Современные вызовы и перспективы развития энергетических отношений России и Китая в Арктике

Борисова С. С.
e-mail: brssvetlana@gmail.com

По оценкам экспертов, на арктическом континентальном шельфе сосредоточено 13 % мировых неразведанных запасов нефти и до 30 % мировых неразведанных запасов природного газа. В российской части арктического региона сосредоточено более половины совокупных ресурсов Арктики, открыто 20 крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, ведется широкомасштабный рыбный промысел. Это усиливает конкуренцию не только среди арктических стран за доминирование в регионе, но и среди стран-наблюдателей АС, из которых особенно активно проявляет себя Китай. Американо-российская конфронтация и растущее соперничество США и Китая поспособствовало сближению России и Китая. После санкций 2014 года Россия сделала «поворот на Восток», что заметно укрепило связи двух стран по многим направлениям. Прежде всего это поддержка на международной арене, инвестиции, обмен высокими технологиями и оборудованием.

Развитие Арктики неразрывно связано с успехом освоения Северного морского пути (СМП). Ожидается, что в ближайшие десятилетия таяние льдов позволит ввести его в эксплуатацию, что существенно сократит расходы и на транспортировку углеводородов и грузов. В перспективе, СМП, который проходит через российские территории и находится под контролем российского законодательства, может претендовать на первостепенную значимость, значительно укрепив международный статус России.

Сегодня сотрудничество России и Китая в Арктике в энергетической сфере стабильно развивается и базируется на взаимовыгодной основе, однако суровые климатические условия, ухудшение экологической ситуации в регионе, отсталые технологические условия, низкая степень освоения арктических территорий, а также нестабильная международная ситуация тормозят сотрудничество двух стран. Вместе с этим последствия пандемии усиливают тенденцию зависимости России от китайских инвестиций, что ставит национальные интересы в арктическом регионе страны под угрозу. В период совместного развития Арктики необходимо прежде всего внимательно изучить вызовы и перспективы сотрудничества двух стран в энергетической сфере, и на этой основе разрабатывать новые стратегии политики.

По данным USGS, потенциальные неразведанные запасы нефти в Арктике составляют 90 млрд барр., а природного газа— 47,3 трлн куб. м [1]. Из них свыше 7, 3 млрд тонн нефти и 55 трлн куб. м. газа приходится на российские арктические территории [2]. Особенность российских нефтегазовых ресурсов состоит в резком преобладании газа — более 84%, и только 15% –нефть [3]. По предварительным оценкам, к 2030 году на арктический регион будет приходиться добыча трети всех углеводородов, а основными источниками энергии по-прежнему будут оставаться углеводороды [4]. Растущий спрос Китая на нефть и газ создает условия для увеличения экспорта нефти и газа во много раз. Однако для роста поставок углеводородов на азиатском направлении требуется комплексное развитие экспортной инфраструктуры арктического региона наряду с привлечением крупных инвестиций.

Основными источниками стратегических целей освоения Арктики РФ являются «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ 2021-2024», «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Особенное внимание уделяется социально-экономическому развитию арктического региона, модернизации транспортной инфраструктуры, поддержке сложившейся хозяйственной деятельности. Советник Президента Российской Федерации Антон Кобяков отметил, что «Арктика – это регион, где сосредоточены стратегические интересы России» [5].

Освоение нефтегазового комплекса Арктики возможно лишь при поддержке других государств, поэтому сотрудничество с Китаем и привлечение инвестиций в арктические энергетические проекты поможет ускорить этот процесс. Заместитель председателя общественного совета при комитете по делам Арктики при Правительстве Санкт-Петербурга Фадеев А. отмечает, что «разработка месторождений способна дать значительный импульс промышленности: возникают новые рабочие места, повышается налогооблагаемая база, улучшается демографическая ситуация» [6].

Китай, будучи вторым по величине потребителем и импортером углеводородов в мире, наиболее активно выражает интерес в освоении Арктики.

