Анализ потребления и транспортировки зерновых грузов

Гришкова Д.Ю.
e-mail: raigas@inbox.ru

Классификация зерновых грузов соотносится с задачами идентификации, тарификации, правильного исчисления таможенных платежей на перевозимые товары и другими техническими и технологическими вопросами перевозочного процесса. На разных видах транспорта, а также во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) существуют различные подходы к формированию номенклатурных групп, в частности зерновых грузов.

Одним из самых распространенных способов группировки зерновых грузов является их разделение на три большие группы:

— злаковые (хлебные и просовые);

— бобовые;

— масличные.

На российских железных дорогах зерновым грузам соответствует группа в ЕТСНГ – зерновые и зернобобовые культуры – включающая в себя восемь позиций, в т. ч. початки кукурузы (примечательно, что ОАО «РЖД» само зерно, комбикорма, крупу, муку и др. продукты перемола включает в большую группу – хлебные грузы) [1]. В основном это непереработанные культуры (или с минимальной степенью переработки), перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах. Т. е. для зерна с низкой добавленной стоимостью предполагается преимущественно бестарная перевозка в специализированном подвижном составе ввиду массовости предъявляемых к погрузке объемов. Тот же принцип классификации используется внутренним водным транспортом. Единственное отличие – обширный список более точных, детализированных наименований в алфавитном порядке [2].

При международных железнодорожных перевозках из РФ применяют гармонизированную номенклатуру грузов (ГНГ), которая соотносится с ТН ВЭД в части таможенного декларирования. В данной номенклатуре зерновым соответствует малочисленная глава злаки, состоящая из восьми позиций [3]. В отличие от ЕТСНГ здесь минимальная степень переработки (шелушение, плющение, дробление и др.) позволяет отнести груз к продукции мукомольно-крупяной промышленности или к продуктам, готовым из зерна злаков (исключение составляют некоторые субпозиции риса полуобрушенного, обрушенного, пропаренного, которые относятся к главе злаки). Кроме того, бобовые разнесены по главам овощей бобовых и семян. Таким образом, в ГНГ сильнее проявляется принцип деления грузов по биологическому фактору.

В свою очередь в номенклатуре, действующей на автомобильном транспорте, нет понятия зерновые грузы. Основанием для классификации является степень использования грузоподъемности: чем выше класс груза, тем ниже коэффициент использования грузоподъемности, а тарифная ставка выше [4]. По аналогии с предыдущими номенклатурами в качестве зерновых, перевозимых навалом, можно выделить подгруппы:

— бобовые;

— злаки всякие, кроме овса, кукурузы в початках и семян масличных;

— овес навалом.

На морском транспорте к зерновым, помимо злаковых, бобовых и семян, относят также кофе, какао, крупу, муку, комбикорма [5]. По причине идентичности свойств и требуемых условий транспортировки правила перевозки зерновых включают дополнительно орехи и кормовые грузы (жмыхи, шрот и др.). В большей степени такая расширенная классификация связана с особыми требованиями к судну при транспортировке продовольственных грузов: сухое, чистое помещение, без посторонних запахов и т. д.

Внутренние и экспортные перевозки зерна (особенно непереработанного) на большие расстояния осуществляются в специализированных хопперах. В таком случае задача оптимизации цепей поставок решается в рамках перечня грузов, перевозимых в вагонах-зерновозах. С целью сопоставимости номенклатур этих грузов в качестве зерновых приняты грузы, поименованные и в группе 01 ЕТСНГ, и в главе 10 ГНГ, что позволяет наиболее полно учесть особенности перевозки и глубже изучить проблему в конкретных условиях. Результаты анализа номенклатур и перечня грузов, допустимых к перевозке насыпью, отражены в таблице 1 [6].

Важнейшим фактором на любом виде транспорта, влияющим на объем перевозок, является структура и размеры потребления той или иной продукции. Для мирового рынка зерновые культуры представляют собой продовольственную основу на протяжении нескольких тысяч лет вплоть до настоящего времени. Исторически Россия выступала крупнейшим производителем зерна: если  в конце XIX — начале ХХ вв. страна обеспечивала себе лидерские позиции в экспорте продукции, то в 1990-е гг. государство стало главным импортером. В дальнейшем, после распада СССР, импорт зерна резко снизился ввиду сокращения численности населения, а также поголовья скота и птицы. Статистические данные использования зерна в РФ представлены в таблице 2 [7]. Внутреннее потребление в данном случае рассчитано как сумма ресурсов за вычетом потерь, экспорта, личного потребления и запасов на конец отчетного периода.

