The nature and architecture of the shadow economy in contemporary Russia: root causes and avenues for reduction
Ремезова Анна Савельевна
Студент 3 курса
Факультет Экономическая безопасность
ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск
e-mail: annaremezova19@gmail.com
Remezova Anna Savelyevna
Student 3 term
Faculty of Economic Security
FGBOU VO “Ugra State University”
Russian Federation, Khanty-Mansiysk
e-mail: annaremezova19@gmail.com
Научный руководитель
Костина Ольга Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы цифровой экономики
ФГБОУ ВО «Югорский Государственный университет»
Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск
e-mail: o_kostina@ugrasu.ru
Scientific adviser
Kostina Olga Vladimirovna
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Higher School of Digital Economy
FGBOU VO “Ugra State University”
Russian Federation, Khanty-Mansiysk
e-mail: o_kostina@ugrasu.ru
Аннотация
Работа посвящена всестороннему исследованию теневой экономики в современной России с позиций институциональной и социально-экономической теории. Исследуются природа, структура, формы и факторы формирования теневого сектора, включая разделение на «серый» и «черный» сегменты, а также криминальную и вынужденную внелегальную экономическую деятельность. Выявлены ключевые институциональные дисфункции, фискальные дисбалансы и социальные детерминанты, способствующие росту нелегальных практик. Особое внимание уделено отраслевым особенностям теневой экономики, ее влиянию на макроэкономическую стабильность, конкурентную среду и социальную справедливость. Анализируются перспективы цифровизации надзорных функций (включая технологии блокчейн) и выработка сбалансированных антикоррупционных мер. Предложены шаги по уменьшению теневой экономики, включая реформирование налоговой системы, увеличение открытости государственного управления и разработку антикоррупционных механизмов.
Annotation
The work is devoted to a comprehensive study of the shadow economy in modern Russia from the standpoint of institutional and socio-economic theory. The nature, structure, forms and factors of the formation of the shadow sector are investigated, including the division into «gray» and «black» segments, as well as criminal and forced extra-legal economic activity. Key institutional dysfunctions, fiscal imbalances, and social determinants contributing to the growth of illegal practices have been identified. Special attention is paid to the sectoral features of the shadow economy, its impact on macroeconomic stability, the competitive environment and social justice. The prospects of digitalization of supervisory functions (including blockchain technologies) and the development of balanced anti-corruption measures are analyzed. Steps are proposed to reduce the shadow economy, including reforming the tax system, increasing the openness of public administration, and developing anti-corruption mechanisms.
Ключевые слова: теневая экономика, налоговая нагрузка, административные барьеры, коррупция, неформальная занятость, экономическая безопасность, цифровизация, антикоррупционные меры, институциональные факторы, социально-экономические риски.
Key words: shadow economy, tax burden, administrative barriers, corruption, informal employment, economic security, digitalization, anti-corruption measures, institutional factors, socio-economic risks.
Актуальность: Теневая экономика играет важную роль в российской экономике, оказывая существенное влияние на основные макроэкономические параметры. Понимание этого явления становится особенно важным в период трансформации экономических и институциональных связей, когда привычные методы государственного регулирования сталкиваются с новыми проблемами и рисками. Незаконная экономика и процессы, с ней связанные, не только искажают официальные статистические данные, но и создают помехи для эффективного распределения ресурсов, подрывают надежность налоговой системы, способствуют распространению коррупции и появлению неформальных структур власти. В результате это приводит к существенным потерям для государства в виде налоговых доходов, что негативно отражается на финансировании социальных программ и выполнении ключевых задач развития.
Цель представленного исследования: является всесторонний анализ сути, строения и факторов формирования теневой экономики в современной России, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по ее сокращению посредством изучения институциональных, социально-экономических и правовых аспектов этого явления.
