Зыкова Н. Е. Библиотерапия как средство самопознания и самопомощи личности: теоретический анализ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 41-48
В одном из исследований, проведенных Фондом Общественное Мнение пять лет назад [1] было выявлено, что за помощью к профессиональным психологам-консультантам хотя бы раз в жизни обращалось только 5% населения России. Остальные же с подозрением и недоверием относятся к этой профессии и предпочитают держать свои проблемы при себе: решать их самостоятельно или же обращаться за поддержкой к родственникам и друзьям. Аналогичные результаты получил ВЦИОМ в прошлом году [2]. Между тем, жизненные трудности психологического характера – это то, что знакомо каждому человеку, независимо от пола, возраста и социального статуса. Актуальность исследования продиктована необходимостью найти эффективный метод первичной самопомощи и самопознания, который, с одной стороны, окажет терапевтическое воздействие на личность, а с другой стороны, поможет ему вступить во внутренний диалог с самим собой и вычленить те проблемы, с которыми в дальнейшем можно обратиться к специалисту за комплексной психологической помощью.
Одним из древнейших средств психотерапии и источников психологического знания является искусство, в частности, художественная литература. Психологи, среди которых, например, Гордон Олпорт [3] и Владимир Петрович Зинченко [4], отмечают, что проблема личности зачастую представлена в мировой художественной литературе более ясно и полноценно, чем во многих научных психологических исследованиях. В то же время ни для кого не секрет, что художественная литература оказывает на человека колоссальное воздействие и вызывает у него эмоциональный отклик. Кроме того, литература – это потенциальное психотерапевтическое средство, к которому может обратиться каждый, причем, часто абсолютно бесплатно. Тем не менее, метод библиотерапии в современной психологической науке, особенно, в отечественной, является недостаточно разработанным. В качестве основного аргумента можно апеллировать к тому факту, что сегодня отсутствует официальное психологическое определение библиотерапии, имеются лишь многочисленные авторские трактовки данного понятия. В текущей работе производится попытка теоретически рассмотреть библиотерапию как метод, применение которого возможно в рамках экзистенциального подхода в психотерапии и психологическом консультировании. Гипотезой исследования является предположение о том, что библиотерапия как метод самопознания и самопомощи обладает высоким позитивным потенциалом и может выступить как средство оснащения человека «экзистенциальным инструментарием»: развить способность к рефлексии, внутреннему диалогу, поиску смысла. Позитивный потенциал библиотерапии может быть обусловлен особенностями взаимодействия человека и литературы: эмоциональностью и особым языком художественного текста, возможностью читателя идентифицировать себя с героем/автором и получать новый опыт.
Книга как социокультурный феномен, заключающий в себе ценности и смыслы эпохи, появилась в жизни человека в далекой древности. Сегодня в философско-культурологическом пространстве присутствует достаточно большое количество определений книги. Данное понятие определяется как значимый информационно-идеологический инструмент [5], как семантическая система, основой которой являются визуальные шрифтовые знаки, используемые для информационного обмена между автором и социумом [6], как письменный образец, запечатленный в читаемой форме на каком-либо материале с целью выполнения ряда значимых социально-культурных функций и обращенный к потенциальному читателю [7].
Приведенные выше определения понятия «книга» были предложены в 70-е – 80-е годы ХХ века. В XXI веке – периоде расцвета информационных технологий и свободной реализации в социуме самых разных письменных практик – книга занимает особое место в общественной жизни и наделяется некоторыми другими сущностными свойствами. С точки зрения С. М. Шарабарина, книга сегодня – это средство, с помощью которого человек может противостоять мозаичности и фрагментарности гипертекстов в виртуальном пространстве и сохранять способность целостного осмысления мира и себя самого [8]. Книга на протяжении всего периода своего существования содействует человеку в упорядочивании окружающей среды, гармонизации внутреннего мира и поиске смысла, который Виктор Франкл, один из главных специалистов в сфере экзистенциальной психотерапии, считал ключевым стремлением личности [9]. Кроме того, многие известные ученые, начиная с Аристотеля, исследовали литературу как источник уникального психологического знания о человеке. Именно это обусловило интерес психологического сообщества к феномену чтения и сделало возможным создание отдельной научной отрасли – психологии чтения или библиопсихологии.
