Чикагский протест 1968 года и его влияние на политический курс правительства

Серба Виталий Сергеевич
e-mail: vitalyserba@yandex.ru


Научный руководитель
Евдокимова Татьяна Васильевна
e-mail: eva_tan@mail.ru

Введение

25 мая 2020 года в городе Миннеаполис штата Миннесоты произошла гибель афроамериканца Джорджа Флойда после его задержания полицией. Этот инцидент спровоцировал по всей территории США массовую волну протестов, где участвовало более 15 миллионов человек [15]. Не без помощи СМИ этот полицейский был выставлен расистом, “ни за что” убившего этого афроамериканца. «I can’t breath» (с англ. «я не могу дышать») кричал Флойд, до того, как на нем был применен прием удушения, так как тот находился под сильнейшей наркотической передозировкой [7].  Однако для истории США это – не первый случай инсинуации правоохранительных органов, где не рассматривается полный контекст событий.  В 1968 году, 28 августа случился так называемый «полицейский бунт», где полиция проявила «невероятную» и «слепую» жестокость в отношении демонстрантов. Событие стало столь знаковым, что даже спустя десятилетия, в октябре 2020 года вышел фильм «Суд над чикагской семеркой», где полицейские и власть выставлены погрязшими в бюрократии антагонистами [12].

Протесты 1968 года в США сами по себе не являются популярной темой в историографии, и зачастую они затрагиваются в рамках общей истории США. Например, в многотомной «Истории США» под редакцией Севостьянова Г. Н. кратко упоминается чикагская демонстрация 1968 года, где этот протест охарактеризован ожесточенной борьбой огромного арсенала власти против демократической оппозиции и где оценка этим событиям дана крайне высокая и положительная в плане эффективности [10, c. 375]. В своей книге «История США» Грег Вард описывает чикагский протест с явным пренебрежительным посылом, преуменьшая их роль [9, c. 202]. 

Так что же представлял из себя чикагский протест 1968, и насколько он был значим для дальнейшего политического развития США? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть схожесть событий чикагского протеста в рамках всемирных протестов 1968 года; определить специфику чикагских протестов; показать степень влияние последствий чикагских протестов на изменение политического направления деятельности Демократической и Республиканской партий; выявить условия эффективности протестной деятельности на примере чикагского протеста 1968 года.

Предыстория чикагского протеста 1968 года начинается после завершения Второй мировой войны, в особенности в 1960-х годах, когда все более актуализировалась тенденция к появлению новых сил в социально-политическом спектре. Этот год был объявлен ООН Международным годом прав человека [8]. Именно за это время в разных уголках земли начали происходить протесты самых различных социальных слоев общества, однако цели их были схожими. Непротиворечившие друг другу лозунги слились в одно мировое движение, провозглашающее новый социализм, антикапитализм, антиимпериализм, феминизм, энвайронментализм, антисексизм и т.д.

Данное явление 1968 года никак не могло обойти стороной Соединенные Штаты Америки, однако помимо вышеперечисленных целей всемирных протестов существовала, как и в каждой стране, своя специфика: в американском обществе тема войны во Вьетнаме стояла наиболее остро. На протяжении всей истории США при участии правительства в делах, происходивших вне территории обеих Америк, в американском сознании возникало и возникает противоречие между проводимой внешней политикой и существующей доктриной Монро, по которой США обязывались не вмешиваться в дела Европы, при этом Вьетнам очевидно являлся сферой влияния именно европейский государств. Причем доктрине Трумэна, провозгласившей первоочередную необходимость борьбы с распространением коммунистического режима, не совсем удалось идеологически компенсировать это противоречие. Другой особенностью являлось раздражение большого числа американцев баллотированием кандидата в президенты Ричарда Никсона, который победил в выборах с небольшим отрывом, что явно показывало биполяризацию общества того времени [4].

Значительная часть лозунгов протеста 1968-го года прозвучала в августе в городе Чикаго, штата Иллинойс. Место и время данной демонстрации было обусловлено очередным съездом Демократической партии США, целью которой стало решение избрания нового кандидата в президенты от лица Демократической партии, так как действующий президент Линдон Джонсон отказался участвовать в следующих выборах 1968 года.

