Анализ уровня экологизации и природоёмкости экономики региона (на примере Ульяновской области)
Бадашин М. С.
e-mail: max_bad_00@mail.ru
Сущность расчёта природоёмкости ВРП определяется тем, сколько затрат природного капитала приходится на единицу произведённой продукции. Высокие показатели природоёмкости будут свидетельствовать о существенных опасностях для населения, и наоборот. Уменьшение природоёмкости должно увязывать два процесса в региональной экономике: сокращение или стабилизацию потребления природных ресурсов, объёма загрязнений, и рост макроэкономических показателей уровня развития экономики за счёт совершенствования технологий [23, c. 46]. Совершенствование технологий производства характеризирует процесс экологизации экономики, который также включает «неуклонное постепенное и последовательное внедрение систем технологических, управленческих, организационных и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий с улучшением или хотя бы с сохранением качества природной среды» [20]. Инвестиции в экологизацию влекут за собой значительное количество положительных внешних эффектов, основной из которых – предотвращение потерь и затрат в результате ухудшения экологической ситуации [11, с. 180].
Экологизацию производственных процессов и природоёмкость ВРП можно охарактеризовать показателями, представленными на Рисунке 1 [23, c. 47]. Указанные показатели были подвергнуты всестороннему анализу с учётом нормативно-оценочных интервалов, разработанных в зависимости от средних уровней по совокупности регионов Российской Федерации. В качестве исходной информационной базы были использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики России, Министерства финансов Ульяновской области и др. Методика оценки экологизации и природоёмкости региональной экономической системы включает также оценку динамики интегральных индексов, которая в данной работе выполнена посредством анализа среднегодовых темпов прироста результативного показателя за исследуемый пятилетний период.
Примечание: курсивом выделены индикаторы, которые негативно влияют на интегральный показатель ЭЭУ.
Рисунок 1. Система показателей для оценки экологизации и природоёмкости производственных процессов
Процедура стандартизации индикаторов проведена методом относительных разниц по формулам (1) и (2) [22, с. 128]. Если рост показателя положительно сказывается на устойчивом развитии региона, то его нормирование осуществляют по формуле (1), при отрицательном влиянии – по формуле (2).
где – нормированное значение i-го показателя, который характеризует j-ую составляющую;
– максимальное значение i-го показателя среди исследуемых регионов, принятое за эталонное;
– минимальное значение i-го показателя среди исследуемых регионов, принятое за эталонное.
После нормирования многомерных показателей осуществляется расчёт средних индексов (3).
где Ij – индекс уровня устойчивости каждой составляющей;
– конкретный стандартизированный показатель уровня устойчивости каждой составляющей;
n – количество конкретных показателей уровня устойчивости по данной составляющей.
Рисунок 2. Экологизация и природоёмкость экономики регионов ПФО
Таблица 1. Темпы экологизации и природоёмкости экономики регионов ПФО
Низкая природоёмкость характерна половине территорий ПФО (7 регионов из 14), что является положительным (Рисунок 2). Высоким уровнем природоёмкости отмечено лишь 14% территории ПФО (2 региона из 14). Устойчивым лидером в данном рейтинге остаётся Республика Татарстан, где в 2018-2019 гг. были достигнуты максимальные значения индекса (0,928 и 0,906 соответственно). В числе аутсайдеров Оренбургская область (0,395) и Пермский край (0,411). Наибольший среднегодовой темп снижения (Таблица 1) среднего индекса природоёмкости отмечен в Республике Марий Эл (-7,2%), наименьший – в Пензенской области (-0,2%).
Низкий уровень экологизации характерен 36% исследуемых регионов, а большинству из них – средняя. В совокупности отсутствуют регионы с высоким и очень высоким уровнем экологизации производственных процессов, о чём свидетельствуют расчётные средние индексы. Лидером в данном аспекте является Саратовская область (0,694), нижние позиции рейтинга занимают Пензенская (0,349) и Оренбургская (0,353) области. Вкупе с высокой природоёмкостью низкая экологизация экономики Оренбургской области грозит обернуться для населения региона социальной и экологической катастрофой.
