Дистанционное образование на этапе «старта» и спустя три месяца. Есть ли изменения?

Горбатенко Дарина Николаевна
e-mail: darina.gorbatenko01@gmail.com

Как было отмечено выше, основная цель данного исследования получить информационный фидбек о состоянии студентов, оказавшихся в ситуации самоизоляции и ведущих своё обучение по дистанционным методикам. Очевидно, что для полноты картины необходимо изучить и состояние педагогического персонала, который также вынужден работать по новым технологиям. Этому вопросу планируется посвятить отдельное исследование, которое явится логическим продолжением данной работы.

Итак, в конце марта 2020 года большинство высших учебных заведений Москвы, включая РЭУ им. Г.В. Плеханова, были переведены на дистанционный формат обучения [1]. Через две недели после перехода автором было проведено научное исследование, которое позволило сделать оценку уровня организации дистанционного режима обучения в РЭУ им. Г.В. Плеханова на этапе форсированного перехода к нему [2].

По прошествии квартала был проведен повторный опрос. Его главная цель – определить, изменилось о ли отношение студентов к практике дистанционного обучения. И если изменилось, то по каким параметрам, и в какой степени.

Начальный этап данного исследования заключается в проведении онлайн-опроса, в котором приняли участие 753 студента РЭУ им. Г.В. Плеханова (рис. 1).

При взгляде на структуру бросается в глаза, что выборка по четвертому курсу и магистратуре не будет репрезентативной. Но в данном случае на общую валидность опроса это повлиять не может, так как студенты четвертого курса уже не посещают аудиторные занятия, находясь на преддипломной практике, а большинство магистрантов далеко не всегда посещают очные занятия, имея большую нагрузку на работе.

В ходе опроса студенты отвечали на 16 вопросов, непосредственно связанных, как считает автор, с организацией дистанционной формы обучения на более позднем этапе его реализации. Результаты опроса представлены на рисунках 1-10.

Рисунок 1 — Соотношение числа опрошенных по курсам, в %
Рисунок 2 – Соотношение довольных организацией дистанционного студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, в %
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок   9
Рисунок 10 – Статистика предпочтения онлайн-платформ на дистанционном обучении у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова

В марте уровень организации дистанционного обучения не устраивал 81% опрошенных. Но уже в июне качеством предлагаемого удаленного обучения довольны 79% респондентов (рис. 2). На изменение в лучшую сторону качества организации дистанционного обучения указали 78% респондентов (рис. 3).

Предыдущий опрос показал, что в марте более 70% опрошенных столкнулись с проблемой организации своего времени. В настоящий момент времени подобная проблема осталась у 32% респондентов, что более чем в 2 раза меньше исходного значения (рис. 4). Это позволяет сделать вывод о том, часть студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова стали лучше справляться с организацией своего времени.

Возможно такие результаты стали возможны благодаря своевременной реакции педагогов и администрации на первые результаты применения дистанционных практик.

Благодаря опросу стало известно отношение более 750 студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова к идее смешанного формата обучения в будущем. Более 53% респондентов хотели бы учиться в подобном формате обучения (частично очно, частично дистанционно) (рис. 6).  Более того, 59% респондентов посчитали хорошей идеей перевести часть непрофильных дисциплин в полностью дистанционный формат (рис. 7).

В опрос также был включен открытый вопрос, касающийся мнения каждого студента о вероятности успешности перехода на смешанный формат образования. Фактически, несмотря на большой процент желающих учиться в смешанном формате обучения, многие студенты не совсем точно могут представить такой вариант обучения в следующем учебном году по ряду причин, которые, автор уверен, существуют не только в данном университете. Это связано как с физиологическим аспектом для каждого студента, так и с техническими недостатками системы университета, которая не способна к быстрому модифицированию, и с не проработанными программами ведения дисциплин подобного обучения.

Опрос показал, что в настоящее время у более 61% студентов появилось больше времени и возможностей для общения с семьей и на реализацию своих внеучебных интересов (рис. 9).  В предыдущий раз данное значение было 35%.
Этот вопрос был включен в общий список вопросов, так как часть опрошенных студентов являются иногородними и в период очного обучения проживают в общежитиях, приезжая к семье лишь на праздники или официальные университетские каникулы. Все занятия проходят в режиме онлайн и дома, и не приходится дополнительно тратить время на то, чтобы добраться до университета и обратно. Поэтому автор решил выявить, появилось ли у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова больше свободного времени для саморазвития или стали ли они проводить больше времени с близкими.

При этом, 72% респондентов тратят больше времени на выполнение заданий, чем в условиях очного формата обучения (рис. 5). Данная проблема может быть связана с нехваткой у преподавателей достаточного опыта работы с дистанционным режимом обучения, с отсутствием единой электронной платформой, обеспечивающей связь между преподавателем и студентами, а также с необходимостью выполнения учебного плана и последующим за ним заполнением балльно-рейтинговой ведомости для каждого студента[1]. Часть респондентов считает, что объем заданий многих непрофильных предметов больше профильных дисциплин. Срок выполнения работы не соответствует масштабу и требуемой к нему концентрации, в следствие чего студенты присылают задания не в установленный срок и теряют баллы за них, а в большинстве случаев вынуждены выбирать между выполнением работы и семьей/сном/отдыхом. Большинству опрошенных не хватает времени на отдых. 60% респондентов испытывают больше нагрузки на свое психологическое состояние от слишком большого потока информации и заданий в электронной форме (рис. 8).

Одним из возможных решений автор видит всогласовании объемов заданий и преподаваемого материала с тем количеством, которое студенты выполняли очно. Кроме этого, можно пересмотреть программу каждой учебной дисциплины для более детального сопоставления важности изучаемых тем и количества часов для их самостоятельного изучения (в настоящее время количество часов и баллы не соответствуют реальности) или снизить нагрузку непрофилирующих дисциплин.

В ходе опроса студенты определили пять наиболее удобных электронных платформ для онлайн-обучения. Это, в первую очередь, «Zoom», далее: «Webinar», «Moodle», корпоративная почта (mail, google, yandex) и «WhatsApp» (рис. 10).

Таким образом, опрос позволил сделать вывод о, в целом, положительных сдвигах в отношении студентов Университета к практике дистанционного обучения. Но, в то же время, с учетом всех недостатков электронной системы и организации обучения, можно прийти к выводу о том, что рассматриваемый возможный смешанный вариант формата обучения для долгосрочной перспективы с учетом качества преподаваемого онлайн- образования системы университета в настоящее время кажется сомнительным и в некоторых психологических аспектах даже невозможным. Причем, недостаточный уровень стимулирования к обучению и организации программы проведения семинаров в психологическом плане существовал и на очном формате обучения до перехода на дистанционное обучение и до возникших проблем, связанных с отсутствием живого общения и очного присутствия на занятиях в аудиториях.

Для улучшения качества и уровня организации подобного обучения необходимо, во-первых, разработать более гармоничную структуру обучения, во-вторых, перераспределить объем заданий (подходящих для удаленного обучения) и изменить формат рубежного контроля (объем заданий на экзамене или зачете, перегрузка электронной платформы почти не позволяют студенту выполнить за 45 минут на оценку «отлично», что было подтверждено в конце третьего модуля).


[1] Если в очном формате обучения студенты для получения баллов в учебных рейтинг могли отвечать на задания устно в аудитории, то в настоящее время почти все задания выполняются в письменном виде, что занимает намного больше времени.