Основным организатором протеста выступила леворадикальное движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — Youth International Party — «международная молодежная партия»), лидерами которой были такие личности как Джерри Рубин и Эбби Хоффман [13, c. 3]. Данная «партия» эталонно соответствовала специфике 1968 года, так как ее лозунги явно отражали контркультурные элементы новых левых [17, c. 35]. Первый пункт их программы содержал не просто требование прекращения войны во Вьетнаме, но и полной демилитаризации Соединенных Штатов Америки. Среди других программных положений встречались идеи легализации наркотических веществ, реабилитационного правосудия (а не карательного), разоружения населения, отмены денег, отмены цензуры, свободного права на аборты и т.д. Стоит отметить, что йиппи не относились серьезно ко всему окружающему, в том числе к себе, так как их главной спецификой являлись абсурд и ирония. Данное движение может быть явно охарактеризовано как движение представителей постмодернизма второй половины ХХ века.

Помимо Йиппи в организации демонстрации принимал участие Национальный мобилизационный комитет по завершению войны во Вьетнаме («National Mobilization Committee to End the War in Vietnam» или неформальное название «the Mobe» — «Моб»), видными представителями которого были Реннард Дэвис, Дэвид Деллингер и Томас Хейден. Если Йиппи являлись неофициальной организацией, близкой к контркультуре, то моб – это полноценная официальная «зонтичная» структура, в которую входили более мелкие организации [13, c. 5]. «Моб» отражал специфику Соединенных Штатов Америки 1968 года, так как их основная цель, как можно догадаться из названия организации, заключалась в мобилизации населения против нахождения американских войск во Вьетнаме. Даже эта структура, типичная для своего времени, была настроена антиимпериалистически, что являлось важной характеристикой мировых протестов 68-го года.

Одним из видных фигурантов стал Бобби Сил, соучредитель партии «Черных Пантер». В американской историографии эта группа получила прозвище «Чикагская восьмерка», однако можно часто встретить слово «семерка», так как Бобби Сил агрессивно и непристойно вел себя в зале суда, за что он получил отдельное обвинительное дело [1]. Черные пантеры, как партия, также являлись каноничными для 68-го года, так как их борьба была нацелена на автономизацию и сепарацию чернокожего населения путем леворадикальных преобразований [6]. Здесь также можно выявить специфику протестов 1968 года в США: антирасизм. По понятным причинам, он не стоял в повестке протестующих в Европе и других частях света. В штатах же со времен Второй мировой войны этот вопрос часто поднимался политическими и общественными деятелями. Данная тема была столь животрепещущей, что Кеннеди в июне 1963 г. направил в Конгресс законопроект о широкой десегрегации и мерах против дискриминации чернокожих граждан, а 2 июля 1964 г. президент Джонсон подписал принятый Конгрессом Закон о гражданских правах 1964 года [5], который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приеме на работу.

Сам ход событий происходил в рамках одной недели. Началом протеста принято считать дату 23 августа, когда прошла акция выдвижения в кандидаты президента свиньи Пигасуса с целью высмеивания американской демократии. Это зрелище привлекло внимание прохожих и, конечно, журналистов [13, c. 53].

На следующий день, 24 августа, в субботу полиции удалось установить контроль за парком. «Женщины бастуют за мир» (женское общественное движение) начали пикет возле отеля Hilton, где располагались делегаты Демократической партии. Однако пикет не имел успеха из-за отсутствия массового характера. Вечером того же дня известный поэт Аллен Гинзберг начал агитацию за идею переноса протеста из парка на улицы города. Лидеры СДС (от SDS — «Students for a Democratic Society» — «Студенты за демократическое общество» — студенческое левое движение) организовали марш по улицам Чикаго. Когда толпа остановилась на пересечении Уэллс-авеню и Норт-Авеню, преграждая дорогу, прибыл полицейский контингент и разогнал толпу. Именно тогда произошли первые насильственные столкновения протестующих и полиции, где одиннадцать человек были арестованы и еще несколько полицейских машин были забиты камнями. Однако продолжения насилия этим же днем не последовало.

