Ильиных Е. М. Архетип как основа формирования политического имиджа // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 27-30 

Во время проведения избирательных кампаний абсолютно все политические субъекты целенаправленно либо стихийно, с помощью различных коммуникативных инструментов и коммуникационных каналов формируют политический имидж. Политическими субъектами в этом случае могут выступать:

  1. Независимые кандидаты – отдельные кандидаты, выдвигающиеся не от политических партий, и самостоятельно организующие свой предвыборный штаб и предвыборную кампанию;
  2. Политические партии – политические структуры, имеющие централизованные штабы по выдвижению кандидатов, а также полному коммуникативному сопровождению в период предвыборных кампаний;
  3. Государственная власть – институт власти (законодательной и исполнительной) в её самом общем понимании. В рамках такого политического субъекта имидж должен транслировать избирателям доверие, и законность деятельности.

Все перечисленные выше субъекты в том или ином виде занимаются формированием политического имиджа.

Имидж — спонтанно или специально сформированный образ в сознании определенных групп людей, влияющий на их: поведение, мысли и суждения относительно носителя имиджа. Имидж может существовать в коммерческой, социальной и государственной сферах.

Каналами формирования имиджа могут выступать:

  1. Телевидение;
  2. Радио;
  3. Наружная реклама;
  4. Газеты;
  5. Интернет;
  6. Публичные выступления / личные встречи.

Рассматривая коммуникационные каналы в рамках политического имиджа, в зависимости от особенностей электората, в процессе предвыборной кампании необходимо определиться с наиболее эффективными каналами коммуникации. Это позволит сохранить ресурсы предвыборного штаба, а также сделает политический имидж более целостным.

Политический имидж — это имидж политика, партии или государственной власти в целом в умах избирателей. Результатом такого имиджа могут быть: поддержка партии или её отторжение в разговорах со знакомыми (сарафанное радио), активность и участие людей во всех возможных мероприятиях партии или кандидата, ну и конечно же голосование за них. Политический имидж представляет собой отражение избирателей, т. к. формируется на основе их проблем потребностей. Попадание имиджа кандидата в подсознание избирателя – это главная цель предвыборной кампании любого уровня. В процессе предвыборной кампании возможно, как сформировать имидж, так и изменить уже существующий. Однако в основе, на глубинном уровне сознания в голове избирателя, политического имидж всегда выстроен на основе определенного архетипа.

Архетип как первичный образ является структурным компонентом коллективного бессознательного, выделенного аналитическим психологом К.Г. Юнгом. Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых участков в памяти огромных масс людей, даже человечества. Коллективное бессознательное отражает общие для людей чувства и мысли, как результат человеческого прошлого. На основе этих мыслей и чувств формируются архетипы.

Архетип — врожденный образ определенного поведения (или реагирования) на различные события. Под влиянием специфических факторов внешней среды, человек реализует через архетип определенную модель поведения. Такая реакция может проявляться на эмоциональном, и когнитивных уровнях. Архетип представляет собой, как и инстинкт, врожденные психические структуры. В своих работах К.Г. Юнг выделил несколько основных, или базовых архетипов: персона, тень, анима и анимус, самость.

Персона (маска) — человеческое само проявление себя перед другими людьми. В соответствии с требованиями и нормами в обществе персона делает возможным для человека отыгрывать несколько социальных ролей. Персона амбивалентна, т.е. двойственна, т.к. имеет целью произведение впечатления на остальных людей, либо всячески скрывать от них истинные качества человека.

Функцией персоны является повседневное социальное взаимодействие с другими людьми. Также существует опасность того, что человек осознанно или нет сконцентрируется на воспроизведении одной социальной роли даже в ситуациях, где этого не требуется.

Тень — «животная» составляющая человека, содержащая общественно не поощряемые аморальные мысли, сексуальные и агрессивные идеи. Однако, «тень» может являться источником энергии для общественной деятельности в жизни человека. Функция «тени» — это возможность перенаправить негативную, с общественной точки зрения, энергию на социально приемлемые и поощряемые формы поведения.

Анима и Анимус – архетипы врожденной природы людей. Анима является внутренним образом женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Теория этих архетипов и их взаимосвязи основана на гормональных процессах, в рамках которой у мужчин и у женщин вырабатываются одинаковые гормоны, но в разных пропорциях. По мнению Юнга, эти архетипы представляют собой результат опыта взаимодействия мужчин и женщин.

Некоторые мужчины переняли женские «черты» и особенности поведения, в то время как женщины переняли их у мужчин. Для гармоничного и полного развития личности должен существовать баланс между этих архетипов. Другими словами, мужчина и женщина должны в меру выражать как свои половые (природные) качества, так и качества противоположного пола. В случае если баланс будет нарушен, личность получит не гармоничное развитие и будет может быть социально не принята.

Самость — центр личности, вокруг которой находятся все элементы личности. При достижении развития всех душевных переживаний человек достигает единство с самим собой. Развитие и достижение самости — цель любого психически здорового человека.

Стремление человека к саморазвитию, само-возвышению и целостности личности Юнг находил в религии. Однако, достижение самости сложнейший процесс, к которому не удастся прийти до достижения среднего возраста. Самость как архетип не будет активна до гармонизации всех душевных качеств. Для этого человеку необходимо обладать упорством, интеллектом и опытом.

Принимая во внимание теорию архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, политический социолог В.Н. Амелин выделяет четыре базовых архетипа как основы для формирования политического имиджа: мудрец, воин-защитник, царь-кормилец, борец за справедливость. Однако в зависимости от таких характеристик как: страна или региона проживания, культуры или религии. Например, наиболее активно и ярко менталитет избирателей проявляется в процессе самой предвыборной кампании через реакцию на поступки, чем слова и обещания кандидата.

Например, при исследовании идеального образа политика для российских избирателей, в связи с особенностями развития страны, в процессе интервью или опроса можно выявить следующие такой архетип как «хозяйственник».

В политическом контексте, каждый архетип несет в себе определенный миф, сюжет, содержащие в себе проблему и её решение. Таким образом, в сознании избирателя происходит отбор тех политиков, которые наиболее точно отражают решение актуальной для избирателей проблемы.

Формирование политического имиджа можно разбить на несколько этапов:

Таким образом, в результате проведения избирательной кампании, специально или стихийно формируется имидж кандидата, или другого политического субъекта. Такой имидж называется политическим, а в его основе всегда находится архетип. Архетип – определенная модель поведения, реакция на внешние стимулы, находящаяся в коллективном бессознательном. Архетип влияет на: когнитивную, эмоциональную и рациональную составляющую человек. В рамках политического имиджа, архетип помогает избирателям идентифицировать кандидата (его образ) как удовлетворение собственных потребностей или решение проблем.