Предшественниками формирования психологии чтения как самостоятельной области знания среди зарубежных исследователей стали Вильгельм фон Гумбольт, который рассматривал язык литературных произведений, с одной стороны, как инструмент самовыражения автора, а с другой стороны, как средство познания мира читателем [10], а также Вильгельм Дильтей, разработавший основания «понимающей психологии», направленной на постижение духовной жизни посредством обращения к литературе [11]. Формирование психологии чтения как дисциплины приходится на первое двадцатилетие XX века: 22 октября 1916 года в Женеве была открыта секция библиопсихологии на базе Института Ж.-Ж. Руссо, директором которой стал русский ученый-книговед, Николай Александрович Рубакин. Ключевым нововведением Н. А. Рубакина, ставшим основанием психологии чтения, является предложение исследовать триаду «автор-книга-читатель» в системном взаимодействии и единстве. Н. А. Рубакин подчеркивал, что ключевую роль в процессе чтения играет читатель, поэтому именно особенности читательского восприятия должны постоянно находиться в фокусе ученых-книговедов. Немаловажную роль здесь играет индивидуальный жизненный опыт читателя, который задает рамки его понимания текста, а также культурно-исторический контекст, в котором осуществляется процесс чтения [12]. Существенным вкладом Н. А. Рубакина в развитие психологии чтения является также создание им масштабной типологии авторов и читателей, а также рефлексивного опросника – эмпирического инструмента, который позволял выявлять, к какому психологическому типу относится читатель, и на основе этой информации подобрать наиболее подходящие данной личности тексты [13].
Исследования в области библиопсихологии показали, что литература, особенно, художественная литература, позволяет проникать во внутренний мир человека и черпать знания о личности как уникальном феномене. Интенсивные исследования психологизма литературы и особенностей влияния чтения на личность в России и зарубежных странах стали предпосылкой формирования библиотерапии – междисциплинарной области знания, в центре которой находится целительное влияние чтения на психическое состояние читателя.
И. А. Столярова выделяет 7 основных подходов к исследованию и применению библиотерапии в современной социо-гуманитарной науке: медицинский, психотерапевтический, информационный, профилактический, педагогический, акмеологический, аксиологический [14]. Медицинский и психотерапевтический подходы подразумевают организацию лечебного воздействия чтения на психосоматическое состояние пациента. В рамках данных подходов библиотерапия чаще всего рассматривается как вспомогательный инструмент лечения людей от достаточно серьезных психосоматических заболеваний, который применяется преимущественно в госпитальных условиях. Однако в нашем исследовании библиотерапия рассматривается не как лечебное средство, но как инструмент самопомощи и саморазвития, что предполагает работу со здоровой личностью, находящейся в трудных психологических обстоятельствах, вызванных изменением внутренних и внешних структур личности с течением времени. В связи с этим, мы можем утверждать, что проблематика нашего исследования не соответствует выделенным подходам.
Следующие три подхода, которые во многом являются схожими между собой, – педагогический, профилактический и информационный. В основании всех трех подходов лежит стремление информировать личность об особенностях ее развития, ее потенциальных и актуальных жизненных проблемах, а также поддержание гармонии во внутреннем мире читателя. Рассмотренные подходы к пониманию природы библиотерапии являются очень близкими к нашей проблематике, однако ключевая их особенность – профилактическая работа, т.е. взаимодействие с клиентом, который еще не столкнулся с какими-либо психологическими проблемами, а мы нацелены на рассмотрение библиотерапии клиента, который находится в состоянии внутреннего или внешнего конфликта. Профилактического воздействия здесь будет недостаточно для достижения устойчивого позитивного эффекта.
