Интеллектуальная собственность в науке, проблемы ограничения корректного и некорректного заимствования

Дмитриев Николай Дмитриевич
e-mail: ndmitriev1488@gmail.com

Нарастающие процессы глобализации приводят к переносу источника богатства всего народа из материальной сферы в нематериальную, где главным фактором развития являются не природные ресурсы и земля, а знания каждого индивидуума, составляющих общество. Именно интеллектуальные знания формируют национальную науку, обеспечивают функционирование системы образования и поступающее развитие общественных отношений.

Тема интеллектуальной собственности в образовании и научной среде стала актуальной для Российской Федерации в конце XXI века, что связано с таким тезисом, как «наука сама должна зарабатывать» и с изменениями в законодательстве, в частности, с принятием 4 части Гражданского кодекса, который регламентируют положения интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день право в области интеллектуальной собственности не до конца регулирует процесс ведения интеллектуальной деятельности, которая приводит к созданию интеллектуальных объектов в различных сферах [3].

Опыт ведущих стран мира связан с ограничением доступности способов обмена информацией научного характера и возникновением трудностей при ведении научного поиска, что, с одной стороны, повышает защищенность интеллектуальной собственности авторов, но с другой – является заведомо вредным для развития науки. В России пока что данные ограничения не слишком сильны, однако в дальнейшем изменения, несомненно, затронут отечественную науку. К тому же тема плагиата, как и защита интеллектуальной собственности, приобретает высокое общественное звучание [9].

Отличительными признаками современного ученого является наличие у него навыков работы с научными материалами и другими источниками. Данный навык говорит о его профессиональной самостоятельности, умении выбирать качественные научные ресурсы и возможности соблюдать этические нормы, принятые в научном сообществе [6].

Особенно следует отметить профессиональную самостоятельность ученого, позволяющую «вписать» свои исследования в общую научную базу и оказать влияние на развитие отрасли науки. Именно проведение анализа и синтеза значительного объема внешней информации позволяет построить качественное исследование и внести вклад в науку.

Рассматривая возможность соблюдение этических норм, принятых в научном сообществе, следует говорить о необходимости корректного использования результатов чужих трудов в своих исследованиях, при этом соблюдая авторские права за лицами, связанными с получением данных результатов [10].

К сожалению, перечисленные навыки свойственны не всем ученым. Отечественные исследователи часто осуществляют публикацию своих работ, используя материалы по многократно изученным проблемам или достижения чужих трудов, без библиографического списка. Проблемы в этой сфере приводят к деградации научной деятельности.

Основная цель данной работы – рассмотреть существующие проблемы интеллектуальной собственности в науке и образовании, связанные с некорректным заимствованием.

Для достижения цели требуется решить определенные задачи:

– Изучить проблемы некорректного цитирования на основе статистических примеров;

– Перечислить виды заимствований;

– Проанализировать суть корректного и некорректного текста в работе.

Качественное решение проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности в научной среде, не представляется возможным на сегодняшний день, однако в перспективе актуальность поиска эффективных средств защиты безусловно будет только повышаться. Тем не менее инициативы со стороны системы образования по их решению практически отсутствуют, в то время как они затрагивают большое количество заинтересованных лиц, специалистов и кадров как в научно-педагогической сфере, так и функционирующих в других областях.

Данная работа затрагивает серьезную проблему для современной науки: проблему интеллектуальной собственности и выявления плагиата в виде некорректного заимствования в научных работах.

Постановка проблемы неправомерных и некорректных заимствований также подтверждается имеющимися статистическими данными о тяжелом положении дел в данном вопросе. Можно привести следующие примеры негативной статистики:

1. Согласно социальному исследованию ГУ-ВШЭ, проведенному в 2009 году, на территории Российской Федерации за 2005 год более чем 50% выпускных квалификационных работ, защищенных на оценку «отлично», содержали огромное количество некорректных заимствований или были скопированы из интернета без каких-либо значительных изменений и правок [5].

2. На основе материалов научно-социологического исследования, проведенного в 2013 году компанией «Антиплагиат» по заказу Российской государственной библиотеки, было выявлено более 1 500 диссертаций на соискание ученых степеней по гуманитарным наукам, защищенных в России, начиная с 2000 года, содержащих значительный плагиат и некорректные заимствования из других научных работ и диссертаций [13].