Уменьшение в динамике показателей, отражающих природоёмкость ВРП и увеличение показателей, отражающих степень экологизации производственных процессов, являются критериями, характеризующими экоустойчивое развитие региона и степень экологизации региональной экономики [11, с. 179]. Таким образом, ни одному региону идеальная модель экоустойчивого развития не характерна, поскольку абсолютно во всех исследуемых регионах наблюдается негативная динамика к увеличению природоёмкости, что согласуется с общемировыми тенденциями. В то же время, половина исследуемых регионов плавно наращивает темпы экологизации экономики, что является положительным. Быстро растущие темпы экологизации характерны Республике Марий Эл (10,2% в среднем за 2016-2020 гг.), Нижегородской (11,5%) и Пензенской (19,7%) областям. Оренбургская область характеризуется плавно снижающимися среднегодовыми темпами (-0,14%), наибольшее снижение результативного индекса наблюдается в Саратовской области (-4,3%).
Рисунок 3. Нормированные значения индикаторов природоёмкости экономики Ульяновской области
Ульяновская область в структуре ПФО в контексте природоёмкости экономики характеризуется эффективной работой с отходами производства и потребления, низким уровнем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На рациональное водопользование указывает как высокий среднегодовой единичный индекс природоёмкости использования свежей воды (0,890), так и ежегодное соответствие абсолютного показателя (0,26 млн м3 на 1 млрд руб. ВРП в 2020 г.) нормативно-оценочным интервалам (менее 0,72 млн м3 на 1 млрд руб. ВРП в 2020 г.). Показатель имеет ежегодную тенденцию к снижению, среднегодовой темп которой составил -6,9%, что также является положительным. Указанное нивелирует негативные снижающиеся тенденции показателя водопользования ВРП по объёму оборотной и последовательно используемой воды, абсолютное значение которого (1,42 млн м3 на 1 млрд руб. ВРП в 2020 г.) ниже нормативно-оценочного интервала (более 1,93 млн м3 на 1 млрд руб. ВРП в 2020 г.) Данный индикатор оставляет желать лучшего как в Ульяновской области (среднегодовой единичный индекс – 0,179), так и практически во всех регионах ПФО. Поскольку он определяет объем экономии забора свежей воды за счёт применения систем оборотного и повторного водоснабжения, а природоёмкость ВРП в контексте использования свежей воды в Ульяновской области признана положительно-минимальной, значение данного индикатора экологизации можно признать оптимальным для обеспечения безопасности водных ресурсов региона.
Ульяновская область также характеризуется эффективностью использования электроэнергии для осуществления хозяйственной деятельности. Рассчитанные значения (12,08 тыс. кВт. час на 1 млн руб. ВРП в 2020 г.) соответствуют нормативно-оценочным интервалам (менее 14,31 тыс. кВт. час на 1 млн руб. ВРП в 2020 г.) и являются одними из самых низких среди регионов ПФО, на что указывает единичный индекс (0,698).
Совокупность проведённых исследований природоёмкости производственных процессов Ульяновской области также указывает на некоторые нежелательные показатели, характерные экономике Ульяновской области. Единичный индекс природоёмкости по сбросам загрязнённых сточных вод в среднем за 5 исследуемых лет составил 0,179, что указывает на достаточно высокий для регионов ПФО уровень воздействия на поверхностные водные объекты. Фактическое значение показателя в 2020 г. составило 0,20 млн. м3 на 1 млрд руб., что меньше 2016 г. на 40,7%, но по-прежнему выше нормативно-оценочного интервала (менее 0,15 м3 на 1 млрд руб.). Нельзя не отметить ежегодное устойчивое снижение данного показателя, которое в среднем за 2016-2020 гг. составило -12,3%, что является крайне положительным. По территории Ульяновской области протекает 2030 рек, речек и ручьёв общей протяжённостью 10294 км, имеется около 800 родников, 1223 озера. Общий сток рек области за год в среднем составляет около 241,5 куб. км, 97,3% которого приходится на реку Волгу.