Наконец, последние два подхода к изучению и использованию библиотерапии – аксиологический и акмеологический – являются полностью соответствующими проблематике текущего исследования. Это объясняется тем, что в рамках данных подходов библиотерапия рассматривается как мощный инструмент работы с ценностно-духовным потенциалом личности (аксиологическое направление) и эффективное средство саморазвития человека в ситуации стресса (акмеологическое направление). Целью взаимодействия между клиентом и библиотерапевтом в рамках данных подходов является выработка и реализация стратегий конструктивного обхождения со стрессовой ситуацией и внутренним миром клиента на основе обращения к ценностно-духовным структурам личности. Рассмотрение библиотерапии в подобном русле перекликается с основополагающей идеей экзистенциального анализа о том, что ведущим измерением, в котором происходит духовное развитие здоровой личности, является ноологическое (или ноэтическое) бытие [9]. Следовательно, рассмотрение библиотерапии в рамках именно аксиологического и акмеологического подхода позволяет нам поместить библиотерапию как психологический метод в экзистенциальный контекст.
Междисциплинарность и колоссальное количество подходов к применению библиотерапии обусловливают сложности в поиске единого определения сущности и функций библиотерапии. Наиболее актуальным в рамках текущей темы – исследования библиотерапии как метода самопознания и самопомощи личности – является определение, которое дают понятию «библиотерапия» Н. Л. Карпова и А. А. Голзицкая. Библиотерапия рассматривается Н. Л. Карповой и А. А. Голзицкой как «применение проективных недирективных интервенций с использованием специально подобранной литературы, в целях помощи читателям разных возрастов в процессе совладания с изменениями, эмоциональными или ментальными трудностями, возникающими в процессе жизнедеятельности человека» [15, С.108].
Обобщенный механизм работы библиотерапии впервые был описан C. Shrodes еще в 50-е годы ХХ века и включал в себя пять этапов: идентификацию, проекцию, интроекцию, катарсис, инсайт [16]. В дальнейшем этот механизм был существенно расширен другим исследователем специфики применения библиотерапии – M. Heath [17]. Она добавляет к перечисленным ступеням несколько дополнительных, но не менее важных. Первый шаг, запускающий механизм воздействия библиотерапии на личность клиента, – это вовлеченность, подразумевающая концентрацию внимания читателя на терапевтическом тексте. Второй шаг – идентификация и проекция. На данной ступени осуществляется обнаружение в тексте героя, с которым клиент может разделить свою проблемы. Третий шаг – отреагирование и катарсис. В рамках данного этапа читатель знакомится с тем, как обходится с проблемной ситуацией герой, с которым клиент себя идентифицировал. Четвертый шаг – инсайт. Читатель интегрирует в свою собственную жизнь описанное в тексте решение проблемы. Пятый шаг – универсализм. Читатель получает возможность дистанцироваться от своей проблемы, преодолеть чувство отчужденности и беспомощности. Вероятно, именно на этом этапе происходит то, что в экзистенциальном анализе называется «занятием позиции» – ноодинамическое обхождение с проблемой.
Механизм работы библиотерапии не может быть эффективно осуществлен читателем, если он не обладает навыком глубинного чтения. В данном контексте особенно важным становится рассмотрение герменевтики как базиса библиотерапии, позволяющего читателю открывать для себя многогранные структуры библиотерапевтических текстов и, следовательно, добиваться целительного эффекта литературы.
Профессор кафедры педагогики и социологии воспитания Уральского Федерального Университета, Маргарита Николаевна Дудина, утверждает, что суть герменевтического метода состоит в обращении к литературе и писателям с целью поиска ответов на внутренние вопросы о себе и мире, а также, чтобы услышать «голос текста», который может помочь человеку развиваться в сфере познания собственной личности и окружающего мира [18]. С помощью герменевтического анализа текста человек получает возможность включиться в иной жизненный контекст, находящийся между художественной реальностью и реальностью, в которой существует читатель. Предполагается, что личность, исследующая литературное произведение посредством герменевтики, не только углубляется в текст и обращается к размышлениям автора относительно той или иной проблемы, но и находится в постоянном соотнесении с собственным жизненным опытом. Результатом реализации данного подхода в чтении становится диалог, в основе которого лежит система «вопрос-ответ» и постоянное «набрасывание» новых смыслов. М. Н. Дудина предлагает две особенности применения герменевтического метода, которые, на наш взгляд, важно рассмотреть в контексте изучения библиотерапии как метода самопознания и самопомощи.
