Анализ и перспективы нового банка развития стран БРИКС

Степанова Алена Олеговна
e-mail: astepanova55@mail.ru

Научный руководитель
Завадская Вера Владимировна

e-mail: vvzavadskaya@mail.ru

Валютное регулирование – это инструмент валютной политики государства, с помощью которого регламентируется порядок проведения операций с валютными ценностями посредством закрепления в законодательстве ограничений по осуществлению валютных операций [4, 60]. Валютное регулирование является неотъемлемым компонентном организации валютных отношений. Именно на его основе формируются принципы функционирования валютных систем.

Валютное регулирование может осуществляться на национальном, межгосударственном и международном уровнях.

Так, Новый банк развития (далее – НБР) является элементом межгосударственного уровня, который был создан в 2015 году странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) с целью мобилизации ресурсов для построения устойчивой инфраструктуры [8].

Основным катализатором для создания Нового банка развития послужило смещение стран с формирующимся рынком на второй план в рамках уже существующих международных финансовых институтов. Незначительные доли голосов представителей развивающегося мира в международных экономических организациях ведут к потере возможности государств-членов БРИКС построить независимые от политического ландшафта и экономического потенциала страны мировой финансовой системы. Новый банк развития демонстрирует альтернативный подход к распределению долей голосов развивающихся стран.

После формирования прочной основы для масштабной деятельности, Банк добился существенного прогресса в расширении своего членства за период своего существования.

Важно обозначить основные этапы развития и формирования структуры для обозначения целей ее функционирования.

На четвертом саммите БРИКС в Нью-Дели в 2012 году лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки рассмотрели возможность создания НБР с целью мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой, а также в развивающихся странах.

На пятом саммите БРИКС в Дурбане в 2013 году после доклада министров финансов была подтверждена целесообразность создания НБР. Также было решено, что первоначальный взнос в Банк должен быть достаточным для эффективного функционирования структуры.

Соглашение о создании НБР было подписано в 2014 году во время шестого саммита БРИКС в Форталезе [3, 538].

Таким образом, миссия Нового банка развития стран БРИКС заключается в укреплении сотрудничества между странами БРИКС и развитии многосторонних и региональных финансовых институтов, а также в содействии выполнению коллективных обязательств по достижению цели устойчивого и сбалансированного роста.

Кроме пяти перечисленных ранее стран-учредителей НБР, которые также являются его участниками с 3 июля 2015 г., Банк также начал прием новых стран-членов во второй половине 2021 года, среди которых можно выделить Бангладеш и ОАЭ. После того, как Египет и Уругвай сдадут на хранение свой документ о присоединении, они также официально станут участниками НБР.

НБР имеет уставный капитал в размере 100 млрд долл. США, который разделен на 1 млн акций номинальной стоимостью 100 тыс. долл. [5, 180]. Члены-основатели НБР осуществили первоначальную подписку на 500 тыс. акций на общую сумму 50 млрд долл. США, которые включают 100 тыс. акций, соответствующих оплаченному капиталу в размере 10 млрд долл. США, и 400 тыс. акций, соответствующих привлекаемому капиталу в размере 40 млрд долл. США. Первоначальный подписной капитал был поровну распределен между членами-учредителями. Владение акциями на текущий момент времени представлен в таблице 1.

Таблица 1. Владение акциями странами-участницами в НБР

СТРАНА-ЧЛЕНПОДПИСНОЙ КАПИТАЛ
БразилияСумма (млн. долларов США): 10 000,0
Процент от общей суммы: 19,42%
РоссияСумма (млн. долларов США): 10 000,0
Процент от общей суммы: 19,42%
ИндияСумма (млн. долларов США): 10 000,0
Процент от общей суммы: 19,42%
КитайСумма (млн. долларов США): 10 000,0
Процент от общей суммы: 19,42%
Южная АфрикаСумма (млн. долларов США): 10 000,0
Процент от общей суммы: 19,42%
БангладешСумма (млн. долларов США): 942,0
Процент от общей суммы: 1,83%
Объединенные Арабские ЭмиратыСумма (млн. долларов США): 556,0
Процент от общей суммы: 1,08%
ВсегоСумма (млн. долларов США): 51 498,0
Процент от общей суммы: 100,00%

Источник: собственная разработка по данным [6]

Доля участия в капитале НБР представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Доля участия стран в капитале НБР, %

Источник: собственная разработка по данным [6]

Совет управляющих и совет директоров Банка формируется из стран-участниц. При этом состав высшего руководства включает в себя представителей стран-учредителей НБР. Кроме того, Совет директоров назначает ряд комитетов для обеспечения бесперебойности деятельности Банка: комитет по аудиту, рискам и соблюдению требований; комитет по бюджету, кадрам и вознаграждениям; комитет по кредитам и инвестициям; финансовый комитет [6].

