Анализ психологических особенностей у людей с различными предпочтениями в изобразительном искусстве

Коношевич А.А.
e-mail: kpupyryshkina@mail.ru

Большинство психологов в рамках психофизического подхода сходятся во мнении, что явно или имплицитно, предпочтение в пользу той или иной формы дизайна или произведения искусства отражает эмоциональное состояние человека. Изучение художественных предпочтений – степени, в которой люди любят или не любят различные стили живописи – представляло собой доминирующий подход в области личности и искусства, несомненно, из-за относительной простоты классификации художественных продуктов в соответствии с установленными направлениями. Еще до того, как были «найдены» личностные черты (то есть до развития таксономии признаков), такие авторитетные психологи как Берт (1933) и Айзенк (1940), исследовали личностные вариации в оценках различных картин[4].

Если говорить о восприятии произведений искусства в контексте коммуникации между художником и зрителем (реципиентом), необходимо учитывать и особенности индивидуального стиля и биографии автора, которая неизменно будет проявляться в его творчестве. Психологические проблемы повлияли на творческий путь многих выдающихся художников. Известные примеры включают Микеланджело, Уильяма Блейка, Василия Кандинского и Эдварда Мунка, каждый из которых страдал от депрессии, или современного художника Изы Генцкена, страдающего биполярным расстройством. Многолетнее употребление алкоголя нашло отражение в работах Амедео Модильяни, Анри Тулуз-Лотрека и Джексона Поллока. Причины и триггеры этих проблем можно найти в таких обременительных жизненных событиях, как потеря партнера, отсутствие признания и успеха как профессионального художника, неуверенность в себе и отрицательная обратная связь со стороны общественности и коллег-художников, что со стороны художника воспринимается как отсутствие уважения[7].

Неврологические расстройства и связанные с ними изменения функций мозга оказывают глубокое влияние на художественное выражение. Так, например, произведения Виллема де Кунинга с прогрессированием деменции становились все более абстрактными. Внутренние образы возникают на основе восприятия, памяти и общего знания о мире. Крах сохраненных визуальных знаний как симптом слабоумия может также включать освобождение от ограничений в визуальном выражении, которое может повлечь за собой новый экспрессивный стиль[9].

Несмотря на то, что литература представляет несколько фрагментарный набор данных, был исследован широкий спектр личностных факторов, включая консерватизм, открытость, шизотипию, терпимость к двусмысленности и, в частности, стремление к новизне (Furnham & Avison, 1997)[10]. Эти исследования показали, что существуют предсказуемые связи между личностью и конкретными художественными предпочтениями, особенно корреляция между консерватизмом или добросовестностью и предпочтениями традиционного/репрезентативного, а не абстрактного или кубистического искусства. И наоборот, открытость опыту была связана с предпочтениями в отношении нетрадиционных стилей.

Другой показатель — художественное суждение, по существу рассматривается как мера когнитивной способности, а не вкуса, и включает в себя оценку лучшего из двух или более стимулов. Большинство этих исследований опирались на старые методы, такие как критерий оценки искусства Мейера (Meier, 1940) и критерий оценки дизайна Грейвза (Graves, 1948), которые требуют от участников различать оригинальное произведение искусства и поддельную или экспериментально модифицированную копию. Например, участникам может быть представлена настоящая сюрреалистическая картина рядом с модифицированной версией этой картины (в которой один из абстрактных объектов появляется в другом цвете или месте), и испытуемых просят найти оригинал. Затем измеряется как их точность, так и время реакции.

Хотя остаются сомнения в обоснованности таких мер, исследования выявили, что показатели когнитивных способностей в значительной степени связаны с оценкой искусства (Chamorro-Premuzic & Furnham, 2004, 2005). Корреляции между художественным суждением и традиционными интеллектуальными измерениями предполагает, что интеллект может выступать важным фактором, но только его достаточен для объяснения индивидуальных различий в художественных суждениях.