Таблица 1. Крупнейшие страны-импортеры нефти [7]

Уникальное географическое положение России, развитая сеть трубопроводов, множество богатых энергоресурсами месторождений, наличие морских портов и железнодорожного транспорта представляют первостепенный интерес для импортеров нефти и газа.

Другим аспектом заинтересованности Китая в Арктике является Северный морской путь, являющийся кратчайшей морской транспортной артерией из Азии в Европу. При его успешном освоении арктический регион станет для Китая важнейшей стратегической сырьевой базой.

Продвижение Китая в Арктику

Продвижение в Арктику Китай начал еще с 30-х гг. 20 века, подписав в 1925 году Шпицбергенский договор. В 1993 году на Херсонском судостроительном заводе был построен Xuelong (Сюэлун) – первый китайский ледокол для научно-исследовательских целей. В 1996 году Китай присоединился к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, что явилось существенным вкладом в обеспечение интересов страны. С 1999 года Китай начинает активно осваивать и изучать Арктику, шаг за шагом продвигая свои экономические и политические цели в регионе. В 2002 году китайский концерн морских грузоперевозок COSCO построил универсальное грузовое судно «Юн Шен». Именно оно в 2013 году стало первым судном, успешно прошедшим Северный морской путь из Китая в Европу. Открытие в 2004 году первой научной станции «Хуанхэ» на Шпицбергене при поддержке норвежского правительства значительно укрепило позиции Китая в Арктике. Китай начал активно воплощать в жизнь курс на превращение страны в морскую державу, провозглашенный в 2012 году на XVIII Всекитайском съезде КПК Китая. В 2013 году на восьмой сессии Арктического Совета Китай был утвержден в качестве постоянного наблюдателя. В этом же году был создан Китайско-Североевропейский Центр арктических исследований. В 2019 году был построен «Сюэлун-2», ставший первым ледоколом, полностью построенным в Китае.

Эколого-климатические интересы наряду с экономическими являются важной составляющей комплекса целей Китая в Арктике. Исследования изменения климата арктического региона чрезвычайно важны для более глубокого понимания его влияния на экономическое и социальное развитие страны. За сравнительно недолгий период изучения арктического региона Китай уже совершил десятки научных экспедиций, выступил с целой серией научных, экономических и политических инициатив для обеспечения своих стратегических интересов в регионе.

Несмотря на активное участие в международной жизни Арктики, цели и принципы арктической политики Китая были сформулированы только в 2018 году в «Белой книге» по Арктике. В документе подчеркивается особая роль арктического региона для всего человечества, а продвижение интересов Китая в регионе осуществляется «в соответствии с основными принципами уважения, сотрудничества, взаимной выгоды и рациональности» [8]. Приоритетными направлениями являются укрепление двусторонних отношений Китая и РФ, сотрудничество с РФ по освоению месторождений и добыче углеводородов в Арктике, грузоперевозки по Северному морскому пути.

Развитие энергетического сотрудничества Китая и России в Арктике

Энергетическая сфера является приоритетным и стратегически важным направлением российско-китайских отношений. В 2001 году Россия и Китай заключили Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который открыл новый этап в отношениях между двумя странами. За 20 лет с момента подписания соглашения уровень взаимного доверия и понимания между Россией и Китаем значительно вырос, что позволило продвигать взаимодействие по широкому кругу вопросов, решать самые сложные задачи. Интенсивный политический диалог и регулярные контакты на всех уровнях укрепляют двусторонние отношения России и КНР. В 2009 году совместно с Китаем был построен магистральный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). К 2019 году введены в эксплуатацию три перекачивающие станции, что позволило увеличить поставки нефти до 50 млн тонн в год [9]. В 2011 году был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Сковородино – Мохэ», а в 2017 году китайская нефтегазовая китайская корпорация закончила строительство второй линии нефтепровода Мохэ-Дацин в рамках проекта «Сковородино — Мохэ — Дацин», которая с 2018 года обеспечивает поставки нефти до 30 млн тонн в год, что почти вдвое больше, чем прежде [10]. На конец 2020 года Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Китай. По итогам января-августа 2020 г. объемы поставок составили 57,1 млн т нефти, что на 15,6% больше по сравнению с показателем за 8 месяцев 2018 г [11].

