«Необычное» обычное право цыганской народности

Цыганское право и его приемственность.

Право является самостоятельным общественным институтом и социально-нормативным регулятором человеческой жизнедеятельности. Простыми словами оно представляет собой правила поведения в рамках конкретного общества. Как любое иное явление право имеет свои признаки, идентифицирующие его в среде иных социальных регуляторов. К таким признакам, например, относят нормативность, интеллектуально-волевой характер, системность, формальную определенность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Интерес представляет признак «государственное принуждение». Как отмечает С.С. Алексеев, государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию [1, с. 197]. Таким образом, государственный характер является неотъемлемым признаком права. Однако что обстоит с теми народами, которые своего государства не имеют? Обычно такие народы вынуждены существовать на территории того или иного государства, приспосабливаясь к его законодательству. Однако существуя сотни лет и ведя кочевой образ жизни, такие народы могут на основе собственного быта и складывающихся традиций вырабатывать собственные правила поведения. Какие социальные регуляторы имеются в таком случае? В рамках настоящей работы интерес представляет обычное право цыганской народности.
В истории России цыганам отводились отдельные нормативно-правовые акты, то регулирующие места их поселения (например, Указ императрицы Анны Иоанновны от 13 сентября 1733 года – жить в Ингерманландии), то, наоборот, расселяющие цыган в разных уголках России (например, при Николае I и Александре II) [2]. В любом случае, ни такого рода меры, ни даже установление уголовной ответственности за бродяжничество, не помогли полностью искоренить кочевой образ жизни цыган.