На самом деле, сочетание как личностных черт, так и интеллекта кажется более эффективным для предсказания подобных особенностей, объясняя почти 30 процентов различий в оценке искусства. Личностная черта, которая была обнаружена в ранних исследованиях, наиболее тесно связанная со способностью к художественному суждению, — это добросовестность – причем более низкая добросовестность связана с более высокими оценками точности художественных суждений. Этот вывод интересен в связи с давней концептуализацией совестливости (или эквивалентного признака) как негативного коррелята творчества и предиктора более традиционных художественных предпочтений. Таким образом, добросовестные люди были бы менее заинтересованы и компетентны в художественной оценке[8].

Элиас Кац (1944, 48) исследуя предпочтения в искусстве у детей, обнаружил, что все дети, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения, предпочитают традиционные картины современным в соотношении три к двум. Кац также обнаружили, что предпочтение традиционной живописи возрастало с семи до одиннадцати лет. Другими словами, самые младшие были более открыты для современных картин, чем те, кто постарше. В соответствии с тематикой, больше детей, особенно девочек, предпочитали традиционную живопись, если это был портрет. Когда предметом исследования был ландшафт, наблюдалась тенденция отдавать предпочтение современной живописи перед традиционной. Кац объясняет эти результаты предположением, что «искажение» человеческой фигуры больше беспокоит детей, чем «искажение» или образное изображение природы и ландшафта, и что девочек больше, чем мальчиков беспокоит «искажение» человеческой фигуры. Кац (1944, 55) также обнаружил, что чем выше социально-экономический уровень, тем больше предпочтение в пользу традиционных картин. Исследователь предполагал, что такие вопросы, как окружение (картины, которые дети привыкли видеть вокруг себя дома), отношение родителей к традиционным и современным картинам, экспрессия в создании картин, посещение музеев и другие факторы влияют на предпочтения детей, таким образом дети с более высоким социально-экономическим фоном больше подвержены влиянию искусства и влиянию окружающей среды[6].

Эстетические реакции на визуальное искусство включают в себя множество психических процессов: от ощущения и восприятия до появления широкого спектра эмоций и рефлексии. Кроме того, эстетический опыт в высшей степени индивидуален, и наблюдатели значительно различаются в своих реакциях на одно и то же произведение искусства. В исследованиях, где комбинировались методы фМРТ и поведенческий анализ индивидуальных различий в эстетической реакции, исследователи выявляли два различных паттерна нейронной активности, проявляемых различными подсетями. Активность возрастала линейно с оценками наблюдателей в сенсорных (затылочно-височных) областях. Активность в стриатуме (полосатое тело) также линейно варьировала в зависимости от оценок, причем для произведений искусства, оцененных низко, активность была ниже базовой. Напротив, сеть фронтальных областей показала ступенчатый рост только для наиболее значимых(предпочитаемых) произведений искусства[12].

На базе ЦКП экспериментальной физиологии, в лаборатории психофизиологии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, в рамках курсовой работы, было проведено исследование влияния психологических особенностей личности на склонность к предпочтению к тому или иному жанру изобразительного искусства (импрессионизм или абстрактный экспрессионизм и кубизм).

Основным методом исследования являлся Опросник 5PFQ (Большая пятерка), был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрэй и П. Коста. Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность). Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

В данном исследовании представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова [1].

Дополнительным методом исследования восприятия визуальных стимулов (произведений искусства) являлся прибор для регистрации траектории движения глаз RED-250 – это современный прибор, который используется для определения ориентации оптической оси глазного яблока в пространстве, покадрово анализируя видеозапись движения глаз (рис. 1).

 Рисунок 1.  Вариант обработки трекинга глаз в программе SMIBeGaze

Был разработан набор стимулов, содержащих картины в стиле импрессионизм, а так же картины, принадлежащие к абстрактному направлению (кубизм, абстрактный импрессионизм).(рис 2.)