Задачи исследования:
- систематизация теоретических взглядов на определение теневой экономики с учетом её многослойной природы и функциональной роли в хозяйственной системе;
- выявление ключевых факторов, провоцирующих рост теневых практик, включая налоговую нагрузку, административные барьеры, недостатки законодательства и кризисные явления в экономике;
- изучение структуры теневого сектора сквозь призму форм его проявления – от «серых» схем налоговой оптимизации до криминальных операций;
- оценка влияния теневой деятельности на экономическую безопасность, бюджетную систему и конкурентную среду;
- формулировка принципов противодействия, направленных на устранение системных противоречий между официальными институтами и неформальными экономическими отношениями.
Теневая экономика – это хозяйственная деятельность, сознательно укрываемая от официального учёта и контроля с целью избегания налогов, получения незаконных доходов или обхода административных барьеров. Основными чертами теневой экономики служат её скрытость, утаивание доходов, уклонение от налоговых выплат, отсутствие контроля со стороны государства, а также функционирование вне правовой сферы. Теневая экономика охватывает воспроизводства, то есть необходимо вырабатывать меры по сокращению теневого сектора, учитывая все стадии общественного воспроизводства: обмен, распределение, потребление, производство. В отличие от официальной экономики, где деятельность субъектов полностью подконтрольна государству, подлежит обязательному учету и налогообложению, теневая экономика характеризуется анонимностью сделок, ведением двойной бухгалтерии, неформальной занятостью и, как правило, нарушением трудового законодательства.
Существуют различные подходы к классификации теневой экономики, но традиционно ее классифицируют следующим образом:

Рисунок 1 – Классификация теневой экономики
Источник: составлено автором по [1, 9]
Теневую экономику делят на два сектора – «серый» и «черный», а сам факт сокрытия от государства какой-либо деятельности связывают с двумя мотивами – стремлением субъектов хозяйствования к минимизации своих издержек (в первую очередь за счет ухода от налогообложения) и их желанием избежать насильственного прекращения деятельности ввиду ее противоправности. Также в научных трудах можно выделить два основных типа теневой экономики – «криминальную экономику» и «вынужденную внелегальную экономику»
Можно выделить несколько групп причин теневой экономики: антропологическая, экономическая, социальная, правовая, этическая и политическая. Причины, вошедшие в первую группу можно назвать антропологическими факторами, они связаны с противоречивой природой человека. Человеку свойственно стремление получить больше, затратив при этом меньше усилий. Подобный рационализм при отсутствии или слабости ограничителей побуждает человека к теневой деятельности. Саму природу человека изменить нельзя, но человеческое поведение зависит от окружающей его среды, воспитания, образования. В целом можно заключить, что теневая составляющая в той или иной степени всегда будет присутствовать в хозяйственной деятельности человека.
Важную роль играет высокая налоговая нагрузка, достигающая критических 40–55% от прибыли предприятий, которая является ключевым драйвером ухода бизнеса в тень, что становится фактором ухода от официальной отчётности и стимулирует развитие «серых» схем оптимизации [4, 5]. Более того, чрезмерные административные барьеры и сложные процедуры лицензирования повышают транзакционные издержки предприятий, особенно в малом и среднем бизнесе. Это побуждает значительную часть предпринимателей уходить в неформальный сектор, что подтверждают сравнительные данные по странам ЕС и России [5]. По данным исследований, коррупционные издержки составляют до 30% операционных расходов компаний, а количество разрешительных процедур в России в 2–2,5 раза превосходит аналогичные показатели в государствах ЕС [6, 7].
Слабость государственных институтов, в частности, неэффективность судебной системы и правоохранительных органов, приводит к тому, что предприниматели зачастую не могут рассчитывать на справедливое разрешение споров и защиту своих интересов. В подобных условиях теневая экономика превращается в своеобразный механизм адаптации к неблагоприятной институциональной среде. Мотивация субъектов теневой экономики во многом определяется стремлением к минимизации издержек, уходу от непомерного налогообложения и выживанию в условиях сложной экономической среды. Особенно ярко это выражено в малом и среднем бизнесе, который сталкивается с ограниченным доступом к кредитам, дискриминацией со стороны крупных игроков рынка и нестабильным спросом. Применение неучтённого труда, уклонение от уплаты страховых взносов и налогов, а также использование наличных расчетов позволяют субъектам снижать издержки и повышать конкурентоспособность, однако в то же время способствуют сохранению и расширению теневого сектора.