2013 год придал импульс дальнейшему развитию энергетического сотрудничества РФ и Китая. На встрече глав двух государств было подписано Совместное заявление РФ и КНР о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В этом заявлении был достигнут важнейший консенсус, а именно переход к прагматичному сотрудничеству во всех областях, а нефтегазовой сфере было отдано приоритетное направление [12]. «Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» 2014 года закрепило поставки российского природного газа в Китай по «восточному маршруту» на 30 лет. По контракту Россия обязалась поставлять 38 млрд куб. м газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири»[13]. В этом же году Газпром и CNPC подписали Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по «западному» маршруту («Сила Сибири-2») [14]. В 2013 году CNPC выкупила 20% акций Ямал СПГ, обеспечив себе 3 млн тонн СПГ в год [15].

Поворот на Восток

До 2008 года среди академических кругов и политической элиты России превалировала настороженность в отношении совместных с Китаем проектов в Арктике. Получение статуса страны-наблюдателя в АС и возросшей вовлеченности Китая в дела Арктики лишь подкрепляли эти опасения. Несмотря на совместное развитие энергетических проектов, Россия продолжала искать партнеров среди других стран, чтобы уравновесить расстановку сил. После падения цен на нефть в 2008 году, экономика России получила огромный удар. Наряду с этим, напряженная ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке ухудшили отношения с Америкой. «Новая холодная война» ослабила позиции России на международной арене и нанесла серьезный ущерб внутренней экономике. В результате введенных санкций в отношении РФ в 2014 году энергетические отношения Китая и России в Арктике вышли на качественно иной виток развития. Санкционные ограничения на поставку оборудования и технологий, на финансирование от зарубежных инвесторов привели к отказу традиционных партнеров по добыче энергоресурсов в Арктике от сотрудничества в этой сфере. Так как реализация арктических проектов почти полностью опирается на инвестиции и поставки оборудования от зарубежных партнеров, то РФ было необходимо найти новые источники финансирования проектов. Сокращение доли нефтегазовой отрасли на традиционных европейских рынках, характерные особенности экономического развития и национальные интересы РФ предопределили необходимость диверсификации каналов экспорта нефти и газа и стимулировали разворот страны на Восток. Эта идея была закреплена Министерством энергетики РФ в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года». Основные цели этой политики состоят в следующем:

— необходимо создать новые энергетические центры на Востоке страны, чтобы укрепить энергетическую безопасность России, восстановить и усилить связь регионов, решить многие проблемы на всех уровнях;

— создание широкой энергетической инфраструктуры, включая газо и нефтепроводы, а линии электропередач сократят стоимость энергии, обеспечат надежность поставок источников энергии зарубежным партнерам, помогут решить экологические проблемы.

Быстрое сближение России и Китая в энергетической сфере в Арктике стало возможным благодаря сложившимся стабильным торгово-экономическим отношениям. В 2013 году CNPC и Роснефть подписали соглашение о поставках нефти по долгосрочному договору купли-продажи, а также был подписан ряд документов о совместной разведке и добыче углеводородов на трех участках в Баренцевом и Печорском морях [16]. В 2016 году проект «Ямал СПГ» получил финансирование на сумму 3 млрд евро и 9,8 млрд юаней от Экспортно-импортного банка Китая и Банка развития Китая сроком на 15 лет [17]. В 2019 году в рамках международного форума «Один пояс, один путь» были подписаны соглашения о совместном строительстве завода «Арктик СПГ-2» с китайскими CNODC («дочка» CNPC) и CNOOC, а также о создании совместного проекта МАРТ («Морской арктический транспорт») с участием китайской COSCO Shipping и Фонда Шелкового пути. Несмотря на общемировой тренд на спад в мировой экономике из-за пандемии коронавируса, в 2020 году поставки СПГ в Китай не только не упали, но показали рост на 12%, достигнув 67,6 млн т. Это поставило Россию на третье место после Австралии и Катара [18].

