10 % мирового валового национального дохода. Во многих странах доходы от туристской деятельности составляют основу бюджета государства. Влияние туризма на развитие современной цивилизации очень велико. Международный туристский рынок является индикатором общественного развития. Туризм активно влияет на социально-экономическое развитие государств, на мировые денежные потоки, на занятость населения, его благосостояние, на развитие межличностных связей. Все это объясняет значимость современной туристской деятельности. По данным UNWTO (Всемирной туристской организации) за 2015 год число международных туристских прибытий возросло на 4,4 %, а это составляет 50 миллионов человек [1, с.8].

На современном этап развития международного туризма, активно растёт спрос на туристские услуги.

Всемирная туристская организация приводит данные туристских прибытий с 1950 года и прогнозы на изменения до 2030 года. По долгосрочным прогнозам ЮНВТО количество международных туристских прибытий к 2030 году достигнет 1,8 миллиардов, в то время как в 2010 году количество туристских прибытий составляло 940 миллионов. Наибольшую популярность в будущем получат страны Африканского континента, далее будут востребованы туристами направления Среднего Востока и Америки. Что касается въездного туризма, то самые высокие темпы роста будут наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По прогнозам ЮНВТО в Азиатско-Тихоокеанскомтемпы роста составят 5 % каждый год.

Рисунок 1. — Динамика спроса на международный туризм

Если проанализировать данные по отдельным странам, то одну из лидирующих позиций по количеству туристских прибытий занимает Китай (с 2005 по 2017 год). Китай превосходит такие страны как Индия, Россия, Бразилия, а по прогнозам ЮНВТО к 2023 году, Китай опередит США. Это можно объяснить тем, что в современной экономической ситуации, люди стали выбирать направления с демократическими ценами и высоким уровнем сервиса. Китай соответствует данным критериям.

Рисунок 2 — Динамика роста туристских прибытий в Китай

За счет мультипликационного эффекта развитие международной туристской индустрии влияет на

развитие других отраслей, но и развитие международного туризма зависит от многих факторов, а именно, от политических, экономических, социальных, климатических, демографических и т.д.

В данной работе рассмотрим влияние геополитики на развитие международного туризма. Первым, кто употребил термин «геополитика», был швед Рудольф Челлен (1864-1922). Его определение геополитики звучит так: «Это наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве»[2]. Понятие «геополитика» содержит теорию и практику международных отношений, основанных на позициях учета географических, политических, социально-экономических, геостратегических и иных факторов. Все эти факторы оказывают влияние и на развитие туризма.

Туризм возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа — туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке[3].

Казалось бы, что может помешать людям познать мир, передвигаться, куда и когда удобно, узнать о мире новое, и получить от этого приятные впечатления? Но, к сожалению, геополитические процессы, протекающие в мире, и сложности, возникающие в связи с этим, являются первопричиной препятствующей свободному передвижению людей. На современном этапе развития экономических отношений между государствами, особенно в которых участвуют сверхдержавы, имеющие весомое влияние на принятие тех или иных решений, возникают определённые сложности, итогом которых становятся разные санкции.

Проблем, связанных с туризмом существует не мало, так, к примеру, мы можем привести закрытие туристских направлений Турции и Египта для российских туристов. По сравнению с 2015 годом, в первом квартале 2016 года поток туристов из России в Турцию снизился на 70%. За первые три месяца 2016 года, Турцию посетило более 73 тысяча российских туристов, при этом, за этот же промежуток времени 2015 года, Турция была лидером по числу туристов из России. Одним из самых популярных направлением был Египет, где всего за первый квартал 2015 года побывало более 400 тысяча российских туристов. А по данным федеральной службы государственной статистики, в 2016 году в Египте из России не побывало ни одного туриста. В последнее время, на замену таких туристских направлений как Турция и Египет пришли страны Азии. Таким образом, геополитические события сильно повлияли на распределение туристских потоков и на экономику Турции и Египта.

Из-за экономического кризиса российскийсредний класс стал значительно меньше, и возможности для зарубежных путешествий россиян сократились в сравнении с предыдущими годами. Но можно найти и плюс в этих сложностях, если до этого туристы из России всегда в основном для отдыха выбирали Турцию и Египет, то сейчас, когда эти страны посещать небезопасно, российские туристы, выбирают для отдыха и путешествий свою страну. Но важно подчеркнуть, что российские туристы и без каких-либо санкций выбирали бы российские зоны отдыха, если бы уровень сервиса, соответствовал международным стандартам.