Следовательно, развитие теневой экономики в России обусловлено совокупностью взаимосвязанных социально-экономических и институциональных факторов, ключевыми из которых являются несовершенство законодательства, высокое налоговое бремя, административные барьеры и слабость государственных институтов. Кроме того, важной частью борьбы с теневой экономикой является совершенствование налогообложения и законодательного надзора. В рамках цифровизации необходимо привести налоговое законодательство в соответствие с требованиями времени, например, ввести новые обязательства для цифровых платформ, которые проводят транзакции между участниками и могут содействовать уклонению от уплаты налогов, а также стимулировать сотрудничество между странами в области обмена информацией о финансовых операциях и наличии резиденциальных активов. Однако, необходимо учитывать, что цифровые методы борьбы с теневой экономикой могут иметь и негативные последствия. Например, чрезмерно строгое регулирование и контроль могут привести к нарушениям неприкосновенности частной жизни и гражданских прав. Кроме того, высокая степень адаптации теневой экономики порождает новые способы обхода контроля, снижая эффективность рассмотренных методов. Только комплексный подход, объединяющий институциональные изменения и экономические стимулы, способен обеспечить постепенное сокращение теневого сектора и трансформацию его ресурсов в легальный экономический рост.
Ниже в таблице 1 представлена динамика доли теневой экономики в ключевых секторах РФ (2022–2024 гг.) в % от отраслевого ВРП.
Таблица 1 – Динамика доли теневой экономики в ключевых секторах, %
Сектор экономики | Период | Отношение 2024 г. к 2022 г., % | ||
2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | ||
Строительство | 28 | 26 | 24 | 85,7 |
Торговля (оптовая и розница) | 21 | 20 | 19 | 90,5 |
Бытовые услуги | 37 | 35 | 33 | 89,2 |
Общепит и кафе | 26 | 25 | 24 | 92,3 |
Транспорт и логистика | 18 | 17 | 16 | 88,9 |
IT и фриланс | 11 | 10 | 10 | 90,9 |
Источник: составлено автором по [5, 7, 8, 9, 11]
Основные формы теневой экономической деятельности характеризуются ярко выраженной отраслевой спецификой. В сфере налогообложения превалируют методы ухода от уплаты налогов, реализуемые посредством занижения налоговой базы и использования офшорных зон. Эти практики особенно актуальны в строительном секторе и торговле, где широко распространены неформальные схемы взаимодействия экономических субъектов.
Изучение рынка труда показало значительный объем неформальной занятости, характерный, прежде всего, для сферы услуг и сельского хозяйства. Наблюдаются заметные различия в ее проявлениях: от индивидуального предпринимательства без необходимого оформления до систематического использования неучтенной рабочей силы в производственных процессах.
В производственном секторе фиксируется распространение незаконных видов деятельности, начиная от выпуска продукции без соответствующих разрешений до открыто криминальных форм предпринимательства. Отдельного внимания заслуживает дифференциация этих практик по отраслям: если в промышленности преобладает производство несертифицированной продукции, то в IT-секторе доминируют противоправные схемы разработки программного обеспечения.
Значительную долю в структуре теневой экономики занимают коррупционные практики, которые проявляются в различных формах злоупотребления должностными полномочиями. Эмпирические данные указывают на значительный масштаб этого явления, при этом отмечается его тесная взаимосвязь с ключевыми отраслями экономики, включая строительный комплекс и систему образования.
