Анализ динамики развития комфортной городской среды в городе Улан-Удэ

Нечаев Дмитрий Витальевич
e-mail.ru: cactuargreen@mail.ru

Nechaev Dmitry Vitalievich
e-mail: cactuargreen@mail.ru

Брыкова Светлана Сергеевна
e-mail.ru: s8yckova@yandex.ru

Brykova Svetlana Sergeevna
e-mail: s8yckova@yandex.ru

Для того, чтобы отслеживать качественные изменения состояния городской среды в городах России,  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» был разработан такой показатель, как индекс качества городской среды (далее – ИКГС). Результаты формирования ИКГС используются в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе для определения размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

 ИКГС представляет собой особый инструмент, способный оценить качество материальной городской среды, а также условия её формирования. Он отражает не только общее представление о состоянии городской среды, но также позволяет проанализировать текущее состояние имеющихся на территории того или иного города пространств и степень эффективности управления их развитием и улучшением. ИКГС содержит в себе 36 индикаторов, формирующихся из 6 типов пространств и 6 критериев. Каждый из индикаторов оценивается в 10 баллов, исходя из чего, максимальный балл ИКГС составляет 360 баллов.

Таким образом, ИКГС отражает ситуацию, в которой находятся городские пространства, определяет конкурентное преимущество городов, помогает разрешить возникающие проблемы и раскрыть имеющийся потенциал. Исходя из данных, полученных в результате расчёта упомянутых выше индикаторов, формируются различные планы соответствующих мероприятий, а также планы по использованию бюджетных средств на их реализацию.

 Однако, несмотря на то, что оцениваемые индексом города Российской Федерации разделяются по группам в соответствии с численностью населения, а также с типом климата; ИКГС не является способом, позволяющим сравнивать развитие городов; поскольку каждый отдельный город имеет свой собственный темп развития, на который влияет сложившаяся на его территории культура и ряд других факторов.

Разобравшись в основополагающих понятиях ИКГС, проведём анализ динамики индекса города Улан-Удэ. Для начала отметим, что город Улан-Удэ является муниципальным образованием в составе Республики Бурятия, а также городом республиканского значения. Согласно распределению городов по группам, он относится к категории «крупные города» (с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн.), в котором, исходя из данных Росстата, по состоянию на 1 января 2022 года проживает 436,4 тыс. человек. Также Улан-Удэ относится к городам, располагающим условно-комфортным климатом.

Итак, как было указано ранее, максимальный балл индекса составляет 360 баллов. В городе Улан-Удэ в результате расчетов в 2021 году ИКГС составил 182 балла, из которых на определённые типы пространств приходятся следующие значения показателей:

  1. Жильё и прилегающие к нему пространства – 24 балла;
  2. Улично-дорожная сеть – 38 баллов;
  3. Озеленённые пространства – 18 баллов;
  4. Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие к ней пространства – 28 баллов;
  5. Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие к ней пространства – 37 баллов;
  6. Общегородское пространство  – 37 баллов.

Как видно, составляющие город пространства набрали около 50% от максимального балла, за исключением типа «Озеленённые пространства» – здесь балл составил всего 30% от максимума.

Далее проведём анализ динамики общего балла ИКГС города Улан-Удэ.  Учитывая тот факт, что методика расчета индекса была введена в 2019 году (а первый расчет был проведен на основе показателей 2018 года), рассматриваемый в анализе период составляет 4 года. Тем не менее, это не мешает нам определить степень изменений, происходивших за этот период. Обратим внимание на значения показателей ИКГС, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика ИКГС города Улан-Удэ за 2018-2021 гг.

Как показано на рисунке, в 2018 и 2019 годах индекс качества городской среды в городе Улан-Удэ имел довольно низкие значения индикаторов, а именно 42,5% и 41,9% от максимума соответственно, что явно присваивало ему статус «город с неблагоприятной городской средой», который устанавливается для городов, получивших в результате расчетов отметку ниже 181 балла. Тем не менее, в последующих годах показатели резко возросли и достигли отметки, присуждаемой городам статус «с благоприятной городской средой».

Для того, чтобы разобраться, что повлияло на прирост индикаторов  ИКГС и почему до сих пор значения находятся практически на минимально требуемом уровне, необходимо более глубже рассмотреть каждый тип пространства, вместе составляющих общую картину городской среды. Рассмотрим рисунок 2.

Рисунок 2. Динамика ИКГС города Улан-Удэ по типам пространств за 2018-2021 гг.

Исходя из значений показателей качества типов пространств, представленных на рисунке 2, мы видим, что наиболее сильной стороной развития городской среды Улан-Удэ является тип «общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства» – здесь оценка всегда держалась на уровне выше 50% от максимума и с каждым годом становилась всё выше. Согласно системе оценки ИКГС, отмеченный тип пространств включает в себя следующие индикаторы:

  1. Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей их протяженности;
  2. Разнообразие услуг в общественно-деловых районах города;
  3. Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей городской площади;
  4. Концентрация объектов культурного наследия;
  5. Уровень развития общественно-деловых районов города;
  6. Уровень внешнего оформления городского пространства.