На своем седьмом ежегодном собрании, состоявшемся 19 мая 2022 года, Совет управляющих НБР утвердил Общую стратегию Банка на 2022-2026 годы под названием “Расширение финансирования развития для устойчивого будущего”. Общая стратегия задает курс на превращение НБР в ведущего поставщика решений для инфраструктуры и устойчивого развития для стран с формирующимся рынком [7, 74-81].

Стратегия БРИКС предполагает партнёрство на основе равноправия вне зависимости от экономического потенциала страны.

Банк планирует продолжать расширять и укреплять свои оперативные возможности. Общая стратегия нацелена на расширение возможностей Банка по масштабной мобилизации ресурсов, финансированию разнообразных проектов, использованию сложных инструментов, максимизации воздействия и продолжению создания надежного институционального профиля.

Общая стратегия включает следующие основные группы целей, которые отражают основные устремления НБР на период 2022-2026 годов:

  1. Мобилизация ресурсов:
  2. Предоставить 30 миллиардов долларов США в общем объеме утвержденного финансирования с баланса Банка на 2022-2026 годы;
  3. Увеличить 30% от общего объема финансирования в местных валютах на 2022-2026 годы.
  4. Финансирование проектов:
  5. Обеспечить 30% от общего объема финансирования несуверенных операций в течение 2022-2026 годов;
  6. Совместное финансирование 20% проектов (по количеству проектов) с партнерами в течение 2022-2026 годов;
  7. Направить 40% от общего объема финансирования на проекты, способствующие смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, включая переход к энергетике, в течение 2022-2026 годов.
  8. Совершенствование институциональной структуры:
  9. Увеличить представительство женщин в профессиональном и управленческом персонале до 40% к 2026 году [5, 182-185].

Для достижения целей Стратегии в 2022–2026 годов будет реализован ряд стратегических задач по всем направлениям деятельности Банка:

  1. Задачи в рамках достижения целей мобилизации ресурсов:
  2. Увеличение объема одобренного финансирования из средств Банка;
  3. Увеличение масштабов мобилизации частного капитала;
  4. Увеличение заимствований в валютах развивающихся рынков;
  5. Расширение инструментов финансирования;
  6. Создание специальных инвестиционных механизмов;
  7. Увеличение объема технической помощи.
  8. Задачи в рамках достижения цели финансирования проектов:
  9. Распределение финансирования по направлениям деятельности;
  10. Финансирование смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним;
  11. Интеграция ключевых соображений проекта (изменение климата и повышение устойчивости к стихийным бедствиям, развитие технологий);
  12. Увеличение доли финансирования несуверенных проектов;
  13. Увеличение доли финансирования в национальных валютах участников-заемщиков. Инициатива наращивания финансирования в местных валютах главным образом направлена на снижение зависимости от доллара США и других международных расчётных валют. Координация усилий на данном направлении будет способствовать повышению международного статуса национальных валют государств-членов НБР, позволит избежать валютных рисков и значительно облегчит взаимную торговлю стран БРИКС;
  14. Увеличение софинансирования с банками-партнерами (региональные многосторонние банки развития, которые ориентированы на развитие конкретных стран с низким уровнем дохода);
  15. Укрепление системы управления воздействием на процесс развития.
  16. Задачи в рамках достижения цели совершенствования институциональной структуры:
  17. Продолжение расширения количества стран-участниц;
  18. Повышение квалификации, чтобы предлагать странам диверсифицированные инструменты финансирования;
  19. Расширение возможностей для проактивного создания бизнеса;
  20. Привлечение экосистемы, включая акционеров, частных инвесторов и технических партнеров;
  21. Использование знаний, партнерских отношений и опыта;
  22. Продолжение корректировки инструментов и методов управления рисками в соответствии с меняющимся портфелем Банка;
  23. Пересмотр и улучшение бизнес-процессов;
  24. Ускорение внутренней цифровизации;
  25. Внедрение общебанковских систем мониторинга и баз данных;
  26. Укрепление управления и внутренней коммуникации;
  27. Поддержание внешнего взаимодействия;
  28. Увеличение представительства женщин среди специалистов и управленческих кадров [1].

Годовые бизнес-планы будут способствовать последовательному пересмотру и, при необходимости, корректировке целей Банка в рамках меняющейся операционной среды.

Для того, чтобы сделать вывод о влиянии Банка развития на экономику стран БРИКС, необходимо проанализировать ключевые аспекты его деятельности.