В 2018 году во время визита Владимира Путина в Китай председатель КНР Си Цзиньпин наградил его орденом Дружбы КНР. Президент России стал первым иностранным лидером, который удостоился этой госнаграды [19]. В 2019 году главы двух стран приняли «Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» и «Совместное заявление об укреплении стратегической стабильности в современную эпоху». Российско‑китайские отношения вышли на беспрецедентно высокий уровень.

Значение российско-китайского сотрудничества в области освоения углеводородов в Арктике для Китая

С момента вступления Китая в ВТО, экономическое развитие страны все сильнее полагалось на импорт газа и нефти. С 2007 по 2019 гг. объем потребления нефти увеличился с 346 млн тонн до 660 млн тонн [20], а потребление газа – с 68 млрд куб. м до 157 млрд куб. м [21]. По данным British Petroleum за 2019 год, запасы нефти в Китае составляют 1,5% от общемировых, запасы газа — 2,8%. В 2019 году внутренняя добыча природного газа увеличилась на 8,5%, а добыча нефти упала на 3,8% [22]. Рост потребления энергоресурсов при недостаточной добыче внутри страны привели к разрыву, который необходимо восполнить за счет увеличения импорта углеводородов. Стремительно растущий ВВП Китая находится в сильной зависимости от внешних поставок энергоресурсов, доля которых достигает 69,8% [23]. Согласно исследованию французского института международных отношений IFRI, к 2030 году спрос на газ в Китае может вырасти до 600 млрд куб. м [24].

Вместе с тем технологически отсталая энергетическая отрасль Китая по-прежнему опирается на старые источники энергии – уголь. Его доля в энергетическом балансе страны составляет 60,4% [25]. Загрязнение воздуха привело к острой необходимости плавного перехода от угля к газу. Государственное управление по делам энергетики КНР опубликовало «План стратегического развития энергетической отрасли», который закрепил необходимость сокращения объемов использования угля до 62%, что автоматически усиливает необходимость в импорте газа [26].

Основные источники импортируемой нефти и природного газа в Китай находятся на Ближнем Востоке, в Африке, Австралии, Южной Америке и России. За последние десятилетия импорт нефти и газа с каждым годом увеличивается, в том числе и из России. Сотрудничество России и Китая в Арктике в энергетической сфере поможет Китаю не только расширить каналы импорта нефти, но и оказать поддержку в сфере чистой энергии.

Северный морской путь

Северный морской путь включает в себя ряд морских маршрутов вдоль российского арктического побережья, на протяжении которого расположено множество морских портов. Основными считаются Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Дудинка, бухта Провидения. Стратегическая важность СМП для комплексного освоения и развития Арктики закреплена в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Главными задачами СМП прежде всего являются упрощение доступа к месторождениям полезных ископаемых Арктики, освоения и развития северных территорий, наращивания объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной. Северный морской путь представляет большой интерес и для крупных международных компаний морских перевозок, так как он является перспективной альтернативой южным маршрутам между Европой и Азией. Главными конкурентными преимуществами СМП являются сокращение сроков доставки и вследствие этого снижение расходов на транспортировку грузов, безопасность маршрута. В настоящее время СМП открыт для торгового сообщения через арктические воды при условии сопровождения российскими судами ледового класса. Традиционный путь из Роттердама в Йокогаму можно сократить с 20 700 км до 13 500 км. Стратегическое значение СМП для экономического развития России не раз подчеркивалось Президентом России Владимиром Путиным. По словам главы государства, Северный морской путь станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока, а перед Россией стоит задача сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год»[27]. Треть перспективного грузооборота составляют нефть и газ добывающих компаний Арктической зоны.