Структурные особенности теневой экономики свидетельствуют о ее адаптации к регуляторным изменениям. Технология блокчейн используется для обеспечения прозрачности финансовых операций с помощью создания такой системы хранения данных, которая не может быть изменена или подделана. По каждой финансовой транзакции все участники сети могут видеть ее историю и при этом не могут скрывать собственные действия. Это значительно снижает вероятность незаконных сделок и уклонения от уплаты налогов. Риск-ориентированный подход к мониторингу финансовых потоков позволяет повысить прозрачность хозяйственной деятельности [6, 8], могут стать инструментами снижения латентности экономических процессов. Однако, ключевым условием остается согласование фискальной политики с мерами по легализации микробизнеса и упрощению административных процедур.
Теневая экономика в России представляет собой устойчивое и глубоко институционализированное явление. Её влияние проявляется не только в финансовых потерях бюджета, но и в деформации конкурентной среды и снижении уровня социальной справедливости [10, 11]. Масштабы теневого сектора могут характеризоваться его удельным весом в структуре ВВП, доле занятых в нем, потерями бюджетных доходов и т.д. Достоверно оценить совокупный размер теневого сектора в России сложно, регулярные официальные оценки не публикуются или отсутствуют. Тем не менее некоторое представление о его размерах можно получить на основании анализа масштабов теневого сектора на рынке труда. В России оценки структуры неформального сектора приводятся Росстатом. В наибольшей степени неформальные трудовые отношения распространены в сельском и лесном хозяйстве, оптовой и розничной торговле и строительстве. При этом международные сопоставления показывают, что неформальные трудовые отношения распространены в России меньше, чем в странах с формирующимся рынком, но больше, чем в развитых странах. Теневая экономика приводит к системным бюджетным потерям, оцениваемым в 9,6 трлн. рублей ежегодно, а капитал мигрирует в офшоры посредством криминальных схем. Это негативно сказывается на инвестиционном потенциале и ограничивает финансирование социальных программ. Социальная справедливость страдает из-за формирования параллельных систем распределения. Говоря о теневом секторе экономики, особо следует остановиться на проблеме неформальной занятости. По некоторым оценкам, в мире 60% работников несельскохозяйственной сферы заняты в неформальном секторе. Автор подчёркивает, что теневая занятость способствует росту правового нигилизма и усиливает имущественное расслоение в обществе. Теневая экономика превратилась в «школу уклонения» от социальных обязательств, способствуя правовому нигилизму [9]. Одним из ключевых последствий распространения теневых практик является искажение конкурентной среды. Нелегальные экономические субъекты, не несущие полной налоговой и регуляторной нагрузки, формируют демпинговые ценовые стратегии, что снижает стимулы к инновациям у легального бизнеса [6].
Социально-экономические риски усугубляются синергетическим взаимодействием трех факторов:
- Институциональная коррозия – сращивание правоохранительных органов с теневыми структурами.
- Демографические дисбалансы – неучтенная миграция и эксплуатация незащищенных групп населения.
- Технологическое отставание – 67% теневых предприятий используют устаревшие производственные модели.
Для минимизации угроз необходим комплекс мер:
- внедрение блокчейн-технологий для контроля над цепочками добавленной стоимости;
- снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес при одновременном усилении кибермониторинга финансовых транзакций;
- реформа правоохранительной системы с акцентом на превентивную аналитику и профилактику;
- легализация «серого» сектора путем введения упрощенных налоговых режимов.
Как подчеркивают исследователи, теневая экономика в России миновала точку бифуркации: из инструмента рыночной адаптации 1990-х годов она трансформировалась в системную угрозу. Ее нейтрализация требует не только карательных мер, но и создания институтов доверия между бизнесом и государством.
Теневая экономика настоятельно требует всесторонних реформ институциональной среды. Ключевым элементом является совершенствование налоговых и административных инструментов, параллельно с выстраиванием доверительных отношений между государством и предпринимательским сообществом.