1. Капитализация НБР. На рисунке 2 представлен совокупный оплаченный капитал на 31 декабря 2021 года:

Рисунок 2. Совокупный оплаченный капитал на 31 декабря 2021 года, млрд долл. США

Источник: собственная разработка по данным [1]

Совокупный капитал Банка стабильно увеличивался в соответствии с графиком платежей стран-учредителей НБР, которые должны были вносить средства ежегодно в течение семи лет. Так, в 2021 году он вырос на 9,11 млрд долларов США по сравнению с 2015 годом и к концу 2021 года НБР в совокупности получил оплаченный капитал в размере 9,96 млрд долларов США. В свою очередь Бангладеш и ОАЭ начнут вносить свои платежи в 2022 году. В целом, высокий уровень капитализации НБР делает его одним из крупнейших банков в мире.

2. Темп прироста ВВП стран БРИКС. Мировые темпы прироста ВВП, темпы прироста ВВП стран БРИКС, стран с развитой экономикой и формирующимся рынком представлены на рисунке 3.

В 2021 г. темпы роста мирового ВВП восстановились до 6,1% по сравнению с темпом снижения в -3,1% в 2020 г. и превзошли допандемический уровень в 2,9% в 2019 г. Как страны с развитой экономикой, так и развивающиеся страны достигли высоких темпов роста в 2021 г. (5,2 % и 6,8%, соответственно).

Экономика стран БРИКС оставалась двигателем глобального роста. В 2021 году средневзвешенный рост их реального ВВП достиг 7,6%. В пересчете на паритет покупательной способности общий ВВП стран БРИКС составил 31,6% мирового ВВП в 2021 году, что на 0,8 п.п. выше, чем у стран «Большой семерки».

Рисунок 3. Темпы прироста ВВП, %

  Источник: собственная разработка по данным [8]

Темпы роста на 2022–2026 годы рассчитаны сотрудниками НБР на основе прогнозов МВФ.

Так, в 2021 году ВВП России увеличился на 4,7%, восстановившись после падения на 2,7% в 2020 году из-за пандемии и достигнув долгосрочного тренда до COVID-19. Темпы экономического роста в этот период были самыми высокими с 2008 года. МВФ прогнозирует, что ВВП России будет снижаться в среднем на 1,6% в год в период 2022–2026 годов из-за ситуации в Восточной Европе.

Сочетание таких факторов, как высокий потребительский спрос, перебои с поставками и рост цен на товары, особенно в продовольственном секторе, способствовало росту инфляции в России в 2021 году.

К декабрю 2021 года инфляция достигла 8,4%, что выше целевого показателя Банка России в 4%. В условиях усиливающегося инфляционного давления Центральный банк России одним из первых крупных центральных банков мира ужесточил денежно-кредитную политику. Он повысил учетную ставку семь раз, в общей сложности на 420 базисных пунктов, до 8,5% по состоянию на декабрь 2021 года. Доходы бюджета России восстановились в 2021 году благодаря более высоким ценам на энергоносители, высокому внутреннему спросу, отсрочке налоговых платежей с 2020 года, более высоким ставкам подоходного налога и вновь введенным экспортным пошлинам. По данным МВФ, сальдо бюджета обеспечило профицит в размере 942 млрд рублей на 2021 год (0,7% ВВП), а валовой государственный долг сократился до 17,0% ВВП. Правительство России продолжило оказывать меры поддержки по смягчению негативных последствий пандемии. По оценкам МВФ, антикризисный фискальный пакет в 2021 году составил около 1,5% ВВП. Профицит счета текущих операций увеличился до 6,9% ВВП в 2021 году. Рост экспорта оставался повышенным из-за высоких цен на сырьевые товары, в то время как объемы импорта оставались стабильными. Международные резервы достигли 630,6 млрд долл. США на конец 2021 года.

3. Изменение портфеля НБР в зависимости от вида операций.

НБР реализует три вида операций: предоставление суверенных и несуверенных кредитов, инвестирование в акционерные капиталы. Данные о перечисленных операциях представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Эволюция портфеля по видам операций, млрд долл. США

  Источник: собственная разработка по данным [2]

К несуверенным операциям относятся финансирование государственных и частных компаний, кредиты под гарантии субъектов Федерации, а также вложения в капитал.

Под суверенными операциями понимается финансирование через национальные/международные финансовые институты.

К концу 2021 года НБР в совокупности утвердил расходы в размере 30,7 млрд долл. США для 82 проектов. Портфель по-прежнему в основном сосредоточен на суверенных и гарантированных государством кредитах, что составляет 88% от общего объема финансирования портфеля на конец 2021 года по сравнению с 85,7% и 79,9%, зарегистрированными в конце 2020 и 2019 годов соответственно. При этом доля несуверенных операций снизилась до 12%.

