Одной из наиболее видимых закономерностей развития современной экономики во всем мире является возрастание роли сферы услуг. Это проявляется в увеличении числа занятых и технологическом росте данной сферы. Причиной роста сферы услуг является перенасыщение рынка товарами, огромный скачок общества в развитии техники, электронных и цифровых систем. В силу роста отрасли происходит и расширение спектра предлагаемых услуг для человека. Это касается и сферы развлекательных и досуговых услуг. Одним из видов активного отдыха человека является посещение аквапарка. Рынок аквапарков считается достаточно молодым, но при этом демонстрирует большие темпы роста. Например, в России количество аквапарков за последние 10 лет увеличилось более чем в 3 раза [2]. Это связано высоким уровнем спроса на них среди населения: сегодня человек все больше предпочитает подвижный (иногда и экстремальный) отдых спокойному домашнему. Однако несмотря на большие темпы роста отрасли в России, отчетливо видно отставание от западных стран в количестве аквапарков на душу населения. Это говорит о том, что рынок аквапарков в России еще не сформировался окончательно, а значит строительство новых является вполне перспективным бизнесом. В результате проведения анализа территориального расположения аквапарков России, было выявлено лишь небольшое их количество в нескольких южных регионах, где потребность в аквапарках, безусловно, высочайшая. В том числе, это касается и Волгоградской области, в которой функционирует лишь аквапарк «XXI век» в городе Волжском [4]. Поэтому далее рассмотрим возможность строительства нового аквапарка, месторасположением которого будет город Волгоград. Кроме низкого уровня конкуренции существует еще целый ряд предпосылок для данной выбора. Во-первых, город Волгоград находится в юго-западной части России, где климатические условия, более подходящие для рассматриваемого нами бизнеса, нежели в северной, центральной и восточной части. Жаркие летние месяцы, теплый май и сентябрь способствуют созданию не только крытого аквапарка, но и открытого. Во-вторых, на территории Волгограда и области протекает сразу несколько крупных рек и водоемов, в частности, река Волга и река Ахтуба [3]. Поскольку функционирование аквапарка непосредственно связано с получением, фильтрацией и оборотом больших объемом воды (она должна регулярно течь по аттракционам и горкам, фильтроваться в бассейнах и т.д.), наличие водоемов вблизи аквапарка является одним из ключевых условий. В-третьих, как было отмечено ранее, у возводимого нами объекта будет минимальное количество прямых конкурентов – лишь аквапарк в городе Волжском. Однако для коренных волгоградцев добираться до него достаточно долго. В среднем, дорога до аквапарка занимает от 1 часа до 2 часов, и, соответственно, на посещение аквапарка им необходимо закладывать практически целый день, что, безусловно, неудобно. Поэтому наличие собственного аквапарка в Волгограде станет большим плюсом для горожан. Следующей предпосылкой к строительству аквапарка является неразвитый рынок развлекательных услуг в регионе. Данный вывод был сделан на основании личного опыта проживания в Волгоградской области на протяжении 18 лет. Местному населению предоставляется незначительный выбор мест, где можно провести время досуга; нет такого разнообразия развлекательных услуг, как, например, в Москве. По этой причине строительство аквапарка даст возможность волгоградцам и жителям области посещать достаточно необычное место для отдыха. Немаловажной предпосылкой можно считать и недавно прошедший в Волгограде Чемпионата мира по футболу, в период проведения которого город стал более обустроенным, оснащенным современными объектами инфраструктуры (например, стадион, международный аэропорт и др.) и привлекательным для туристов. А историческая известность города и наличие таких величайших достопримечательностей как Мамаев Курган, Панорама Сталинградской битвы и Дом Павлова только повышают интерес со стороны гостей города. С экономической стороны, предпосылкой для открытия аквапарка именно на территории Волгограда является низкий уровень инвестиционных затрат на реализацию проекта в сравнении с регионами центральной части России. В первую очередь, это проявляется в стоимости покупаемой для строительства аквапарка земли, ведь, как известно, чем ближе к центру страны, тем дороже недвижимость и земля. Рассмотрев предпосылки к реализации какого-либо проекта, всегда важно выявить и проанализировать возможные проблемы и риски, с которыми можно столкнуться в дальнейшем.
