Цифровая дипломатия: истоки, цели и содержание

Персианов Дмитрий Игоревич,
Persianov Dmitriy Igorevich


Островский Владислав Анатольевич
Ostrovsky Vladislav Anatolievich

Цифровая дипломатия – это инструмент решения дипломатических задач при помощи информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Феномен цифровой дипломатии возник относительно недавно. Ей всего около 20 лет, однако этот инструмент является наиболее эффективным и востребованным методом воздействия на другие страны и их население.

С появлением Интернета, возникла возможность моментального обмена информацией людьми со всего мира, этой возможностью сразу же заинтересовались главы государств и крупные политики. Было ясно, что это настоящий прорыв, который открывает уникальные возможности, о которых всего 50 лет назад можно было только мечтать.

Но как же правильно применить новую технологию для продвижения идей государства по всему миру?

Первопроходцами в области цифровой дипломатии стали США. Именно они, впервые начали применять возможности Интернета для распространения либеральных идей и демократических ценностей. Тогда, в 1996 году директор информационного агентства Америки Дж. Даффи выложил на сайты американских посольств оцифрованные печатные издания газет, утратившими свою актуальность из-за окончания Холодной Войны, с явным пропагандистским оттенком. Они были объединены в первое полноценное интернет-издание “The Washington Post” [1,с.111]. Это издание публиковало взгляд США на события мировой политики.

Так появилась дипломатия “Web 1.0”. Она была массовой, но совсем неэффективной из-за своей односторонности. По методу распространения она была похожа на пропаганду времён Холодной войны: государство транслировало свои идеи в Интернете в одностороннем порядке. Однако этот метод не давал ощутимых результатов, так как государства не получали обратную связь от аудитории.

Это затрудняло процесс изготовления контента, который был бы интересен, например, определённому слою населения или социальным группам. Именно поэтому, в ноябре 2006 года госсекретарь К. Райс создала «Команду по цифровым внешним контактам» (Digital Outreach Team (DOT)). Эта организация занималась отслеживанием и анализом информации и дезинформации о США по всей всемирной паутине. В это же время появился официальный блог Госдепартамента [2], а также официальный правительственный портал.

В том же 2006 году Джек Дорси, Эван Уильямс и Биз Стоун создали одну из самых широко используемых площадок для ведения цифровой дипломатии. Эта площадка получила название Twitter. Позднее, был даже придуман специальный термин – Twiplomacy или “хэштег дипломатия”. Твиттер-дипломатия – это вид публичной дипломатии, на базе социальной сети Twitter. Политики, государственные учреждения, и конечно же, дипломаты создают свои профили, тем самым повышая вовлечённость общества в политическую жизнь и усиливая эффективность дипломатической работы.

Результаты, как мы можем видеть сегодня, оказались крайне успешными. Покажем на примере официального аккаунта Государственного Департамента США.

Как мы можем видеть, в самом начале развития аккаунта, он имел всего около 17 тыс. подписчиков (Рис. 1).

Рисунок 1. Твиттер аккаунт Государственного Департамента США в 2010 году

Сегодня, в 2021 г., мы можем наблюдать совсем иную картину, теперь, у данного твиттер-аккаунта около 6 миллионов читателей (Рис. 2).

Рисунок 2. Твиттер аккаунт Государственного Департамента США в 2021 году

Рост, приблизительно, на 35.000 % за 11 лет.  6 миллионов человек могут получать самую актуальную информацию, напрямую от Государственного Департамента, а главное – мгновенно.

Именно в этом и заключалась успешность такого вида публичной дипломатии. Скорость, массовость и глобальность – обеспечили все условия для этого. И США отлично это понимали, и именно поэтому, вкладывали столько ресурсов и средств на развитие этой области.

И это дало свои результаты. Бурное развитие цифровой дипломатии в США происходило во время президентского срока Б. Обамы, когда главой Государственного Департамента была Хиллари Клинтон. Были созданы целые направления по подготовке профессиональных интернет-активистов и лидеров мнений, разработаны специализированные платформы для свободного обсуждения и общения. Также начались разработки специального программного обеспечения для обхода цензуры в сети, например, такие сервисы как VPN (Virtual private network), которые могут помочь обойти своему пользователю даже китайский файрволл [3].