Заинтересованность Китая в развитии СМП обусловлена высокой зависимостью экономики страны от морских перевозок, их доля составляет почти 90% [28]. Таяние льдов в Арктике предоставляет возможность использовать СМП в качестве альтернативного маршрута для транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно. Для коммерческих перевозок это самый короткий маршрут, в особенности для восточных портов. СМП поможет привлечь больше инвестиций в северные районы Китая, снизить издержки на перевозку экспортных товаров, стимулировать торговлю между КНР и Европой. Безопасность СМП также играет важную роль для транспортировки энергоносителей. Так как Китай является крупнейшим потребителем нефти и газа, то СМП позволит не только диверсифицировать поставки ресурсов, но и избежать более опасных маршрутов. Наряду с этим, СМП снимет экономическое давление Китая от Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, а также от Транстихоокеанского партнерства, что поспособствует дальнейшему развитию экономических отношений с Россией и Китаем.

Тем не менее, использование СМП подразумевает ряд технических и экономических сложностей, которые еще предстоит преодолеть. В первую очередь, это высокие операционные издержки и суровые погодные условия. Недостаточная глубина морского канала на некоторых участках маршрута осложняет навигацию по морю. Кроме того, поставки сжиженного газа с «Ямала СПГ» осуществляются с помощью танкеров Arc7, а ввиду отсутствия в стране подходящих условий для строительства таких судов, Россия вынуждена заказывать их за рубежом. Ожидается, что усиленные танкеры смогут проходить по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения или с минимальным его использованием. Чтобы увеличить число газовых танкеров и объемы поставок СПГ, предполагается привлечение внебюджетного финансирования. Однако это повысит тарифы на фрахт атомных ледоколов. Тем не менее, работа в этом направлении продолжается. В январе этого года танкер «Кристоф де Маржери» успешно завершил переход без сопровождения ледокола из порта Сабетта по Северному морскому пути в восточном направлении и достиг Берингова пролива. Этот рейс был выполнен на два месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона. Таким образом, период навигации расширен на четыре месяца и теперь может начинаться в мае и заканчиваться в январе [29].

Основные перспективные проекты России и Китая в Арктике по добыче энергоносителей

В мае 2015 года Россия и Китай подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), целью которого являлось не только обеспечение устойчивого экономического роста в регионе, но и развитие морского Шелкового пути. Предполагается, что промышленные предприятия КНР могут оказать огромную техническую поддержку российской стороне. Кроме того, большая часть строительных работ осуществляется совместно с китайской стороной и гарантирует высокую экономическую эффективность проектам. Одним из главных достижений такого сотрудничества является реализация проекта «Ямал СПГ» на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения. Проект представляет собой совместное предприятие «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%), CNPC (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%). По стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы месторождения составляют 926 млрд куб. м. газа. Низкая стоимость процесса сжижения и удобный доступ к рынкам стран АТР и Европы делает проект привлекательным не только для инвесторов, но и для потенциальных покупателей. В 2018 году все три линии завода вышли на полную мощность. В июле 2020 года Китай закупил у России 396 тыс. тонн СПГ, что в шесть раз больше, чем в 2019 году [30]. Помимо проекта «Ямал СПГ» было запланировано строительство других заводов по производству сжиженного газа («Балтийский СПГ» и «Владивосток СПГ»), но их реализация приостановилась ввиду наложенных на Россию санкций. Строительство двух проектов «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ» также были заморожены в связи с приостановкой поставок оборудования и финансирования. В планах у «Новатэк» строительство еще одного завода по производству СПГ – «Арктик СПГ 2». Доля «НОВАТЭК» в проекте составляет 60%, Total владеет 10%, CNPC – 10%, CNOOC – 10% и оставшиеся 10% принадлежат консорциуму Mitsui и Jogmec. Переговоры по привлечению проектного финансирования активно ведутся с заинтересованными сторонами. По стандартам SEC запасы природного газа оцениваются в 461 млрд куб. м. Запуск первой очереди планируется на 2023 год [31].