В действительности, рассматривая действующие на территории города муниципальные программы, можно сделать вывод, что указанные индикаторы соответствуют оцениваемому значению. К примеру, муниципальная программа «Обеспечение качественной и комфортной среды проживания населения города Улан-Удэ на 2020-2025 гг.» в качестве ключевых задач ставит увеличение количества благоустроенных территорий, ремонт детских площадок и увеличение доли освещенных улиц, что как раз служит причиной постепенного повышения оценки рассматриваемого типа пространств.

Причиной заметного прироста общего значения ИКГС послужило увеличение показателя типа «улично-дорожная сеть», балл которого по сравнению с 2019 годом в 2020 году увеличился на 20%, а к концу 2021 года достиг отметки в 38 баллов. Такой интенсивный прирост, вероятно, является результатом реализации планов мероприятий согласно муниципальной программе «Развитие транспортной системы города Улан-Удэ», в соответствии с которой выполняются задачи по обеспечению безопасности и качества транспортного обслуживания, уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий, развитию и поддержке городского транспорта и др.

 Пространство типа «социально-досуговая инфраструктура» также повлияло на рост общего балла ИКГС – в сравнении с 2019 годом его балл в 2020 году увеличился на 10%, а к 2021 году остался на том же уровне. Кроме того балл, присваиваемый «общегородскому пространству», на протяжении 4 лет имел довольно положительную оценку и постоянно возрастал, достигнув к 2021 году отметки 37 баллов. Здесь ключевую роль сыграло улучшение такого индикатора, как «доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше». Этому способствовала возможность граждан непосредственно принять участие в развитии пространств города. Так, с помощью единой общероссийской федеральной платформы онлайн-голосования за объекты благоустройства по городскому округу «город Улан-Удэ» у каждого жителя была возможность проголосовать за тот объект, которые они хотели бы видеть красивым и обновленным.

С другой стороны, баллы, присваиваемые типу «жилье и прилегающие пространства», не отличились положительными результатами – за два отмеченных года они оставались неизменными, а в 2021 году произошел их резкий спад на 15%. Такое уменьшение оценки могло возникнуть по разным причинам: увеличилось количество жилых домов, призванных аварийными; переоценка земельных участков; сложность расчёта индикатора «разнообразие жилой застройки» и т.д.

Особое внимание хотелось бы уделить типу «озеленённые пространства». Как показано на рисунке 2, за все 4 года эта категория пространств не достигла и трети от максимально возможной оценки. Несмотря на то, что за указанный период индикаторы постепенно увеличивались, стоит предположить, что имеются определенные недостатки в развитии системы озеленения. Разберём их подробнее.

Если обратиться к нормативно-правовым актам Администрации города Улан-Удэ, мы сможем найти действующую на её территории муниципальную программу «Зелёный город». Её главная цель состоит в формировании устойчивого и эффективного комплекса озеленения, что предполагает выполнение следующих важнейших задач:

  1. Увеличение площади озелененных территорий, располагающихся в пределах скверов, парков, бульваров, а также городских дворах;
  2. Привлечение населения к проблеме озеленения территорий города путем проведения акций и конкурсов;
  3. Ежегодное проведение мероприятий по посадке деревьев, кустарников и травянистых растений в установленном количестве.

Таким образом, муниципальная программа в соответствии с осуществляемыми в её рамках задачами способствует постепенному улучшению следующих индикаторов ИКГС: «уровень озеленения», «доля озеленённых территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений», «состояние зеленых насаждений». Тем не менее, среди всех индикаторов озеленённых пространств существуют индикаторы, которые сложно рассчитать ввиду отсутствия данных, с помощью которых они рассчитываются, и, соответственно, трудно использовать их в качестве ключевых показателей описываемой выше муниципальной программы. Среди них стоит выделить, к примеру, «долю населения, имеющую доступ к озелененным территориям общего пользования». В результате вышеперечисленных аргументов и складывается общая низкая оценка озеленённых пространств на территории города Улан-Удэ. Также необходимо отметить, что в городе пока не применяется некая единая концепция озеленения, в соответствии с которой можно было бы привести каждую территорию, имеющую зеленые насаждения, в порядок и придать им свой уникальный образ.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что, в целом, на 2021 год оценка города Улан-Удэ по индексу качества городской среды является удовлетворительной, благодаря чему город имеет статус «благоприятной городской среды», диапазон общей оценки которого составляет от 181 до 360 баллов. Некоторые индикаторы индекса, как было отмечено ранее, имеют свои недостатки, из-за чего общий балл того или иного типа пространства не достигает и 50% от максимума. Тем не менее, органы местного самоуправления ежегодно реализуют различные мероприятия в соответствии с муниципальными программами, благодаря чему происходит постепенный рост индикаторов, имеющих определённое преимущество.

Согласно национальному проекту Российской Федерации «Жилье и городская среда», общая цель состоит в том, чтобы к 2030 году повысить среднее значение ИКГС городов в 1,5 раза, а также увеличить долю городов с благоприятной городской средой до 80%. С учетом внедрения различных программ и проектов к 2030 году, можно предположить, что органы местного самоуправления города Улан-Удэ смогут не только способствовать выполнению данной цели, но также создать устойчивую систему развития благоприятной городской среды.