События “арабской весны” показали, насколько мощным может быть влияние социальных сетей на внутриполитические процессы государств. Оппозиционные силы практически моментально реагировали и распространяли информацию о протестах при помощи Twitter и Facebook. Правительства арабских стран пытались ограничивать доступ к этим соц. сетям, однако попытки эти не приносили ощутимых результатов, люди продолжали обмениваться информацией и координировать свои действия.

Также правительство США активно работало с блогерами оппозиционных взглядов в таких странах как: Китай, Российская Федерация, Куба, Иран и пр.

Зачем продвигать идеи демократии, несвойственным для неё насильственным путём, с применением “жесткой силы”, если можно подготовить будущие поколения к государственным изменениям путём транслирования определённых идей через блоги, видео и публикации в социальных сетях?

Первым делом нужно было проанализировать аудиторию и её политические взгляды в этих странах. С этой целью были проведены исследования в специальном центре Гарвардского университета, созданным и поддерживающимся Госдепартаментом США. Были получены обширные данные о политический предпочтениях и настроениях граждан Ирана, России и стран арабского мира в целом.

Благодаря этому США смогли выделить лидеров оппозиционных движений в этих странах, начать вести с ними работу, а также разрабатывать индивидуальные подходы к гражданам каждой из стран, основываясь на результатах исследования.

Для так называемых “кибер-диссидентов” правительство США организовывало специальные конференции для обсуждения совершенно разных вопросов. Например, первая конференция такого рода была проведена в 2010 году в Техасе и носила название «Conference on Cyber Dissidents: Global Success» and Challenges на базе института Дж. Буша. На ней обсуждались способы защиты диссидентов от государственного преследования, обеспечения их безопасности и сохранения возможности свободно выражать своё мнение.

Позднее, при помощи США создавались целые группы кибер-диссидентов. Например, первая подобная инициатива под названием «Civil Society 2.0» была создана правительством США для того, чтобы поддерживать неправительственные организации и организации гражданского общества, которые занимались распространением идей либеральной демократии в недемократических государствах. Сама программа определяет свои цели как:

  • повышение цифровой грамотности организаций гражданского общества;
  • установление контакта с организациями единомышленников;
  • обмен информацией.

Также она занималась анализом проблем оппозиционных организаций, привлечением профессиональных технологов, разработкой и оснащением техническим и программным обеспечением [4].

Стоит отметить, что в это же время цифровая дипломатия становится более открытой и, если можно так выразиться, развлекательно-интерактивной. В 2015 году президент США Барак Обама активно ведёт твиттер @POTUS, открывает свой личный профиль и даже создаёт свою подборку музыки на сервисе Spotify [5]. Все эти меры были направлены на популяризацию идеи открытости государственной деятельности США.

В 2016 году Белый дом запускает официальный аккаунт в социальной сети Snapchat [6]. На тот момент ей пользовались более 150 миллионов человек по всему миру[7] из которых около 80 миллионов – американцев [8].

В этот же год возникает новое явление – “WhatsApp дипломатия”. Дипломаты оценили по достоинству возможности зашифрованной переписки, доверив мессенджеру свои “неофициальные” переговоры, а также его использование для координации действий во время заседаний [9]. Стоит отметить, что WhatsApp бы создан в США в 2009 году, а в 2014 стал принадлежать Facebook Inc. Из этого я могу сделать вывод, что данные дипломатов находятся не в самых надёжных руках. Ведь мы знаем множество случаев, когда компания Facebook занималась продажей личных данных. Этот факт сразу настораживает, ведь продажа столь важной информации может повлечь за собой фатальные последствия. Последний случай произошёл в 2020 году, когда комиссия по защите личных данных Южной Кореи наложила штраф на Facebook в размере 6,7 млрд вон (около 448 млн рублей) за незаконную продажу личной информации пользователей другим компаниям [10].

