Безопасность дорожного движения как составная часть общественной безопасности

Сунгатуллина Кристина Анатольевна
008il116@mail.ru

Обеспечение национальной безопасности выступает приоритетным направлением деятельности органов государственной власти. В Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» содержится следующее определение термина «национальная безопасность»: «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень жизни, независимость, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие» [3].

Регулирование безопасности происходит посредством Федерального Закона Российской Федерации «О безопасности», в котором в ст. 2 содержатся принципы ее обеспечения: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность управления, предупредительные меры в качестве приоритетного направления деятельности и принцип взаимодействия органов государственной власти [2]. Работа по обеспечению безопасности происходит по следующим основным направлениям: прогнозирование, анализ угроз, определение направлений государственной политики, правовое регулирование обеспечения безопасности и др.

Национальная безопасность государства обеспечивается посредством реализации мер в различных направлениях общественно-государственной жизни. Одним из элементов выступает социальная безопасность или общественная безопасность [3]. Этот элемент лежит в основе других, поскольку безопасность может существовать, как явление, только в рамках общества, а если социум будет отсутствовать, то о реализации национальной, экономической, демографической или любой другой безопасности не может идти речи.

Государственная политика в области обеспечения безопасности выступает частью внутренней и внешней политики. Национальная безопасность складывается из совокупности элементов, представленных в виде рисунка 1.

Рисунок 1. Элементы национальной безопасности Российской Федерации

С одной стороны, общественная безопасность выступает составным элементом национальной безопасности, с другой – общество первостепенно. В исследовании Флягиной Н. А. указывается, что безопасность государства представляет собой «состояние защищенности общественных отношений, обеспечивающих развитие общества от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние угрозы» [8]. Исследователь указывает на то, что общественная безопасность выступает ключевым элементом национальной безопасности, а система состоит из элементов, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2. Элементы системы безопасности [8]

Флягина Н. А. ссылается на работу другого автора – Кадашовой И. Б., в понимании которой общественная безопасность – необходимая часть национальной безопасности. Согласно исследованиям автора, именно общественная безопасность выступает высшим элементом и срезом национальной безопасности [8].

Другие исследователи – Ильичев И. Е. и Богмацера Э. В. проводят исследование детерминанты «общественная безопасность», и приходят к выводу, что общественная безопасность может быть рассмотрена с нескольких точек зрения:

  • в качестве системы отношений, складывающихся в результате предупреждения и устранения угроз жизни, здоровья граждан и их имущества;
  • в качестве социально-правовой категории и системы общественных отношений, неприкосновенность которых защищается государством;
  • в качестве социальной безопасности, понятие которой синонимично детерминанте «общественная безопасность» [5].

В выводах исследования авторы приходят ко мнению, что под общественной безопасностью подразумевается деятельность государства, направленная на анализ возможных угроз и предупреждений действий, которые могут причинять вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, общественному порядку, и которые могут оказывать разрушительное воздействие на течение общественной жизни. Ильичев И. Е. и Богмацера Э. В. приходят к выводу, что общественная безопасность выступает одной из сложнейших теоретико-прикладных проблем современности [5].

Мугалиева А. Р. рассматривает общественную безопасность в качестве одной из приоритетных задач государства и органов ее правления [6].

Герасимова Ю. Р., Аверинская С. В. и Зайганов В. В. определяют общественную безопасность, как «государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства правоохранительной, промышленной, транспортной отраслей и других» [4].

Обращение к исследованиям позволяет сделать вывод о том, что общественная безопасность выступает важным элементом национальной безопасности. В свою очередь, общественная безопасность также состоит из ряда элементов, а в контексте повседневной жизни общества особое внимание стоит уделить аспекту безопасного дорожного движения, поскольку передвижения являются неотъемлемой частью жизни любого человека гражданина, и в задачи государства входит обеспечение условий передвижения, отвечающих стандартам безопасности. Реализация этого элемента общественной безопасности происходит путем государственной политики в области безопасного дорожного движения.

В первую очередь, принципы и основы обеспечения безопасного дорожного движения представлены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1]. В настоящем законе определены задачи, принципы, правовые основы безопасности дорожного движения в России, представлена сущность государственной политики в рамках направления обеспечения безопасности на дорогах, мероприятия по созданию безопасных условий на дорогах и принципы ответственности за нарушение законодательства. Сначала необходимо очертить круг субъектов, к деятельности которых могут быть применены положения из настоящего закона.