Первая особенность состоит в том, что при герменевтическом чтении текст выступает в качестве Другого, и «заговаривает» с читателем, выступая в качестве партнера по общению. В контексте библиотерапии эта особенность полезна тем, что человек, столкнувшийся с какими-либо психологическими проблемами (в частности, с кризисом развития) может нуждаться в понимающем собеседнике. В этом смысле книга – это, с одной стороны, действительно, другие люди (автор и герои) с аналогичными проблемами, с которыми читатель может соглашаться или спорить, которым он может сочувствовать, которых он может осуждать или жалеть. Посредством подобного диалога достигается эффект сопричастности, человек не чувствует себя одиноким, оставшимся один на один со своей бедой. С другой стороны, книга – это внутренний голос читателя. Как известно, многое в процессе чтения зависит от того, как расставлены интонации в репликах, какие образы героев, их внутреннего мира и внешности, формируются в сознании автора, каково отношение читателя к автору и действующим лицам произведения. В своем читательском воображении читатель свободен, он вправе дополнять созданную писателем художественную реальность собственными содержанием, в котором могут содержаться проекции его внутреннего мира, его страдания. Это позволяет сделать вывод, что герменевтическое чтение – это диалог с самим собой, необходимый для того, чтобы ясно слышать себя, понимать себя и осуществлять рефлексию. В рамках библиотерапии этот аспект оказывает колоссальное влияние на то, будет ли достигнут целительный эффект чтения.
Вторая особенность – это свойство герменевтического чтения актуализировать стремление личности к познанию с помощью вопрошания. М. Н. Дудина отмечает, что задавать вопросы, как правило, сложнее, чем давать ответы, т.к. основой всякого знания является именно вопрос, свидетельствующий о дефиците информации. В этом смысле литературное произведение, прочитанное с помощью герменевтического метода, позволяет человеку обнаружить проблему, что важно для библиотерапевтического процесса. Выявленная проблема провоцирует человека, как минимум, на вопрос: «Как мне с этим быть?» – и мобилизует внутренние ресурсы человека для поиска ответа. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе библиотерапии должна подбираться такая литература, которая будет хорошей почвой для формирования у личности вопросов к себе и к миру.
Выше нами были рассмотрены общие особенности библиотерапии как психологического метода, сфера применения которого является достаточно широкой. Однако, на наш взгляд, необходимо сфокусировать внимание на том, как перечисленные свойства библиотерапии могут быть эффективно использованы в области самопознания и самопомощи.
В наиболее общем виде самопознание можно определить, как «систему дифференцированного и развивающегося знания индивида о самом себе» [19]. Карл Ясперс выделял следующие составляющие самопознания как «знания знания»: 1) самонаблюдение – внимание к внутриличностным психическим процессам; 2) самопонимание – достоверное определение субъективных мотивов деятельности; 3) самопрояснение – формирование правдивого представления личности о себе [20].
Немаловажную роль самопознание играет в экзистенциальном анализе [21]. С точки зрения Альфрида Лэнгле, здоровый человек, находящийся в состоянии внутреннего согласия, осуществляет постоянное взаимодействие с миром – он эмоционально переживает впечатление от Другого, стремится понять его и сформировать определенную ответную позицию. Все перечисленные действия отнюдь не являются врожденными: они развиваются в процессе становления личности. В данном контексте именно самопознание обеспечивает эффективное осуществление этих действий и проживание личностью своей жизни максимально полноценно.