Основа цыганского права


В основе цыганского права лежит один важный постулат, который позволяет сохранять цыганам свою народность без существования собственного государства, а также иметь собственное право – «ром-ромэса, гаджё-гаджеса» (цыг.), что означает «цыгану – цыганское, не цыгану – не цыганское» [3, с. 66]. Из этого вытекают, в частности, особенности права цыган. Одна из особенностей – неписанный, обычный характер норм. Н.Г. Деметер отмечает, что у цыган невозможна словесная формулировка закона – это табу, и закон силён именно этими запретами, и, оттого, что его нельзя ни сформулировать, ни обсуждать, он становится ещё сильнее [4, с. 280]. Рассмотрим особенности цыганского права на примерах отдельных институтов. В своём исследовании мы будем опираться на работу В.Г. Торопова и В.К. Калинина «Феномен обычного права цыган России». Во многом это продиктовано отсутствием иных полных и информативных исследований рассматриваемой темы. Сами авторы отмечают, что «в науке здесь большое белое пятно, так как ученые, изучая обычаи цыган, очень редко задавались вопросом об их роли регулятора в цыганском обществе, из-за чего мы практически не имеем правовых оценок тех или иных обычаев этого народа». В данной работе учёные обратили внимание на обычное право цыган через призму их субъективных прав. Мы же постараемся сгруппировать субъективные права в институты и отрасли объективного права и рассмотреть их подробнее, в том числе, сравнивая с родственными нормами российского права.
Как отмечают некоторые авторы, совершенно очевидно, что воспроизводство и брак лежат в основе цыганского права [4, с. 280]. В этой связи, начнём с данного института.
Семейное обычное право устанавливает средний брачный возраст для мужчин – 15-17 лет, для женщин 12-13 (у некоторых цыганских народов – 9-10 лет). Обычай ранних браков защищает как цыганских девушек, так и цыганских юношей от возможности создать семью с человеком другой национальности [2]. Брак считается заключенным после того, как жених «валял» невесту, лишая её при этом девственности, и принародно, перед всеми цыганами, пришедшими на свадьбу, предъявлял свидетельство девственности невесты (окровавленный платок). В целом же по цыганским обычаям признаётся семья, созданная с соблюдением определенных ритуалов: сговор невесты, сватовство, свадьба. Но следует сделать оговорку, нормы обычного права у разных цыганских народов могут различаться. Так, например, русские цыгане не платят выкуп за невесту, в то время как крымские цыгане платят. Цыганское право предписывает мужчинам и женщинам состоять в браке и иметь детей; холостых и без¬детных осуждает общественное мнение. Цыганский брак существует при доминирующем положении мужчины в семье. Женщина по закону всегда находится под опекой мужчины. Старший сын в случае преждевременной кончины отца заботится и опекает сестёр и мать. Вдовые цыганки нередко проживали в семье брата с детьми, если повторно не выходили замуж [2]. Кроме того, имеют место даже такие, по российским меркам, абсурдные нормы, как, например, «присутствие женщин на более высоком этаже дома оскверняет обитателей нижних этажей».
Гражданское обычное право запрещает вести свою деятельность там, где её уже осуществляют другие цыгане. Договорное же право также отличается своими особенностями, которые в основном выражаются в исключительно устном, неписаном характере сделки. При этом заключать сделки при свидетелях не запрещается. В отличие от России, где форма договора во многих случаях должна быть обязательно письменной, устный характер цыганской сделки продиктован устным характером самого социального регулятора – обычая.
Институт собственности – центральный институт гражданского права. Обычное право цыганской народности также не обошло стороной эту сферу отношений. У цыган признана частная собственность, которая в семье принадлежит её главе. Также есть информация о существовании у цыган общетаборной или общественной собственности. Способы прекращения права собственности похожи на правовые в российском обществе (через суд). Собственности цыган может быть лишён по решению сходки за неуплату долга, обман и др. Как будет отмечено далее, одним из наказаний для цыган является изгнание из табора. В таком случае он также лишается своего имущества, которое остаётся в семье. Институт собственности в России сыграл немалую роль для смены статуса цыган с кочевого народа на оседлый. После 1956 года цыгане, получая от советского государства субсидии на строительство домов, зачастую этим злоупотребляли, извлекая прибыль от продажи таких домов и получая субсидии на строительство новых.
В рамках института собственности В.Г. Торопов и В.К. Калинин отмечают ещё одно интересное право цыган – иметь частную собственность на землю. Учитывая историческое кочевое прошлое цыган, данное право выглядит «белой вороной» среди многих рассматриваемых прав. Кочевым цыганам собственность на землю была не нужна, так как они использовали её для перемещения как ареал. В Российской империи такое незаконное использование земли нарушало право частных собственников, а цыгане обосновывали свои притязания «давно уже канувшим в Лету — правом людей Земли, проживающих в той или иной её части».
Трудовое право цыган практически не исследовано. Известно только, что цыганский труд не знал таких понятий, как норма выработки, рабочее время или выходные дни.