Общее понятие субъекта в законе представлено в виде термина «участник дорожного движения», в соответствии с ФЗ № 196 под участником дорожного движения понимается любое «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства [1]». Таким образом, субъектами выступают три группы лиц. Однако, необходимо учитывать, что в обеспечении безопасности на дорогах участие принимают и другие субъекты – органы государственной и исполнительной власти в виде ее представителей (сотрудники Дорожно-патрульных служб, Государственной инспекции безопасности дорожного движения), и на безопасность дорожного движения также оказывает влияние качество дорожных служб, организаций, обслуживающих определенные участки дорог – поэтому их тоже можно отнести к субъектам обеспечения безопасности дорожного движения.

В ст. 3 настоящего Федерального закона содержатся принципы, на основании которых обеспечивается и достигается безопасность в исследуемой области.

Во-первых, это принцип приоритетности жизни и здоровья граждан – участников дорожного движения [1]. Обеспечение безопасности на дорогах общего пользования имеет значение для целостного и устойчивого развития государства. В ходе дорожного движения из-за совокупности факторов (манера вождения, характер покрытия дорожного полотна, погодные условия, наличие на дорогах знаков, ограждений и проч. атрибутов) происходит влияние на демографические, а, следовательно, и экономические аспекты развития государства. В результате дорожно-транспортных происшествий ежедневно на дорогах погибает порядка 40 человек [7]: гибель участников дорожного движения нередко приводит к искусственному сокращению рабочей силы, что в свою очередь влияет на развитие экономики государства: потеря трудоспособных граждан сказывается на экономическом развитии неблагоприятно. Помимо этого, обостряется проблема демографического спада.

Второй принцип обеспечения безопасности в области дорожного движения – приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности движения над ответственностью граждан – участников дорожного движения [1]. В качестве примера необходимо рассмотреть ситуации с происходящими дорожно-транспортными происшествиями в результате недостаточного обслуживания дорожного полотна и прилегающих территорий: выкидывание автомобильных транспортных средств с трассы из-за неубранного снега, несоответствие дорожных знаков или разметки ландшафтным условиям и территории, по которой проходит дорога – это может провоцировать дорожно-транспортные происшествия, в которых вина водителя, объективно, отсутствует, и потому нельзя считать, что ответственность водителя выше ответственности государства. Для того, чтобы участники дорожного движения могли безопасно передвигаться и соблюдать установленные правила, государству необходимо, прежде всего, создать для этого условия.

Третий принцип – соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения [1]. Поскольку государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения направлена на защиту жизни и здоровья граждан, государство в вопросах организации дорожного движения прислушивается к предложениям населения. Так, благодаря инициативной группе родителей школьников из города Домодедово в 2020 году рядом со школой был установлен пешеходный переход и ограждение с целью обеспечения безопасности пешеходов вблизи образовательного учреждения. На улице Лунной недалеко от нового перехода был установлен дополнительный светофор. Настоящие работы – яркий пример взаимодействия властей и граждан, а пример демонстрирует реализацию принципа в действии [9].

С точки зрения водителей автотранспортных средств, заинтересованных в избежание дорожно-транспортных происшествий, примерами предотвращения ДТП могут являться: установка специальных знаков, ограждений, светофоров. С 1 марта 2023 года о зеленым сигнале для пешеходов при повороте водителей будет предупреждать дополнительная секция на светофоре бело-лунного цвета, предупреждающая о том, что при повороте водителю будет необходимо пропустить переходящих проезжую часть пешеходов. И заключительным принципом государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является реализация программно-целевого подхода [1].

Иными словами, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается комплекс действий и мероприятий, направленных на формирование условий, в которых риски возникновения аварийных ситуаций или дорожно-транспортных происшествий будут максимально минимизированы.

Обеспечение безопасности в исследуемой отрасли происходит посредством осуществления таких видов деятельности, как [4]:

  • установление полномочий и ответственности между органами власти за реализацию определенных мероприятий по обеспечению безопасности;
  • координация деятельности органов исполнительной власти государства, его субъектов, органов местного самоуправления;
  • регулирование деятельности на различных видах транспорта и др.