Таблица 1. Зерновые грузы, допустимые к перевозке насыпью

Наименование грузаРод подвижного состава
ГречихаВагон-хоппер (зерновоз)
Зерновые, не поименованные в алфавите ЕТСНГ
Овес
Полба
Просо
Рис нешелушеный (рис-сырец)
Рис прочий
Рис шелушенный (неполированный рис)
Смесь зерновая
Сорго (гаолян, джугара и др.)
Чина
Чумиза
Прочие зерновые
Зерно кукурузыПолувагон (в упакованном виде с использованием вагонного вкладыша), вагон-хоппер (зерновоз)
Пшеница
Рожь
Ячмень

Динамика внутреннего потребления зерна и численности населения (с 2015 г. учтена численность населения Республики Крым и города Севастополя) представлена на рисунке 1 [8].

Внутреннее потребление в XXI в. из года в год сохраняется на одном уровне, не превышая 80 млн. т. Далее для лучшего понимания наличия и характера закономерностей между показателями производства зерна и численностью населения произведен корреляционный анализ, показывающий тесноту именно линейной, а не какой-либо иной связи. Коэффициент корреляции Пирсона вычисляется по формуле [9]:

где x_i, y_i – значения, принимаемые в выборке x и y соответственно; x ̅, y ̅ — средние арифметические для x и y соответственно.

Так как выборка небольшая и не может являться генеральной совокупностью, то необходимо оценить значимость r с помощью критерия Стьюдента на уровне значимости 0,95:

где n — объем выборки.

Все вычисления производятся в модуле Excel. Значения коэффициентов корреляции Пирсона и их толкования представлены в таблице 3.

Таблица 2. Ресурсы и использование зерна в РФ, млн. т

Рисунок 1. Динамика внутреннего потребления зерна (левая ось) и численности населения РФ (правая ось)

Таблица 3. Корреляционный анализ показателей производства зерна и численности населения

Показатель использования зернаЗначение коэффициента корреляции  между показателем использования зерна и численностью населенияУровень связи между переменными по шкале ЧеддокаЗначимость коэффициента корреляции
Внутреннее потребление0,60Высокая положительнаяЗначим
Импорт0,52Высокая положительная
Экспорт-0,31Средняя отрицательнаяНе значим
Переработано на муку, крупу, комбикорма и другие цели0,51Высокая положительнаяЗначим
Производственное потребление0,81Очень высокая положительная
в т. ч.   на семена  0,77  Очень высокая положительная
на корм скоту и птице0,80Очень высокая положительная

Из таблицы видно, что внутреннее потребление напрямую зависит от численности населения; для экспорта обратная линейная зависимость не доказана. Наблюдается прямая зависимость между численностью населения и импортом, а также объемом переработанного зерна. Необходимо отметить сильную связь с производственным потреблением в целом, но самый высокий уровень связи имеет следующая зависимость: чем больше численность населения, тем больше производится зерна на корм скоту и птице.

Для выявления современных тенденций в зерновом комплексе построены графики потребления основных продуктов питания на рисунке 2 [10].

Рисунок 2. Динамика потребления продуктов питания в РФ, кг/чел. в год

Из графиков следует:

а) последнее десятилетие наблюдается отрицательная динамика подушевого потребления хлебных продуктов, которые непосредственно производятся из зерновых культур;

б) потребление овощей, мяса, фруктов и ягод находится в обратной зависимости от потребления хлебных продуктов.

Обобщая корреляционный анализ и графические зависимости потребления, можно сделать выводы:

1) внутреннее потребление зерна напрямую зависит от численности населения; величина экспорта не имеет обратной линейной зависимости;

2) в большей степени производственное потребление зерна именно в качестве корма скоту и птице зависит от численности населения;

3) наблюдается динамика снижения подушевого потребления хлебных продуктов, тогда как потребление мяса растет;

4) при увеличении потребления мяса вне зависимости от динамики изменения численности населения сохранится производственное потребление зерна в кормовых целях.