Проблемы при создании рассматриваемого бизнеса, скорее всего, начнутся уже на первом этапе – поиске инвесторов. Дело в том, что несмотря на упомянутое в предыдущем параграфе преимущество выбора территории аквапарка в Волгограде в силу дешевизны строительства относительно центрального района России, общий объем необходимых инвестиционных затрат будет крайне высоким в сравнении с другими видами бизнеса. Таким образом, далеко не каждый, даже крупный, бизнесмен сможет полностью оплатить первоначальные расходы, что, безусловно, усложнит процесс поиска инвестора (не исключено, что их будет несколько). В то же время, проблемой будет являться и то, что период окупаемости данного проекта достаточно большой (вывод сделан на основании проведенного анализа уже построенных аквапарков). Поэтому далеко не каждый потенциальный инвестор, даже имея необходимые средства, захочет вкладываться в столь долгосрочное дело. Однако есть и другие проблемы, с которыми можно столкнуться уже в процессе функционирования аквапарка. Они, в первую очередь, связаны с фактическим уровнем спроса, если таковой будет ниже планового. Это может произойти сразу по нескольким причинам. Во-первых, уровень доходов коренного населения области значительно уступает соответствующему показателю во многих других регионах России. Поэтому далеко не каждый человек, даже если очень хочет пойти в аквапарк, сможет это сделать, поскольку стоимость билета туда зачастую превышает располагаемый человеком бюджет на развлекательные нужды. Во-вторых, как известно, любое крупное событие, проводимое в регионе, повышает интерес со стороны туристов лишь на некоторое время. Так, прошедший Чемпионат мира по футболе в Волгограде будет постепенно забываться в умах туристов, что может вызвать падение их заинтересованности в посещении города. Другой проблемой для аквапарка будет наличие хоть и единственного, но очень известного и высокоразвитого конкурента в лице аквапарка «XXI век». Он функционирует уже более 10 лет и за это время получил большое признание со стороны населения, пользуется положительными отзывами и постоянно стремится к совершенствованию. Поэтому, в процессе работы нашего аквапарка необходимо демонстрировать превосходство относительно конкурента, а также привлекать новых клиентов с помощью активной рекламной кампании. Далее, важно решить, из чего конкретно будет состоять аквапарк, что он будет предлагать ценного для посетителей. Проведя анализ существующих аквапарков, было выявлено, что оптимальным для Волгоградской области будет сочетание крытого и открытого аквапарка: несмотря на заметное увеличение инвестиционных затрат, аквапарк в будущем сможет приносить больше прибыли. Помимо основной деятельности, связанной с продажей билетов, на территории аквапарка будут реализовываться и прочие виды деятельности: планируется организовать работу нескольких кафе, баров, а также торговых палаток, в которых будут продаваться различные предметы для отдыха (полотенца, солнцезащитные очки, плавательные игрушки и т.д.). Все перечисленные субъекты бизнеса будут приносить дополнительную выручку. Для организации эффективной работы аквапарка необходимо следовать четко установленному плану, включающему в себя временные рамки осуществления тех или иных блоков задач, работ. В соответствии с данными указаниями была составлена таблица «Управление временем организации бизнеса»
Как видно из составленной таблицы, реализация проекта уже началась, с разработки его бизнес-плана. По завершении данного процесса необходимо провести поиск и отбор подходящих (платежеспособных и надежных) инвесторов бизнеса, урегулировать все организационно-правовые аспекты (формирование уставного капитала, регистрация юридического лица и т.д.). После того, как создание бизнеса будет закреплено на правовом уровне, необходимо осуществить покупку земли под строительство, а также нанять проектировщика и дизайнера, которые разработают макет будущего аквапарка. Самым продолжительным этапом создания рассматриваемого бизнеса будет строительство. Предполагается, что период от поиска строительной компании до завершения строительства и проведения косметических работ составит 7 месяцев. Во время финального этапа строительства будет выполнено еще несколько задач: наем необходимого персонала в аквапарк, проведение рекламной кампании и создание сайта и страничек аквапарка в социальных сетях. Таким образом, открытие аквапарка запланировано уже на август следующего года, что выпадает на время высокого спроса со стороны людей на посещение аквапарка. Подводя итоги работы, нужно сказать, что открытие аквапарка имеет целый ряд серьезных предпосылок, которые могут свидетельствовать о целесообразности реализации данного проекта, несмотря на потенциальные трудности и риски. Аквапарк будет состоять из крытой и открытой части, чему благоприятствует южное расположение города с теплым климатом. Ожидается, что функционировать аквапарк начнет уже с 1 августа следующего года, что выпадет на период высокого спроса на посещение аквапарка.