Большая часть загрязнённых сточных вод (89300 тыс. м3), сброшенных в 2020 г., была отведена в реку Волгу, что составляет 3% от общероссийского объёма эксплуатации данной реки. Порядка 75% доли загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в реку Волгу в 2020 г., приходится на сухой остаток (взвешенные (окалина, руда, кокс, известняк и т.п.) и растворённые примеси), около 13% – на сульфаты. Наблюдается сокращение содержания всех категорий вредных веществ в стоках, что является положительным и отвечает целям федерального проекта «Оздоровление Волги», являющегося структурной частью национального проекта «Экология» [1]. Оздоровление Волги является приоритетным направлением экологической политики не только Ульяновской области, но и Российской Федерации в целом, поскольку на её берегу проживает около 60 млн человек, а сбрасывается около 38% всех загрязнённых стоков страны, 90% из которых недостаточно очищены или не очищены вовсе. С ними в реку поступает свыше 2,5 млн тонн загрязняющих веществ в год [6].
Ульяновской области характерна высокая доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объёме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, которая в 2020 г. составила 86% и за исследуемый пятилетний период не опускалась ниже 83% при нормативно-оценочном уровне 45-48%. Указанное в совокупности с отмеченным выше, при сохранении благоприятных тенденций в снижении загрязняющих веществ в отходящих сточных водах, попадающих в поверхностные водные объекты Ульяновской области, нивелирует угрозы эколого-экономической безопасности в контексте водных ресурсов.
На базе Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) функционирует первая в России кафедра «Ветроэнергетических систем и комплексов», которая в 2021 г. выпустила первых специалистов в сложной междисциплинарной отрасли ветроэнергетики [5]. На территории Чердаклинского района Ульяновской области расположены первые в России промышленные ветропарки «ВЭС-1» (введена в эксплуатацию в январе 2018 г.) и «ВЭС-2» (в январе 2019 г.) российской энергетической компании ПАО «Фортум» [18], которые восполняют около 8% потребностей региона в электроэнергии [19]. Основным акционером компании является финский энергетический концерн «Fortum», которому принадлежит 95% акций. Развитию общероссийского экологического прогресса способствует также датский завод ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» по производству композитных лопастей для турбин ветрогенераторов, функционирующий в городе Ульяновске с декабря 2018 г. Ульяновская «ВЭС-2» стала первым ветроэнергетическим объектом, на котором установлено произведённое в России основное оборудование. Однако, ввиду нестабильной геополитической ситуации, обострения международных политических противоречий, датский производитель планирует покинуть страну, о чём было сообщено в ходе годового собрания акционеров в апреле 2022 г. Компания «Vestas» планирует остановить свою деятельность в России и в части клиентской поддержки, что на какое-то время притормозит развитие ветроэнергетики в Ульяновской области [15]. То же касается и финской корпорации «Fortum», которая в апреле 2022 г. объявила о прекращении инвестиций и финансирования дочернего ПАО «Фортум», а также о контролируемом уходе с российского рынка [16].
Отметим, что ветроэнергетика является основным, но не единственным направлением энергетической политики Ульяновской области, поскольку уровень инсоляции региона сравним с Германией – одной из стран-лидеров по внедрению солнечно-энергетических систем [4]. В 2021 г. в Мелекесском районе Ульяновской области компания ООО «Солар Системс» (99% акций которой владеет сингапурская частная компания «Helios Mech Pte» [12]) начала строительство двух солнечных электростанций [13], в 2017 г. на крыше ГУЗ «Ульяновской районной больницы» р. п. Ишеевка были установлены солнечные батареи, которые, по словам главного врача больницы Сергея Беззубенкова, «позволяют экономить до 1 млн рублей в год на электроэнергии. …солнечные батареи даже помогли спасти жизни. … произошла авария, и все другие источники энергии отключились – больница смогла продолжить работу только благодаря солнечной энергии…» [4]. На территории японо-германского станкостроительного завода «DMG MORI», расположенного в Ульяновской области, был развёрнут энергопарк, включающий солнечные панели, а также станцию зарядки электромобилей солнечной энергией. В марте 2022 г. данный завод решил прекратить свою работу по политическим причинам, а принадлежащее ей оборудование будет национализировано [14]. Отметим также, что солнечные панели производятся на территории России, но по зарубежным технологиям, из импортного сырья и комплектующих [10].
Таким образом, Ульяновская область за 2016-2020 гг. лидирует по показателю природоёмкости экономики в контексте низкого объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (средний единичный индекс – 0,986), что является следствием успешного внедрения на территории региона проектов альтернативной возобновляемой «зелёной» энергетики. В то же время, вызывает опасения ежегодно снижающийся показатель доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников, который перестал соответствовать нормативному значению в 2018 г., что предопределяет существенность угрозы эколого-экономической безопасности, исходящую от предприятий-генераторов данных выбросов, и означает рост совокупного вреда от содержащихся в них пагубных химических веществ и соединений, затрагивающий многие стороны жизни человека: здравоохранение, экономику, сельское хозяйство и др.