В воскресенье, 25 августа, Йиппи устроили запланированный музыкальный концерт, где число протестующих насчитывалось порядка 4000 человека [4]. В это же время «моб» устроил пикет для попытки встречи с делегатами Демократической партии. После прибытия полиции протестующие перебрались в соседний Грант-парк, чтобы избежать насильственного столкновения. После того, как участники марша достигли этого парка, Дэвис и Хейден заявили о переходе в Линкольн-парк, где начинался музыкальный фестиваль. Хоффман приступил к обучению людей тактике протеста. Полиция все более становилась агрессивной из-за опасения применения оружия со стороны протестующих.

В 9 часов вечера полиция вновь столкнулась с протестующими, переходя в наступление и разгоняя протест. По мере увеличения масштаба насилия, рос и масштаб демонстрации. В 11 часов вечера полиция вытолкнула людей из парка. Большинство его покинуло, собравшись неподалеку и дразня полицию. Когда правоохранительные органы достигли края парка, отряду было приказано очистить Кларк-стрит, чтобы сохранить движение транспорта, но полиция потеряла контроль. Порядок не восстанавливался в парке до раннего утра понедельника.

В последующие дни, 26 и 27 августа, продолжались столкновения протестующих и полиции, кульминацией которого стала среда 28 августа — дата объявления нового кандидата в президенты от Демократической партии США, Хьюберта Хамфри. Вечером этого числа возле Интернационального амфитеатра, где проходила Национальная Демократическая Конвенция, собралось большое число протестующих. К ним также присоединились такие движения как «Бедный народный поход» («Poor People’s Campaign») и Конференция южного христианского руководства («Southern Christian Leadership Conference»), президентом которой являлся Ральф Абернати, заменивший в апреле Мартина Лютера Кинга после его убийства. Обе две организации являлись схожими, так как имели высокую корреляцию в среде руководства: обе организации основывал Мартин Лютер Кинг, а Ральф Абернати был лидером обеих групп. Однако все же стоит сказать, что их цели отличались, но при этом совсем не противоречили друг другу. Именно в этот день произошло событие, которое «Национальная комиссия США по причинам и предотвращениям насилия» назвала «полицейским бунтом», где пострадали 152 полицейских и более 500 гражданских лиц.

Влияние

Следствием чикагского протеста в рамках всемирных протестов 1968 года стало влияние на различные сферы американского общества — от правого до культурного, от политического до социального. Спорным остается лишь сама степень. Например, данная демонстрация весомо повлияла на политическую историю Соединенных Штатов. После этих событий произошло изменение политического курса, где, как и Демократическая партия, так и Республиканская стали включать в свои предвыборные программы пункты, звучащих на улицах Чикаго в августе 1968 года. Данное «совпадение» является весьма логичным, так как одна из основных специфик американской политической модели прежде всего отражена в демократии, где почти любая политическая сила старается привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей. Именно поэтому обе партии, особенно Демократическая, стали нести схожую повестку с сочувствующими протестам. Стоит сделать оговорку, что чикагская демонстрация, вырванная из своего исторического контекста, не способна была оказать такого воздействия. Именно сама система протестов, митингов и акций конца 1960-х оказали столь значимое воздействие, где чикагский протест занимает ничуть не меньшую роль.

Само влияние на политику чикагской демонстрации 1968 года можно обнаружить в так называемых Acceptance Speeches («предвыборная речь»), где тот или иной кандидат заявлял о своей позиции. Конечно в 1960 году Джон Фицджералд Кеннеди уже избирался со схожей с протестами 68-го повестке дня, а в 1964 году Линдон Джонсон продолжил риторику, заявляя о создании т.н. Великого общества, где основной целью его президентства являлась борьба с бедностью и расовой сегрегацией. Однако в 1968 году Хьюберт Хамфри, хоть и проиграл на выборах Ричарду Никсону, но набрал значительное число голосов [16], при том, что слишком поздно вступил в президентскую гонку и при том, что белый консервативный электорат во многом отвернулся от Демократической партии из-за акцентирования ее внимания на меньшинствах американского общества.