В целом, можно утверждать, что самопознание является одной из самых сложных, зачастую болезненных, но, тем не менее, самых необходимых и важных для человека задач на всём его жизненном пути. Чтобы эффективно осуществлять самопознание, человеку требуется, в первую очередь, заниматься развитием собственных познавательных способностей и формировать инструменты исследования мира, чтобы впоследствии применить их к собственной личности. В этом плане образцы мировой художественной литературы, к которым читатель обращается в рамках библиотерапии, являются очень полезным ресурсом, т.к. сам язык высококачественных литературных произведений является эффективным стимулятором интеллектуальной деятельности. Во-вторых, следует понимать, что самопознание может происходить только в условиях наличия у человека достаточного жизненного опыта. Здесь библиотерапия также играет важную роль, т.к. в процессе чтения читатель имеет возможность соприкасаться с жизненным опытом других людей (автора и героев) и таким образом расширять собственный. В-третьих, самопознание всегда требует наличия пространства, в котором этот процесс может свободно разворачиваться. Безусловно, наиболее эффективно самопознание происходит в процессе соприкосновения человека с другим, с окружающей средой, однако, это требует высокого уровня доверия личности к миру, к людям и к себе самому, что доступно далеко не каждому человеку. Литература в этом смысле – это масштабная площадка, где человек может безопасно для себя осуществлять самопознание, а главное, контролировать этот процесс, ведь книгу всегда можно закрыть и отложить. Библиотерапия, таким образом, может выступать в качестве инструмента для наращивания доверия человека к миру и самому себе.
Наиболее общим и очевидным является определение самопомощи как «помощи себе собственными силами». Самопомощь интерпретируется именно в этом ключе в рамках движений, ратующих за применение собственного человеческого потенциала в преодолении психологических проблем. Представители данных движений призывают людей к росту, зрелости и принятию ответственности на себя без ненужной зависимости от других, особенно от специальных учреждений [22]. Иными словами, данный термин возникает в рамках тех психотерапевтических подходов, где одной из целей психотерапии признается развитие у клиента способности помогать себе в решении психологических проблем самостоятельно, без обращения к специалисту. Если рассматривать потенциал библиотерапии как метода самопомощи, интерпретированного в таком русле, то можно утверждать, что обучение библиотерапевтом клиента герменевтическому чтению может привести к формированию у клиента навыка обхождения со сложными ситуациями посредством обращения к литературе, т.е. самостоятельно, исключительно за счет внутренних ресурсов личности. Более того, использование метода герменевтического чтения может быть экстраполировано клиентом на весь окружающий мир в целом: личность обретет, таким образом, возможность «читать» уникальные экзистенциальные смыслы предметов и ситуаций, с которыми будет сталкиваться.
Однако существует и иная трактовка понятия «самопомощь», которая, как ни странно, встречается в психологических словарях значительно чаще. Так, например, в Словаре-справочнике по социальной работе под редакцией М. А. Гулиной самопомощь интерпретируется как «процесс взаимодействия индивидов, групп или организаций во имя достижения взаимной выгоды» [23]. Самопомощь происходит в рамках социальных организаций, где отсутствует классическая психотерапевтическая форма взаимодействия специалист-клиент: каждый участник принимает на себя обе роли. Все субъекты группы объединены общей проблемой, общим жизненным опытом – это способствует достижению атмосферы доверия и взаимопонимания в группе, т.к. никто не чувствует себя ущербным или неполноценным. Часто высказывается мнение о том, что группы самопомощи – это некий противовес профессиональной психотерапевтической помощи, побочным эффектом которой является формирование зависимости клиента от психотерапевта. Это преимущество групп самопомощи, которые, помимо прочего, часто являются бесплатными, привлекает всё больше и больше людей, особенно, за рубежом, и охватывает всё больше острых социальных проблем (болезни, смерть родных, стихийные бедствия и т.д.). В данном контексте библиотерапия может эффективно осуществляться в рамках читательских кружков, существующих на базе библиотек, а также в виртуальном пространстве – в сетевых сообществах по литературным интересам.
Таким образом, теоретический анализ библиотерапии как психотерапевтического метода показал, что данный инструмент действительно обладает высоким позитивным потенциалом. Это позволяет сделать вывод о необходимости создания эмпирической модели библиотерапии как средства самопомощи и самопознания. Основанием для этой модели может стать персональный экзистенциальный анализ как средство структурирования библиотерапевтического процесса.