Кроме этого, геополитические отношения между странами значительно влияют на международный туризм. Ярким примером могут служить взаимоотношения между Россией и США. По статистике, с 2010 года отмечался непрерывный рост потока российских туристов в США, а с 2011 по 2014 год этот поток начинает сокращаться. США посещали каждый год не более 230 тысяч российских туристов.По данным Ассоциации туроператоров России в конце 2015 года, туристский поток из России в США резко упал. В начале 2017 года туроператоры отмечают резкую активность бронирования туров в США, а также увеличения продолжительности

пребывания туристов на территории США. Данную ситуацию можно охарактеризовать политическими событиями в этой стране: избрание нового президента США, которое повысило доверие российских граждан данному государству.

На современной стадии развития отношений между странами мира, возникают и другие сложности. Некоторые страны объявляют санкции, которые влекут за собой последствия ухудшающую экономическую позицию некоторых стран на международном рынке. Прекращения ввоза в страну различной импортной продукции, запрет на использование зарубежных услуг и.т.д. тоже играет немаловажную роль в индустрии туризма, так как туристский рынок неоднороден, и представлен различными предприятиями: предприятиями размещения и питания, предприятиями, предоставляющими транспортные услуги, различными бюро путешествий, туристских агентств и.т.д.

Международные политические отношения сильно влияют и на событийный туризм, который активно развивается на современном этапе. Перед началом международных спортивных и культурно-массовых мероприятий, средства массовой информации проводят свою информационную политику, одна сторона в ней видит привлечение к себе зрителей, следовательно, и клиентов на туристский рынок, а другие наоборот, пытаются создать негативный образ об их потенциальном месте прибытия. Чемпионат мира 2018 года по футболу, который пройдёт в России, уже успел создать много различных скандалов, источниками которых являются страны, которые не хотят, что бы этот турнир проходил в Российской Федерации. К примеру, можно привести документальный фильм, опубликованный в начале 2017 года журналистом Алексом Стокли. В фильме рассказываются подробности о событиях в Марселе летом 2016 года, когда несколько сотен русских любителей футбола, подрались с английскими фанатами. Данный ролик, опубликованный в сети интернет, вызывал массу негодований среди любителей футбола, и тех кто собирался приехать на Чемпионат Мира.

Политические скандалы возникают и среди Европейских государств. Всем известный европейский конкурс песни «Евровидение» набрал огромную популярность не только среди зрителей европейских государств, но и всего мира. Назвать справедливым систему определения победителя этого конкурса назвать сложно, вся суть заключается в том, что страны участницы голосуют между собой, выставляя определённое количество баллов друг-другу, но когда дело доходит до голосования, многие уже забывают что оценивают талант участников данного конкурса, в основном, баллы между собой распределяют по принципу соседства и на политической основе. К примеру, Балканские страны голосуют между собой, страны СНГ. Не редко на Евровидении играют роль международные события, к примеру, можно привести скандальную победу Украины на Евровидении 2016, с композицией «1944», до самого начала конкурса, а Украине уже произошли события, которые повлекли за собой «информационную войну» между странами Европы и Запада с Россией, решающую роль в конкурсе сыграл политический фактор.

Если рассматривать на примере определённого региона России, то мы можем говорить о Чеченской Республике и о Северном Кавказе в целом, о том, как много лет назад произошедшие события, сложили весьма непривлекательный его имидж, в глазах населения России, и за рубежом в частности. События конца XX века привели к созданию негативного образа Северного Кавказа. В этом, можно убедиться исходя и из общения с разными людьми, проживающими в России, так и за её пределами. В рамках этого вопроса нами был проведен мониторинг общественного мнения, посредством Интернет-общения. Результат данного опроса был таков: около 80 % респондентов имели негативное отношение к народам Северного Кавказа. Когда люди узнают, что ты чеченец или даргинец, у них автоматически формируется образ агрессивного человека. Поэтому, наша главная задача на сегодняшний день — развеять этот миф о народах Северного Кавказа.

Таблица 1 — Результаты социологического исследования.

Исходя из выше перечисленных фактов и рассуждений, можно сделать вывод, что основной причиной негативных геополитических процессов в мире, является информационно-просветительская деятельность в различных государствах и образованиях.

Тоже пишешь статьи? Отправляй их на проверку по ссылке