4. Изменение портфеля в зависимости от стран-участниц. Изменение портфеля в зависимости от стран-участниц представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Эволюция портфеля по странам, млрд долларов США

Источник: собственная разработка по данным [2]

В 2021 году НБР стремился сохранить географический баланс своего портфеля среди членов-учредителей. В то время как одобрение кредитов на экстренную программу COVID-19 в определенной степени способствовало достижению баланса, создание и ввод в эксплуатацию региональных офисов НБР в Южной Африке в 2017 г., Бразилии в 2019 г. и России в 2020 г. сыграли важную роль в расширении операций Банка в этих странах. Общая доля портфеля Банка в проектах в этих трех стран увеличилась с 32,4% в 2017 году до 50,6% в 2021 году.

По мере того, как НБР продолжает расширяться и наращивать потенциал подготовки и реализации проектов за счет новых участников, ожидается, что портфель Банка будет расширять диверсификацию по географическому признаку.

5. Эволюция портфеля по валюте финансирования. Изменение портфеля по валюте финансирования представлено на рисунке 6.

Рисунок 6. Эволюция портфеля по валюте финансирования, млрд долл. США

Источник: собственная разработка по данным [2]

Предоставление финансирования в национальной валюте оставалось ключевым компонентом предложения НБР. Доля портфеля НБР, номинированного в национальных валютах стран-членов, увеличилась с 21,2% на конец 2020 года до 23,3% на конец 2021 года. Примечательно, что более 70% кредитов Китаю в портфеле Банка номинированы в юанях. Чтобы удовлетворить разнообразные потребности своих клиентов, НБР также предлагал финансирование в других валютах, таких как евро и швейцарские франки. Стоит отметить, что наибольшая доля (37,1%) одобрений Банка в 2021 году была номинирована в евро, за ними следуют юани (31,8%) и доллары США (31,1%).

6. Эволюция портфеля по направлениям деятельности. Изменение портфеля по направлениям деятельности представлено на рисунке 7.

Рисунок 7. Эволюция портфеля по направлениям деятельности, млрд долларов США

  Источник: собственная разработка по данным [1]

В 2021 году НБР работал в рамках существующих направлений деятельности. После утверждения дополнительных кредитов, связанных с пандемией, портфель Банка в дальнейшем сосредоточился на оказании экстренной помощи в связи с COVID-19, поскольку его доля увеличилась с 24,8% в конце 2020 года до 31,6% в конце 2021 года. Затем по удельному весу в структуре портфеля следует финансирование транспортных инфраструктура, городское развитие и чистая энергетика, на которые приходилось 21,2%, 14,8% и 13,5% портфеля Банка на конец 2021 года, соответственно.

7. Эволюция совокупных выплат по странам. Изменение портфеля по совокупным выплатам странам представлено на рисунке 8.

Рисунок 8. Эволюция совокупных выплат по странам, млрд долларов США

Источник: собственная разработка по данным [6]

2021 год стал еще одним рекордом по выплатам НБР. В течение года Банк выделил в общей сложности 7,6 млрд долл. США на 38 проектов. Это больше, чем выплаты, сделанные за все предыдущие годы вместе взятые. Так, совокупные выплаты увеличились до 14,6 млрд долл. США. Резкий рост в 2021 году был в значительной степени обусловлен быстрой выплатой пяти кредитов по программе экстренной помощи в связи с COVID-19 на общую сумму 5,1 млрд долл. США. В конце 2021 года выплаты по проектам в Китае и Индии составляли примерно половину совокупных выплат Банка.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Новый банк развития – это важнейшая структура, созданная странами БРИКС, призванная обеспечить глобальный рост и развитие стран-участниц посредством совместной организации своей деятельности и оптимизации структуры управления.

Более того, расширение состава стран-участниц остается стратегическим приоритетом Банка. Новые члены будут способствовать укреплению глобального положения НБР и предоставят Банку дополнительные возможности для мобилизации и расширения объема ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития.

Также можно заключить, что НБР для дальнейшего содействия расширению инфраструктуры и достижению устойчивого развития стран с формирующимся рынком и развивающихся стран необходимо реализовывать ряд следующих мероприятий:

  • Предоставлять эффективные услуги и продукты по финансированию, включая финансирование в местной валюте;
  • Разрабатывать продукты и услуги в больших масштабах и с максимальным качеством с помощью цифровых технологий, а также эффективной организации внутренних процессов;
  • Мобилизовать государственный и частный капитал за пределами собственных источников финансирования;
  • Развивать культуру сотрудничества, знаний и инноваций.

В этих условиях НБР будет дополнять, а не замещать существующие финансовые институты в рамках сотрудничества как с государственным, так и с частным сектором.

Понравилась статьи? Читай больше в нашем архиве https://sciff.ru/arhiv/