Рисунок 2.  Пример стимульного материала (слева — Dora Maar, «Portrait de Picasso» , 1936, кубизм ; справа — Огюст Ренуар «Жанна Самари», 1887, импрессионизм)                                                                                        

В пилотном исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 16 до 42 лет с различными предпочтениями в изобразительном искусстве. В первом разделе тестирования испытуемым необходимо было ответить на вопросы опросника 5PFQ (Большая пятерка), во втором разделе предлагалось 2 картины, принадлежащие к разным художественным направлениям, на выбор (для выявления предпочтений в изобразительном искусстве). При разработке теста, рисунки принимались в качестве стимулов только после единогласного решения экспертной комиссии.

В дополнение к основному исследованию готовый набор стимулов показывался с помощью прибора для регистрации движений глаз RED-250, с целью выявления стратегий восприятия предложенных картин. Перед показом группы стимулов, проводилась калибровка движений глаз испытуемого, которая необходима в дальнейшем, для достоверной обработки результата движения глаз.

Для верификации гипотезы был проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Спирмена. Для проведения анализа был подсчитан процент избегания абстрактных форм живописи — один ряд наблюдений, а второй ряд степень выраженности личностных черт (показатели шкал опросника 5PFQ). В качестве примера приведен график(рис.3), наглядно демонстрирующий анализ статистической значимости различий по одной из шкал опросника: «интроверсия/экстраверсия».

Риунок 3. Диаграмма рассеяния : взаимосвязь между предпочтениями в изобразительном искусстве и уровнем экстраверсии

Корреляционный анализ является вспомогательным средством для понимания того, как люди оценивают картины. В то время как различные черты личности связаны с различными стилями в изобразительном искусстве, существует также общая тенденция для людей в области художественных предпочтений. Личностная черта, которая кажется наиболее актуальной, когда речь идет о прогнозировании более высоких уровней общего художественного предпочтения, — это открытость опыту, черта, которая относится к индивидуальным различиям в эстетической чувствительности, интеллектуальному любопытству, воображению и инновационным стремлениям.

Однако анализ данных, показывает, что существует статистически значимая положительная связь между выбором импрессионизма, как более предпочтительного направления, и экстраверсией (rs  = 0,373, р = 0,046), аккуратностью(rs = 0,582, р = 0,001), активностью(rs  = 0,598, р = 0,001), ответственностью(rs  = 0,420, р = 0,023), самоконтролем(rs = 0,504, р = 0,005), предусмотрительностью(rs = 0,409, р = 0,028). Это означает, что чем выше в процентном соотношении предпочтения в пользу импрессионизма преобладают над абстрактным экспрессионизмом или кубизмом, тем сильнее выраженность перечисленных выше качеств. Такой результат дает основание предположить, что данные психологические особенности выступают детерминантами индивидуальных предпочтений в изобразительном искусстве.

Подводя итог, можно сказать, что восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как сложный многоуровневый процесс коммуникации между художником и зрителем, включающий работу зеркальных нейронов.  Можно утверждать, что искусство формирует особые стратегии познания, качественно отличающиеся от выдвигаемых классической наукой.

Поставленная гипотеза подтвердилась — существует положительная взаимосвязь между предпочтениями в изобразительном искусстве и личностными особенностями, что подтверждается корреляционным анализом.

Стоит отметить, что помимо личностных черт, детерминантами индивидуальных предпочтений в изобразительном искусстве могут выступать демографические характеристики (пол, возраст) и уровень образования.

В качестве дополнительной задачи исследования выступало изучение стратегий восприятия картин, относящихся к направлениям импрессионизма и абстракционизма, с помощью айтрекера (прибора для регистрации движений глаз RED-250). Были выявлено, что траектория движений глаз у испытуемых, предпочитающих более репрезентативные формы изобразительного искусства отличается от траектории движений глаз тех, кто выбирал абстрактную живопись. Однако из-за недостаточного количества испытуемых не представляется возможным выявление достоверных различий на данном этапе исследования.

Разработка стимульного материала и определение основных механизмов эстетического восприятия может служить как дополнительный метод в психодиагностике. Результаты данного исследования могут применятся в сфере маркетинга и дизайна, при выявлении стимулов, задающих аттрактивность среды для определенной аудитории.