Ключевые факторы, тормозящие совместные энергетические проекты России и Китая в Арктике

Дальнейшее развитие региона неизбежно сталкивается с необходимостью применения особых технологий, строительства инфраструктуры и соответствующей логистической сети во избежание нанесения урона хрупкой экосистеме Арктики, что в суровых климатических условиях требует колоссальных инвестиций. Привлечение финансирования для реализации долгосрочных проектов является одним из препятствий для успешного развития Арктики. Помимо трудностей финансирования арктических проектов большое влияние оказывают макроэкономическая и геополитическая нестабильность. Вместе с низкими мировыми ценами на нефть падают цены и на трубопроводный и сжиженный газ. В 2013 году Россия и Китай подписали договор купли-продажи природного газа с поставкой по восточному маршруту, однако вопрос цены еще долго не мог решиться, поэтому поставки газа были отложены на неопределенное время. По этой же причине строительство газопровода по западному маршруту началось позже запланированного срока. Высокая себестоимость добычи углеводородов и их доставка, монополистическая политика российских компаний наряду с техническими сложностями могут делать многие проекты непривлекательными и экономически нецелесообразными в глазах китайских партнеров. Наложенные санкции на поставки оборудования и отказ западных партнеров в финансировании проектов естественным образом подтолкнули Россию и Китай к сотрудничеству в Артике. Участие Китая как инвестора и как поставщика оборудования открывает новые горизонты в сфере добычи ресурсов и развитии региона. До 80% оборудования для «Ямал СПГ» производится в Китае или из китайских материалов [32].

Благодаря разносторонности сотрудничества России и Китая, стратегическому партнерству и совпадающим национальным интересам в Арктических стратегиях, Россия является одним из главных партнеров для Китая в Арктике. Тем не менее, многие аналитики в Москве выражают обеспокоенность по поводу растущей зависимости России от Китая. Несмотря на неоднократные заявления Китая о приверженности принципам и нормам международного права в развитии и освоении Арктики, Китай рассчитывает на особые права на пользование Севморпутем, а в перспективе и на его интернационализацию. Это нашло отражение в негативном отношении к действиям России по расширению арктического шельфа, в несогласии с разрешительным порядком прохода судов по трассам СМП, ссылаясь на Конвенцию ООН 1982 года, в стремлении к самостоятельной разработке энергоресурсов для последующей транспортировки в Китай, в поддержании инициатив, направленных на ревизию правового режима Арктики. Различия в арктических стратегиях двух стран также могут повлиять на взаимопонимание между Россией и Китаем. Так, для России реализация энергетических проектов в Арктике связана не только с развитием этого региона, но и страны в целом, с усилением своей международной позиции. Для Китая же сотрудничество с Россией в Арктике носит краткосрочный характер, главной целью которого стоит диверсификация импорта углеводородов и транспортных маршрутов.

Еще одним из сдерживающих развитие арктического региона факторов является высокая конкуренция. Сложившийся на сегодняшний день правовой режим в Арктике не обладает необходимыми инструментами для разрешения вероятных конфликтов в борьбе за преимущественные позиции по разработке углеводородного сырья в регионе. Борьба арктических стран за рынки сбыта во многом зависит от инфраструктурных и транспортных решений, а также связана с военной активностью в гонке за обеспечением национальных интересов и безопасности. Некоторые арктические страны и их партнеры по освоению региона выказывают все большую обеспокоенность активным китайским присутствием в регионе, что обусловлено опасениями по распространению политического и экономического доминирования Китая в мире. Так, на встрече Арктического совета в 2019 году бывший глава Госдепартамента США Майкл Помпео заявил об угрозе безопасности со стороны Китая и России в Арктическом регионе [33]. В том же году крупнейшие французские, немецкие и американские компании отказались использовать СМП в будущем. Укрепление российско-китайского партнерства на протяжении по крайней мере десяти-пятнадцати лет представляет собой все более серьезный вызов американским интересам. США активно пытаются противостоять укреплению альянса Россия-Китай, играя на противоречиях арктических стратегий двух стран.

Согласно докладу EIA, объем экспорта сжиженного газа США к 2022 году достигнет 9,2 млрд кубических футов в сутки [34]. США продолжает развивать экспортные мощности своих терминалов по сжижению природного газа. На сегодняшний день успешно функционируют и расширяют свой потенциал терминалы «Cove Point», «Freeport», «Cameron», «Sabine Pass» и «Corpus Cristi», доведя суммарную мощность своих заводов до 70 млн тонн СПГ [35].