Среди основных стационарных источников загрязнения атмосферы Ульяновской области можно отметить предприятия машиностроения, приборостроения, электронной и электротехнической отраслей промышленности, теплоэлектроцентрали, автомобильный, железнодорожный и речной транспорт [3, c. 30-31]. Масштабы загрязнения зависят от размеров этих предприятий и потребляемого ими сырья. Предельно допустимый выброс вредного вещества в атмосферный воздух устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха индивидуально.
С точки зрения химии окружающей среды загрязнители в целом подразделяются на две категории– газообразные, наиболее распространённые – 93%, и твёрдые – 7%. В структуре газообразных веществ преобладают углеводороды – 58% совокупности или 16 тыс. тонн в 2020 г., что больше аналогичного показателя 2016 г. на 58%. Содержание в выбросах в атмосферный воздух оксида азота, оксида углерода, а также летучих органических соединений значительным образом сократились в отчётном году по сравнению с базисным. Негативное воздействие указанных загрязнителей проявляется в поражении жизненно-важных систем человеческого организма, а также губительном воздействии на растительный мир [8, с. 40]. Для нейтрализации и сокращения попадания вредных веществ в атмосферу необходимо вводить в действие мощности и системы, необходимые для защиты окружающей среды. За пятилетний период ввод таких объектов отмечен трижды– в 2016 г., 2018 г. и в 2020 г. Учитывая ежегодно снижающуюся долю улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, указанных объектов недостаточно, либо они работают крайне неэффективно.
Обозначенные тенденции в совокупности с низким уровнем природоохранной инвестиционной активности и низкими текущими затратами на охрану окружающей среды (Рисунок 4) объясняют средний уровень индекса экологизации региональной экономики (0,605 в среднем за 2016-2020 гг.), имеющий, однако, плавно-растущую динамику (3,25% в среднем за 2016-2020 гг.) (Таблица 1).
Рисунок 4. Нормированные значения индикаторов экологизации экономики Ульяновской области
Опираясь на анализ динамики природоохранных расходов в основных ценах, можно зафиксировать их аномальный пик в 2020 г. (Рисунок 5): по отношению к 2019 г. расходы возросли на 39%, по отношению к 2016 г. – в 2 раза, что не является достоверным с точки зрения их физического объёма. Методом экстраполяции базисного уровня были рассчитаны индексы-дефляторы, которые позволили сделать вывод, что за счёт инфляции стоимость природоохранных расходов увеличилась на 28% и лишь на 9% за счёт физического объёма. Таким образом, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. природоохранные расходы увеличились на 1122 млн руб., в том числе за счёт увеличения их физического объёма на 255 млн руб. и, в большей степени, на 867 млн руб., за счёт инфляционных факторов. Тем не менее, неоспорима тенденция к росту физического объёма природоохранных расходов Ульяновской области, в 2020 г. по отношению к 2016 г. их физический объём увеличился на 39%, в среднем за 2016-2020 гг. темп прироста составил чуть менее 9%, однако исследуемые показатели по-прежнему одни из самых худших в ПФО.
Рисунок 5. Физический объём природоохранных расходов Ульяновской области, млн руб.
Решение вопросов экологической безопасности – это, своего рода, природоохранные инвестиции в благополучие региона [9, с. 1214] (Рисунок 5). На сегодняшний день их основным источником являются финансовые ресурсы, привлечённые предприятиями, 94% из которых в 2020 г. направлены на охрану водных ресурсов. Новое строительство в контексте инвестиционной деятельности по всем направлениям обеспечения экологической безопасности в отчётном году составило лишь 8%. В 2016-2018 гг. были проинвестированы установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов на действующих предприятиях. В 2019-2020 гг. данные об инвестициях не детализированы в связи с их конфиденциальным статусом. Расходы на охрану окружающей среды должны отражать стремление предотвращения, сокращения и ликвидации загрязнений, образованных в результате производства или потребления товаров и услуг. Текущие затраты на охрану окружающей среды – это все расходы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счёт собственных или заёмных средств предприятия, либо средств государственного бюджета [19, c. 1212]. Можно отметить ежегодную положительную динамику к увеличению данной категории природоохранных расходов, и в 2020 г. по отношению к 2016 г. прирост составил 58%. В 2020 г. на 1 млрд руб. ВРП приходилось 8,26 млн руб. затрат на охрану окружающей среды, значение максимально приблизилось к нормативно-оценочному интервалу (более 8,79 млн руб. на 1 млрд руб. ВРП), и, учитывая среднегодовое увеличение, которое составило 13%, значительно улучшило свои позиции в структуре экологизации регионов ПФО, на что указывают соответствующие индексы.