3. По исследованиям, которые в 2014 году были проведены НИУ ВШЭ во многих больших учебных заведений высшего образования в рамках проекта «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», было выявлено, что свыше 35% студентов сообщили об обычной практики скачивания работ из сети [11].

4. Огромной проблемой остается практика переводных заимствований. Компания «Антиплагиат» провела самостоятельное исследование, проверив с помощью своего модуля более 2,5 миллиона русскоязычных статей из изданий, индексирующихся в РИНЦ. Стоит учитывать, что в процессе проведения проверок, не учитывалось совпадение авторства у русской и английской статьи. Было обнаружено более 20 тысяч научных работ, содержащих переводные заимствования в значительных объемах. Значительная часть результатов – это некорректные переводные заимствования [12; 15].

На рисунке 1 приведена диаграмма, отражающая в каких российских научных областях имеет место наличие значительного переводного заимствования с английского языка.

Рисунок 1. Распределение по научным областям некорректных переводных заимствований [12]

На рисунке 2 проиллюстрировано распределение процента заимствований. В проведенном исследовании была выявлена динамика наиболее частых заимствований. Наибольший объем заимствований заключается в некорректном использовании небольших фрагментов, тем не менее встречаются научные работы, заимствованные целиком и полностью, включая графики, диаграммы, рисунки и таблицы.

Рисунок 2. Процент найденных заимствований [12]

Проведение научного исследование на современном этапе практически не может в своей практике обойтись без использования заимствований. Именно использование наработок других авторов позволяет развивать научное знание. Наиболее важно, чтобы сделанные заимствования были правомерными и корректными [14].

В целом в таблице 1 предлагается выделить основные виды заимствований при написании научной работы.

Таблица 1. Разновидности заимствований

ВидСущность
Правомерное (корректные) заимствованиеИспользование в своей работе достижения других исследований, при этом цитирование должно быть обоснованным, а также указать на авторство или источник данного заимствования. Оформление в таком случае должно соответствовать этическим нормам и общепризнанным стандартам.
Некорректное заимствованиеЦитирование в авторской работе достижения других исследований без указания источника, а также с нарушением этических норм и общепризнанных научных стандартов.
Неправомерное заимствованиеПрименение в своей работе необоснованные источники без указания авторства.

В авторской публикации рекомендуется ссылаться на имеющие к ней отношение труды и работы как других ученых, так и самостоятельные работы. Во всех возможных случаях необходимо указать ссылку и/или сноску на первоисточник.

Авторская работа может содержать следующие виды текста:

1. Самостоятельный текст;

2. «Адаптированный» текст;

3. «Классический» плагиат;

4. Скрытое некорректное заимствование.

Авторский текст является самостоятельным если он подготавливается непосредственно самим автором работы, или совместно со своими коллегами. При этом самостоятельный текст должен являться корректным и быть написанным в соответствии с этическими нормами, а все источники, используемые при его написании, необходимо оформить согласно общепризнанным стандартам. В таком случае предполагается, что результаты без указания источников исследования были получены автором самостоятельно [7].

Если же автор излагает собственные результаты на основе использования формулировок других ученых и исследователей, то такой текст называется «адаптированным». Данный вид текста является весьма распространенным в научной практике, особенно часто его используют в случае, если невозможно изложить результаты собственных трудов самостоятельным языком или использованная ранее формулировка других авторов является наиболее подходящей. Например, к «адаптированному» тексту относится перефразирование текста в процессе его перевода на классические языковые формулировки. С точки зрения научной этики данный подход является корректным, а значит допустимым [4; 7].

К «классическому» плагиату относится текст, в котором происходит заимствование формы и содержания работы другого ученого, без указания авторства. Данный вид заимствования является некорректным, но является достаточно распространенным как в отечественной, так и в зарубежной практике, что привело к разработке соответствующих программных обеспечений для его выявления, например, программное обеспечение «Антиплагиат».

К сожалению, на сегодняшний день сильное распространение получил способ скрытого некорректного заимствования текста, то есть неправомерное использование трудов и разработок других ученых и исследователей без использования ссылок на их работы, а также путем перефразирования первоначальных текстов. Данный вид текста является наиболее сложным в процессе выявления заимствования, даже с помощью применения программного обеспечения.