В наши дни цифровая дипломатия предстаёт перед нами как если не самый, то один из самых эффективных и массовых инструментов публичной дипломатии. Пандемия коронавируса, которая продолжается в некоторых странах и сегодня, вынудила людей во всём мире использовать возможности интернет-коммуникации, если по какой-то причине они этого не делали ранее. По нашему мнению, именно пандемия ускорила процесс цифровизации нашего с вами мира. Международные конференции перенеслись в онлайн, а мировые лидеры стали обсуждать глобальные проблемы, не выходя из своих кабинетов благодаря видеосвязи. Некоторые даже стали использовать новый термин – “Zoom diplomacy”, по названию одного из популярных сервисов для организации видеоконференций. Этот термин охватывает любой вид дипломатии, связанный с видеосвязью. 26 апреля 2020 года Белый дом заявил, что президент Дональд Трамп примет участие в видеоконференции с лидерами G7 для координации действий, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией [11]. Это позволило сэкономить драгоценное время в такой сложной обстановке, обезопасило участников от заражения и позволило не тратить лишнее время на встречу в офлайн-формате.

Также заседания Генеральной Ассамблеи ООН проходили в онлайн-формате. Заседание 2020 года прошло следующим образом: представителям государств-членов, государств-наблюдателей и Европейскому союзу было предложено записать видео выступление от официальных представителей. Затем эти видеозаписи транслировались на заседании Генеральной Ассамблеи [12]. Онлайн-формат для некоторых заседаний использует до сих пор.

Данный случай показывает, что привычные встречи мировых лидеров уходят в прошлое, ведь намного удобнее провести собрание при помощи видеосвязи, давая возможность дипломатам, политикам и главам государств устраивать переговоры в любое время и из любой точки мира. Поэтому я могу предположить, что в будущем у “Zoom дипломатии” большие перспективы.

Стоит рассмотреть феномен приложения TikTok, который вызвал обеспокоенность у американского правительства. Приложение было создано китайской компанией ByteDance, формат публикаций – короткие видеоролики, обычно не дольше 1 минуты, на совершенно различные тематики, от развлекательного контента до политических публикаций. Оно стремительно набирало популярность сначала в Китае, а затем и во всём мире. В 2020 году общее число загрузок превысило 2 миллиарда, а количество активных пользователей в месяц составляло более 700 миллионов [13]. Это означает, что этим приложением пользуется около 10% населения мира каждый месяц, что даёт нам понять о невероятных возможностях пропаганды. Вдобавок, короткий и ёмкий формат видеороликов, а также популярность формата Challenge (особый формат, в котором один видеоблогер выполняет какое-либо действие снимая это на видео, другие участники должны повторить это действие и выложить в интернет со специальным хештегом) на этой платформе даёт возможность максимально эффективно транслировать определённые идеи на аудиторию невероятных масштабов.

Неудивительно, что деятельность компании с таким большим количеством пользователей заинтересовала США. Идеологическое противостояние с Китаем, вероятно, сыграло здесь определённую роль. 6 июля 2020 года госсекретарь Марк Помпео заявил о возможности блокировки приложения на территории США. Это было мотивировано тем, что TikTok занимался пропагандой, а также передавал данные пользователей правительству Китая, тем самым подрывая национальную безопасность Америки[14]. Позднее, президентом Дональдом Трампом был подписан указ, который запрещал американским компаниям проводить любые сделки с ByteDance [15]. Обсуждалась возможность продажи американского сегмента таким компаниям как Microsoft, Walmart и Oracle. Сделка с последней почти состоялась, однако, ByteDance отказался от продажи, мотивируя это тем, что необходимость в этом исчезла в связи с избранием нового президента – Джо Байдена, который уже не оказывал такого давления на китайскую организацию, в отличие от своего предшественника [16].

Этот случай интересен нам с точки зрения расстановки сил в цифровой дипломатии. TikTok может стать мощнейшим инструментом в руках китайского правительства. Из этого следует и обеспокоенность правительства США о своей национальной безопасности, и желание получить какое-либо влияние на данную платформу.

В 2020 году мы наблюдали настоящую технологическую войну США и Китая. На информационном поле возникают новые игроки, которые с каждым годом становятся всё сильнее, разрушая “гегемонию” США в области цифровой дипломатии.