Наибольшему финансированию на протяжении пяти исследуемых лет подвержена деятельность по сбору и отчистке сточных вод, а также по обращению с отходами. Последняя из упомянутых категорий также имеет динамику к увеличению (в 2,5 раза больше в 2020 г., чем в 2016 г.), что предопределяет выявленные раннее благоприятные тенденции в данном аспекте природоохранной деятельности. Кроме того, в отчётном году по сравнению с базисным также на 25% возросли затраты на сбор и отчистку сточных вод. Основные фонды данного рода природоохранной деятельности подвержены значительному износу, на что указывает показатель доли затрат на их капитальный ремонт в общей сумме расходов (61%).
Учитывая выявленные угрозы безопасности воздушного бассейна Ульяновской области, текущих затрат на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата явно недостаточно, а их рост на 6% в
2020 г. по отношению к 2016 г. нивелируют инфляционные факторы.
Практическая значимость рассчитанных индексов природоёмкости и экологизации заключается в том, что с их помощью можно совершенствовать региональную политику, направить финансирование и меры государственной поддержки в те сферы, которые оказались слабым звеном эколого-экономической системы Ульяновской области. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. № 37/415-П была утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2021 годы». Данная программа просуществовала до постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 № 787-П, после которого утратила силу. С 1 января 2020 года действует новая государственная программа, утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 14 ноября 2019 г. № 26/572-П на период от 2020 до 2024 гг. [2]. В 2020 г. на реализацию целей государственной программы выделено 447 млн руб., что в 3 раза превышает утверждённую сумму 2016 г., чуть менее 97% из которых освоено. В целом за исследуемый период с 2016 г. по 2020 г. финансирование государственной программы и подпрограмм значительно выросло. В то же время, практически вдове сократилось финансирование государственной подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса». В 2022-2024 гг. объёмы финансирования данного направления подлежат наращиванию.
В целом, в 2020 г. по отношению к 2017 г. расходы регионального бюджета на охрану окружающей среды возросли в 29 раз, что с одной стороны является положительным, поскольку учитывает положения концепции устойчивого «зелёного» развития, а с другой стороны рост данных расходов может свидетельствовать об увеличении ущерба, нанесённого природным системам Ульяновской области, который необходимо компенсировать. Тем не менее, доля природоохранных расходов в структуре расходов регионального бюджета остаётся крайне низкой, а значит компенсация ущерба, причинённого природным системам Ульяновской области, не оказывает существенного влияния на финансирование наиболее значимых социальных проектов.
Структура расходов бюджета Ульяновской области на охрану окружающей среды претерпела значительные изменения за весь исследуемый период. В 2020 г. по сравнению с 2017 г. 47,8 п. п. снизился удельный вес расходов на охрану растительного и животного мира и среды их обитания. Превалирующим направлением в 2020 г. и в последующих периодах избрано финансирование деятельности по сбору, удалению и очистке сточных вод. В структуре бюджетных расходов на экологию отсутствуют расходы на прикладные научные исследования. Данное направление весьма значительно, учитывая нынешние тенденции загрязнения окружающей среды, нестабильности геополитической ситуации и пр.
Таким образом, выявлен ряд проблемных вопросов экологической политики Ульяновской области как в контексте природоёмкости производственных процессов, так и в части уровня экологизации производственной деятельности предприятий региона. Проанализировав экологическое финансирование регионального бюджета Ульяновской области, было выявлено, что хоть затраты бюджета по исследуемой статье расходов и находятся на весьма незначительном уровне по сравнению с другими направлениями расходования бюджетных средств, прослеживается их ежегодный неуклонный рост.