Из перечисленных видов использования текста в авторской работе наиболее опасным для развития науки является «классический» плагиат и скрытое некорректное заимствование, что является сильным препятствием и вредит интересам научного сообщества. С данным утверждением согласны такие авторы, как И. Д. Котляров [6; 7], Н. В. Авдеева [1; 2].

Исследователь по вопросам некорректного заимствования И. Д. Котляров предлагает для решения данной проблемы выполнение следующих перечисленных ниже задач [9; 12]:

– определить критерии некорректного и неправомерного заимствования научных текстов;

– разработать метод оценки корректности использования в авторской работе исследования и материалы других авторов;

– разработать и применять на практике действующие способы противодействия некорректному заимствованию во всех областях науки.

Н. В. Авдеева в процессе изучения интеллектуальной собственности отмечает, что к корректным и некорректным заимствованиям можно отнести элементы, перечисленные в таблице 2 [2, с. 21].

Таблица 2. Основные элементы корректного и некорректного заимствования в научной литературе

Корректные заимствованияНекорректные заимствования
– Наличие стандартной структуры работы;
– Указание всех первоисточников;
– Использование общепринятой научной терминологии;
– Соблюдение этических норм и стандартов;
– Оформление цитирования согласно принятым стандартам;
– Учет всех использованных источников в библиографическом списке и так далее.
– Использование чужих утверждений без указания авторства;
– Использование перефразированного текста, без указания авторства оригинальной работы;
– рерайтинг оригинального текста;
– применение в тексте некорректной терминологии;
– принятие чужих результатов за собственные;
– использование в научной работе иллюстраций, подготовленных другими авторами, без указания ссылок и так далее.

Лишь незначительное количество авторов и исследователей, которые занимаются изучение проблемы некорректного заимствования, предлагают конкретные пути их практического решений. Исследователь по вопросам интеллектуальной собственности в области образования С.А. Новоселов отмечает наличие противоречий по вопросам защиты интеллектуальной собственности. К таким противоречиям можно отнести недостаточность проработанности нормативно-правовой базы в области интеллектуальной собственности, а также неопределенность ответственности и санкций за использование некорректного заимствования в авторских работах [8].

Современные институты интеллектуальной собственности обеспечивают возрастающее развитие науки и внедрение ее результатов в человеческую деятельность. Однако зависимость не является однозначно положительной. Коммерциализация науки хоть и приводит к благоприятным последствиям, но ее быстрое развитие обеспечивает возникновение множества проблем. К таким проблемам относятся некорректные заимствования, которые нарушают интеллектуальные права.

Можно выделить основное требование к оригинальности научной работы – отсутствие неправомерных заимствований при достижении необходимого процента оригинальности. При этом самоцитирование является допустимым при должном корректном оформлении.

К сожалению, к причинам неудовлетворительной оригинальности проверяемого текста приводит принятие за плагиат источники, на которые уже имеются ссылки в тексте, результаты своих исследований и незначительные фрагменты, ранее использованные другими авторами, но не несущие смысловой нагрузки на данное исследование. В то время как многие электронные ресурсы сети являются уникальным текстом и не снижают оригинальность, что приводит к ущемлению интересам ученого сообщества.

Для сокращения объемов некорректных заимствований в отечественной научной практике необходимо значительно ужесточить контроль за осуществлением проверки работ на наличие плагиата: ввести обнаружение перефразировок; расширить базу общеупотребительных выражений; анализировать заимствования в списке литературы.

Помимо контрольных мер считается целесообразным введение правовых санкций за нарушения правил научного цитирования. При этом предлагается не просто изымать некорректные публикации из баз данных, но и вносить нарушителей в черные списки вплоть до отзыва всех работ псевдоученого и запрета на ведение научно-преподавательской деятельности.

Можно добавить, что в ближайшее время вряд ли можно ожидать серьезных изменения, однако в стратегической перспективе невозможно представить развитие науки без решения рассматриваемых проблем. Качественная наука возможна лишь в условиях защиты интеллектуального труда научного сообщества.