Безопасность дорожного движения выступает составной частью общественной безопасности, поэтому вопросам ее обеспечения уделяется особое внимание в политике регионов. Наибольшую опасность для водителей и пешеходов, а также пассажиров транспортных средств представляют аварийно-опасные участки дорог. Во Владивостоке, к примеру, для снижения аварийности на опасных участках дорог устанавливают леерные ограждения (защита от несанкционированного пресечения проезжей части пешеходами), в Ивановской области аварийным участкам уделяют особое внимание в плане освещенности (за 2021 год освещено порядка 418 км дорог общего пользования) [9].

Первостепенной причиной дорожно-транспортных происшествий выступают нарушения правил дорожного движения его участниками и не отвечающее стандартам и нормативам качество дорог. Обеспечение безопасности дорожного движения происходит и посредством реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Настоящий проект – пример реализации принципа программно-целевого подхода в управлении. Национальный проект реализуется в период до 2030 года, и в рамках него прогнозируется достижение следующих показателей (таблица 1).

Таблица 1. Прогноз достижения целевых показателей проекта [10]

Показатель2023 (факт январь)20242030
1234
Удовлетворенность безопасностью дорожного движения, %474958
Количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения8,98,44
Количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств2,121,01

В качестве целей реализации проекта можно рассмотреть и другие направления деятельности. Представим в виде рисунка 3 динамику некоторых показателей нацпроекта. Данные приведены за 2017 год (год, предшествующий старту проекта), фактический показатель на конец 2022 года и прогнозируемый показатель на конец 2024 года.

Рисунок 3. Динамика некоторых целевых показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги», % [10]

Из рисунка 3 следует, что особое внимание в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» уделяется таким показателям, как качество дорог и соответствие их оснащенности нормативам и стандартам (к 2024 году планируется достижение показателя в 50,9% по соответствию), в нормативное состояние планируется привести порядка 85% дорог городских агломераций вместо 41% в 2017 году (на конец 2022 года уже достигнут показатель в 77%), показатель удовлетворенности участников дорожного движения также планируется повысить до 50% (в 2017 году он составлял лишь 42%). Особое внимание в рамках национального проекта уделяется снижению рисков по происхождению ДТП с пострадавшими и погибшими. На 2017 год в России происходило около 13% ДТП с летальным исходом одного или нескольких лиц из участников движения, к 2024 году показатель планируют снизить до 8,4%. В раннем исследовании Сунгатуллиной К. А. рассматриваются условия и факторы, которые определяют безопасность на дорогах, в первую очередь, к таким условиям относится должное оснащение дорожного полотна и контроль за его качеством, а также мониторинг работ дорожных служб, ответственных за обустройство дорог общего пользования необходимыми атрибутами и элементами [7]. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» произвести снижение аварийности власти планируют за счет усиления работ по оснащению дорог специальными элементами, снижающими опасность передвижения (шумовые полосы, леерные установки, дополнительные знаки и светофоры, монтаж протяженных лежачих полицейских на дорожном полотне, установка специальных светоотражающих элементов, отбойников, ограждений и столбиков).

Обращение к показателям реализации национального проекта позволяет подтвердить, что организация безопасного дорожного движения основывается на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ [1]. Обеспечение безопасного движения на дорогах выступает одним из ведущих видов и направлений деятельности государства, поскольку от степени соответствия дорог нормативам и стандартам напрямую зависит аварийность, а главным негативным последствием дорожно-транспортных происшествий выступает не материальная порча имущества (автотранспорта, грузов), а причинение вреда здоровью и жизни населения. В свою очередь высокая аварийность может приводить к глобальным демографическим изменениям, экономической дестабилизации в результате потери трудовых ресурсов (населения трудоспособного возраста, пострадавшего или погибшего в результате ДТП).

Обеспечение безопасности дорожного движения, таким образом, является составным элементом общественной безопасности, а общественная безопасность – основополагающий элемент национальной безопасности государства. В этой связи стоит отметить, что государственная политика по обеспечению безопасного дорожного движения является крайне важной для стабильного и устойчивого развития субъектов страны и государства в целом, а реализация политики обеспечивается рядом нормативно-правовых, законодательных актов, которые время от времени корректируются, исходя из комплексного анализа ситуации в области организации дорожного движения и внешних условий. Обращение к исследованиям отечественных авторов показывает, что национальная, общественная и дорожная безопасность – это тесно взаимосвязанные элементы, и от степени реализации каждого из этих направлений зависит в целом эффективность политики страны в области обеспечения безопасности населения и ее результативность.