Касательно следующего права можно было бы провести аналогию с отраслью конституционного права. Хотя говорить о данной отрасли следует крайне условно ввиду того, что конституционное право часто ассоциируется с правом государственным (с отдельными оговорками). А так как цыгане не имеют государства, речь можно вести лишь об отдельных правах человека и гражданина, которые в государствах регулируются конституционным правом. Рассмотрим некоторые права из данной области. Интересными выглядят способы разрешения конфликтов, которые у цыган, как и у нецыган, делятся на судебные и внесудебные. Е. Афанасьев отмечает, что внесудебный порядок характерен для конфликтов внутри семей, родов, конфликтов, «позор которых перевешивает их тяжесть». Такие конфликты разрешает старший рода, слово которого имеет большой «рассудительный» авторитет. Несмотря на это, цыгане долгое время добивались права на суд (выделено мной – А.П.) и имели таковое. Цыганский суд называется «крис» (у русских цыган – «сэндо») и распространяет свою юрисдикцию только на цыган. Он носит непостоянный характер и собирается только когда «угроза не решения дела вызовет в обществе достаточно опасений». Юрисдикции других судов (да и вообще правоохранительных органов) цыгане не признают, а это говорит о безальтернативности данного суда. В этой связи, Е. Афанасьев замечает, что судебную практику, в которой главными действующими лицами были бы цыгане или цыгане и гаджё, найти практически невозможно.
Суд включает в себя процедуру дознания (цыг. – синдос). На этой стадии происходит заслушивание обвиняющего, обвиняемого и свидетелей. На данной стадии решается вопрос о виновности. Если виновен, решение выносится так называемой сходкой судебной. Этот «орган» представляет большую святыню для цыган, поэтому никто, кроме них самих такую сходку не видел, и информации о ней нет. Судебный процесс исключительно устный, неформализованный и может проходить в любых формах (даже застолья). Есть различия, например, с российским процессом в характере обеспечения правдивых показаний. Цыгане не предупреждаются об ответственности за ложные показания, а имеет место клятва, божба с иконой. Несмотря на такую, казалось бы, примитивность, крис является очень справедливым органом. Во-первых, потому что он гласный и демократичный, — процесс находится на виду у общины. Во-вторых, старейшины знают цену своей репутации и неподкупны. Несмотря на безапелляционность решений по обычному праву, высшая инстанция, как ни странно, у цыганского суда существует и представляет собой такой же крис, но собранный из более авторитетных старейшин. В литературе по цыганскому праву не встречается информация об отграничении истца и ответчика от обвиняющего и обвиняемого. Вероятно, форма судебного разбирательства в обоих случаях одна, а при выборе вида санкции учитывается характер совершенного деяния. К слову, в характере наказаний также есть различия с тем же российским правом. Например, есть такое наказание как признание обвиняемого «не вхожим в приличный дом», что является очень тяжким наказанием для цыган, поскольку предполагает отлучение от общины [3, с. 69]. По нашему мнению, это некий аналог «изгнания» в Древнем Риме.
Следующее право – право на неприкосновенность жилища. Данное право весьма необычно для цыган, учитывая их во многом кочевой образ жизни. Безусловно, сегодня подавляющее большинство цыган ведут оседлый образ жизни, однако правовой обычай был сформирован до этого. У кочующих цыган основное средство проживания – палатка и кибитка. Современное понимание жилища (как, например, в УК РФ или ст. 5 УПК РФ) вряд ли относится к рассматриваемому вопросу. Там нет запорных устройств, дверей, фундамента и т.д. Однако это является их жилищем. И, как отмечается в литературе, право на жилище в цыганской жизни нарушалось именно представителями публичной власти в лице полиции.
Другое право – право на мирные сходки (без оружия) для решения различных вопросов в жизни цыган [2]. Оно корреспондирует существующему во многих правопорядках праву на собрания, митинги, шествия и пикетирования (например, ст.31 Конституции РФ). Сходка – это характерное явление цыганского народа, ведущего таборный образ жизни. Однако в отличие, например, от России, целевое назначение сходки – не недовольство действующей властью, поскольку государственной власти у цыган нет. Скорее, сходка – это инструмент решения насущных вопросов в цыганском обществе. Например, один из авторов работы «Феномен обычного права цыган России» был свидетелем, как в одном из городов Центральной России состоялась сходка, на которой предполагалось разрешить имущественный спор. Сторона истца, а это были русские цыгане, оповестила сторону ответчика о времени и дне сходки. Был арендован транспорт, на котором родственники истца уехали к ответчику. После долгих разбирательств спор всё же был разрешен по цыганскому обычаю. Ответчики признали имущественные претензии и необходимость их удовлетворения, оплата же транспорта была проведена по обычаю истцами. Однако наличие на повестке дня какого-либо вопроса не обязательно. Сходка может быть организована, например, для того, чтобы навестить больного в больнице.
Как бы странно не звучало, но обычаи признают за цыганами право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственного и местного самоуправления, государства, на территории которого они проживают. Примеры таких обращений существуют в истории. Один из них — письмо-обращение цыганской интеллигенции России в правительство Российской Федерации (Министерство юстиции и культуры) с просьбой о признании Цыганской Культурной Автономии. Утверждение Автономии в Правительстве России произошло 25 ноября 1999 года.
