Формирование образовательной экосистемы  



Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Лариса Дмитриевна, в предыдущих интервью Вы говорили о возможном ответе на вызовы формирующегося информационного общества в виде формирования образовательной экосистемы. Охарактеризуйте, пожалуйста, данное понятие.

В современных исследованиях образовательная экосистема рассматривается как интегративная среда взаимодействия на основе обмена данными всех участников образовательных отношений между собой, с вариативным адаптивным образовательным контентом, инновационными продуктами, технологиями и другими элементами, обеспечивающая личную безопасность, реализацию требований стандартов, формирование актуальных навыков, ценностей гражданского общества, личностную, социальную и профессиональную самореализацию человека в условиях сетевого общества и многонационального государства.

Существуют ли исследования такой сложной проблемы?

Сложность и многогранность объекта исследования — образовательная экосистема в условиях информационного общества — предопределяет многоаспектность его исследования. За последнее десятилетие появились сотни работ, посвященных изучению образовательной экосистемы. В них сделаны попытки раскрыть сущность и отличительные черты данного феномена; определить проблемы его формирования и развития; изучить взаимодействие образовательной экосистемы с современным рынком труда. Особым аспектом изучения образовательной экосистемы является анализ отечественной и зарубежной практики ее формирования и совершенствования.

О каких принципиально новых вызовах информационного общества Вы говорите?

Эти вызовы обусловлены необходимостью обеспечить доступность любой формы образования, смягчая проявления образовательного неравенства; обеспечить возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни человека; обеспечить индивидуальный подход на каждом отдельном этапе образовательного процесса, максимально приблизив его к потребностям и способностям обучающегося; гибко, оперативно и адекватно реагировать на запросы быстро меняющегося рынка труда.

Решается ли проблема многофакторного управления развитием инновационных образовательных экосистем?

Проблема многофакторного управления развитием инновационных образовательных экосистем вузов ставится и решается. Данные экосистемы — это сложные, многоуровневые образовательные сообщества участников, действующих в рамках существующих институциональных норм и одновременно реализующих проекты развития, направленные на создание новых социальных институтов.

Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна, в следующем выпуске мы поговорим о методологии формирования образовательной экосистемы.

Данные основаны на социологическом исследовании: Козырева, Л. Д. Формирование образовательной экосистемы: теоретические и прикладные аспекты исследований / Л. Д. Козырева // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 79-89.

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».