В 2021 году Катар объявил о начале реализации крупнейшего в мире проекта по производству сжиженного природного газа, который увеличит производственные мощности Катара до 110 миллионов тонн в год [36]. Начало производства планируется на 2025 год. Прогнозируемый избыток предложения СПГ в ближайшие десять лет может привести к снижению цен на сжиженный газ, что в свою очередь повлияет на рост стоимости реализации проектов по его производству. Несмотря на жесткую конкуренцию среди производителей СПГ и снижению цен на него, эта ниша по-прежнему считается перспективной и рентабельной в России. К 2035 году объем экспорта СПГ планируется увеличить до 100 млн тонн. Заинтересованность в российском СПГ выражают не только китайские компании, но и индийские. Реализация запланированных крупных проектов по производству СПГ в Арктике призвана решить задачу увеличения экспорта газа.

Заключение

Сложившаяся на сегодняшний день геополитическая обстановка в мире и климатические изменения в Арктике поспособствовали сближению России и Китая в области энергетики в арктическом регионе, которое в главной степени определяется инвестициями и поставками оборудования для строительства инфраструктуры и повышения грузоподъемности судов по транспортным маршрутам. В ближайшей перспективе энергетическое сотрудничество в Арктике останется приоритетным направлением взаимодействия двух стран. Россия обладает богатыми запасами энергоресурсов и серьезным опытом экологичной разведки и добыче углеводородов, а Китай – капиталом и оборудованием. Освоение месторождений углеводородов в экстремальных климатических условиях для Китая возможно лишь совместно с российскими или западными компаниями, поэтому усиление сотрудничества с Россией в этой сфере является первоочередной задачей арктической стратегии Китая. К середине следующего десятилетия Россия сможет поставлять около 42 млрд куб. м газа в Китай по уже заключенным договорам. Это позволит России диверсифицировать экспорт газа и уменьшить зависимость от Европы. Для Китая сотрудничество с Россией является одним из факторов будущего укрепления энергобезопасности страны, а также возможностью удовлетворять растущий спрос на углеводороды в стране. Северный морской путь также является важным двигателем в развитии двусторонних отношений России и Китая. Сотрудничество с Китаем позволит расширить связи с другими государствами АТР, выйти на новые рынки сбыта углеводородов и привлечь капиталы и технологии.

Отсутствие у Китая прав на арктические территории во многом определяет его арктическую стратегию, основывающуюся на различных формах кооперации с арктическими странами. Ввиду этого перед Россией стоит ряд политических и экономических вопросов. Двусторонние отношения России и Китая достигли исторического максимума, однако между странами сохраняется взаимное недоверие, вызванное различиями в национальных интересах. Для дальнейшего укрепления российско-китайского энергетического сотрудничества в Арктике важно поддерживать официальные контакты на высшем уровне, участвовать в консультационных советах, обмениваться опытом в рамках экспертных встреч, избегать появления новых экономических и торговых барьеров, поощрять сотрудничество ведущих нефтегазовых компаний двух стран, устанавливать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, совместно развивать российско-китайские научно-исследовательские работы в сфере добычи энергоресурсов в Арктике по передовым технологиям. Кроме того, на успешную реализацию энергетических проектов в Арктике влияет множество других факторов – суровые климатические условия, изменение соотношения мировых сил, скачки цен на нефть, нестабильный приток инвестиций, неразвитость транспортной инфраструктуры, жесткая конкуренция среди арктических стран за энергоресурсы и т. д. Россия и Китай уже добились огромных успехов в этой области – реализован проект «Ямал-СПГ», положено начало строительству «Арктик СПГ-2» , однако пока что многие перспективные проекты продолжают оставаться на стадии планирования, а дальнейшее энергетическое сотрудничество России и Китая в Арктике будет зависеть от способности сторон дипломатично обходить противоречия в национальных стратегиях и достигать консенсуса.

Есть вопросы по статье? Напиши нам на странице