Следующее право — право на свободное использование своих способностей и имущества для традиционной (разрешенной цыганским законом) предпринимательской и иной экономической деятельности. Цыгане в силу традиций используют свои способности к труду по отношению к кузнечному ремеслу, ювелирному ремеслу, ремеслу изготовителей металлической посуды, решёт, корзин и кирпичей, коневодству, музыкальной деятельности, то есть тому, что из поколения в поколения переходит внутри цыганского общества, что присуще ему уже чуть ли не на генном уровне (пение дано цыганам от природы).
Традиционные для русских сферы деятельности – педагогика, медицина для цыган не являются доступными. Видимо, это продиктовано нежеланием лишний раз связываться с нецыганами (гаджё). Весьма интересный факт — попрошайничество, что так легко сегодня можно заметить в каждом городе любого региона России, самим цыганским сообществом не поощряется, и характерно лишь для некоторых этнических групп цыган из Средней Азии.
Весьма интересно следующее положение — гарантом защиты традиционных цыганских прав и свобод признаётся цыганский суд, цыганская сходка, старейшины, вожак табора. В российском праве в голову невольно приходит положение ч.2 ст.80 Конституции: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». В рассматриваемом положении цыганского обычного права упоминаются наиболее авторитетные правовые институты, своего рода аналоги органов и должностных лиц. В цыганском обществе они наделены определенной «юридической» силой. Часть из них мы уже рассмотрели (например, крис и цыганскую сходку). Старейшины родов — это умудрённые жизненным опытом пожилые цыгане, которые, обладая большим авторитетом среди цыган, сохраняют межродовые отношения, гася межродовую неприязнь, борясь с проявлениями кровной мести, если таковая может возникнуть, сохраняя единство таборов, если в них проживают люди разных родов. Вожаки — администраторы кочевых населенных пунктов — соблюдали целостность таборов. Они реализовывали административное обычное право цыган, то есть межтаборные отношения [2].
Касательно отрасли уголовно-процессуального права, аналог цыганского обычного права проявляется в презумпции невиновности. То есть обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана путём соблюдения всех процедур судебной сходки. Схоже с российским также такое положение презумпции невиновности, как отсутствие обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность. Но здесь же есть и большое отличие. Ввиду исключительно устного характера судопроизводства вовсе не исключены неустранимые сомнения (свидетель, например, может забыть, брал ли один цыган у другого в долг или нет). Таковые зачастую толкуются не только в пользу обвиняемого. Например, обвиняемому может быть назначено наказание в виде выплаты денег в несколько меньшем размере, чем требует инициатор сходки.
Кроме всего перечисленного в цыганском обычном праве можно проследить запрет наказывать дважды за одно и то же преступление, в чём проявляется имеющийся и в уголовном праве РФ принцип non bis in idem, а также право не свидетельствовать против себя и своих близких. Кроме того, право цыган запрещает им вступать в военные конфликты. Так как у них нет своей земли, то воевать им не за что. В таком случае следует перекочевать на земли, не охваченные военными действиями. Цыгане — миролюбивый народ. Кроме того, большой массив обычного права посвящен ареалам кочевий, таборам, а также традиционному виду деятельности — гаданию.
Цыганское право неотделимо от цыганского народа. Поскольку оно носит характер обычного права, то имманентно присуще такому народу, разработано им и всецело исполняется. Цыганское обычное право не делит права на главные и второстепенные. Все права одинаково важны, так как это единственный и весьма действенный национальный регулятор межчеловеческих отношений в цыганском обществе. Особенности обычного права цыган продиктованы их образом жизни, многие нормы имеют на себе отпечаток кочевого образа жизни цыган. У них нет понятия недвижимого имущества, земельные отношения регулируются лишь в контексте ареала кочевий. Поскольку цыгане заняты в основном собственным хозяйством, трудовое право также не регламентируются. Есть особенности регламентации так называемых хоров, поскольку цыгане «музыкальный народ». Ещё цыганское обычно право сформировано на признаке национальной обособленности, в чем проявляется принцип «ром-ромэса, гаджё-гаджеса».
Следует сказать, что сегодня цыгане всё больше адаптируются к традиционным государственным правовым институтам. Как отмечается в литературе, среди русских цыган не сложно встретить межнациональный брак. Кроме того, браки всё чаще регистрируются в органах ЗАГС. Цыгане изменяют своим обычаям носить всё ценное при себе, стало нормальным доверять ценности каким-либо учреждениям (банкам, сберкассам). Дети цыган ходят в государственные школы и даже получают социальную помощь [5, с. 66]. Тем не менее, такая адаптация цыган к «чужеродному» праву не отрицает существование и нормативную силу цыганского закона, представляющего собой совокупность принципов, обычаев, традиций, по которым цыгане обязаны жить с соплеменниками и вести свои отношения с людьми окружающего их мира, и нарушение которых влечёт суровые санкции, для многих хуже самой смерти.

Есть дополнения? Присылай свою статью ответ нам в редакцию, принимаются темы:

Цыганское право в Европе.

Цыганское право в Америке

Цыганское право и его история.