В 1968 году, 29 августа национальный Демократический съезд принял Хамфри как кандидата в президенты. В своей речи он демонстрировал обеспокоенность и сожаление по поводу совершенного насилия: «…Несомненно, мы усвоили урок, что насилие порождает еще большее насилие и что с ним нельзя мириться независимо от источника…» [2]. Эти слова явно выражали сочувствие участникам протеста. «Первая реальность — это необходимость мира во Вьетнаме и на всей планете.» — сказал Хамфри, подтверждая уличные требования.

В то же время Никсон выступал с риторикой, утверждавшей ошибочность демонстраций на улицах Америки, однако некоторые их идеи он не только озвучил, но и выдвинул в качестве основной задачи: «Я клянусь вам сегодня вечером, что первоочередной задачей внешней политики нашего управления будет достойное прекращение войны во Вьетнаме» [3]. «Я считаю, что у нас должен быть мир» — сказал Никсон.

Никсон упомянул и расовый вопрос: «Президент может попросить примирения в расовом конфликте, раскалывающем американцев. Но примирение исходит только из сердец людей». И далее, нивелируя тему рас и национальностей, продолжил: «Он черный или он белый, он мексиканец, итальянец или поляк. Все это не имеет значения. Важно, что он американец».

Основная часть лозунгов, звучавших на улицах Чикаго в августе 1968 года, нашла воплощение в политике Никсона в период его первого президентства: была начата политика вьетнамизации, означавшая сворачивание прямого американского вмешательства в дела Вьетнама, постепенный вывод войск с этой территории [14]; провозглашена доктрина Никсона или Гуамская доктрина, по которой США отныне обязывались не участвовать напрямую в конфликтах с коммунистическими режимами.

Конечно нельзя утверждать, что данные протесты являлись единственной или основной причиной проведения, например, политики вьетнамизации, однако отрицать роль чикагской демонстрации означает упускать важный исторический аспект, так как в своей предвыборной речи Никсон неоднократно акцентировал внимание и на протестах, и на расовых вопросах, и на Вьетнаме, что делал и Хамфри, который полностью опирался на симпатии представителей уличного протеста. Причины вьетнамизации конечно лежат во многих сферах общества — от раздраженного населения смертями сограждан и «не туда» идущими налогами до нарушения доктрины Монро и провалов американских военных операций во Вьетнаме. Однако чикагский протест являлся ярким выражением того самого недовольного населения, при том что система американской демократии остро и быстро реагировала на подобную деятельность.

Вышеизложенный вывод позволяет констатировать, что протестная деятельность является эффективной в определенных условиях. В данном случае мы могли наблюдать:

  1. скоординированную работу протестных организаций, ставящих совсем разные цели, от вывода войск из Вьетнама до автономизации и десегрегации чернокожего населения;
  2. масштабность протестных демонстраций, которые включали в себя такие события, как протест в Центральном парке апреля 1967 года, «поход на Пентагон», протесты в Колумбийском университете и другие акции;
  3. жесткую реакцию мэра Чикаго Ричарда Дейли, которая вызвала симпатии к протестующим и их лозунгам за счет имиджа безоружной ни за что “побитой” стороны;
  4. демократическую двухпартийную систему США, которая позволила осуществить часть лозунгов.

Лозунги 1968 года не исчезли из истории США, а проходили трансформацию, вследствие которой политика той или иной партии начинала меняться. Влияние уличных протестов усиливалось с каждым десятилетием. В 2020 году протесты и погромы Black Lives Matter (BLM; с англ. — «Жизни чёрных важны») затмили собой значительную часть информационного поля, когда Демократическая партия США полностью поддерживает данную повестку, а Республиканская держится либо нейтрально, либо негативно к этому движению, что создает поляризацию политического пространства США и по сей день.

Проводишь свои исследования? Подай их на публикацию по ссылке