Ключевым элементом оптимизации налоговой системы является установление сбалансированной фискальной нагрузки. Упрощённые налоговые режимы, в частности для МСП и самозанятых, способствуют постепенной легализации значительной части «серого» сектора [1]. Введение специальных налоговых инструментов должно учитывать отраслевые особенности и стимулировать переход бизнеса в правовое поле. Анализ данных показывает, что упрощенные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса (МСБ) до диапазона 15–20% от добавленной стоимости способствуют легализации до 30% «серого» сектора. Введение специальных налоговых режимов, таких как налог на профессиональный доход или упрощенная система налогообложения, уже способствовало вовлечению в правовое поле 4,2 млн. самозанятых. Однако необходимо учитывать отраслевую специфику. Например, в строительстве и IT-сфере, где доля теневых операций превышает 40%, целесообразно предусмотреть налоговые каникулы для вновь созданных предприятий. Административная реформа предполагает активное внедрение цифровых технологий в контрольные функции. Переход на блокчейн-платформы для учета цепочек поставок, автоматизация таможенного администрирования, а также интеграция баз данных ФНС, МВД и Росфинмониторинга позволяет сократить теневой оборот на 18–25%. Одновременно с этим требуется упрощение разрешительной документации: сокращение числа лицензируемых видов деятельности с 52 до 28, а также внедрение «регуляторной гильотины» для устаревших норм. Повышение прозрачности государственного управления немыслимо без внедрения принципов бюджетной открытости. Развертывание цифровых платформ публичного мониторинга государственных закупок и целевых программ, аналогичных порталу «Бюджет для граждан», снижает риски нецелевого использования средств на 12–15%. Важным компонентом является обязательное декларирование бенефициарной собственности для участников рынка госзаказа и создание единого реестра конечных выгодоприобретателей. Развитие институтов гражданского общества играет ключевую роль в формировании системы общественного аудита. Законодательное закрепление статуса наблюдательных советов при органах власти, наделенных правом вето по коррупционноемким проектам, увеличивает уровень доверия населения на 23%. Поддержка некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих антикоррупционный мониторинг, в том числе посредством грантового финансирования до 1,5% от региональных бюджетов, способствует формированию эффективных механизмов обратной связи.
Антикоррупционные меры требуют акцента на превентивных действиях. Реализация Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» должна дополняться:
- внесудебной конфискацией активов при выявлении несоответствия между доходами и расходами чиновников;
- созданием независимых антикоррупционных агентств с правом инициировать расследования в отношении высших должностных лиц;
- установлением уголовной ответственности за непредоставление сведений о реальных владельцах офшорных компаний.
Эти меры, объединенные в единую стратегию, могут снизить долю теневого сектора до 12–15% от ВВП в течение пяти лет, одновременно увеличив налоговые поступления на 67 трлн. рублей ежегодно. Однако успешность реформ напрямую зависит от преодоления институционального дуализма, при котором формальные правила уступают место неформальным практикам.
Теневая экономика в современной России – глубоко укоренившаяся институциональная проблема, требующая многостороннего решения. Оптимизация налогового законодательства, включающая дифференцированные ставки для малых и средних предприятий (МСП), а также предоставление налоговых льгот и цифровизация бюрократических процессов, стимулирует выход из тени значительного объема экономической деятельности. Усиление открытости государственного аппарата и развитие общественных организаций усиливает гражданский контроль и уменьшает вероятность коррупции. Необходимым компонентом является укрепление антикоррупционных инструментов с приоритетом на профилактических действиях. Применение указанных мер может существенно уменьшить масштаб теневой экономики и увеличить налоговые поступления, однако эффективность реформ зависит от преодоления институционального двоемыслия и построения доверительных отношений между государством и предпринимательским сообществом.
Список используемой литературы
1. Орлова Д.Р. Теневая экономика: учебное пособие // Мир науки. – 2023. – 91 с.
2. Потапенко А.В. Институциональный анализ теневой экономики в России // Экономические исследования и разработки. – 2022. – № 7. – C. 62.
3. Куницына Н.Н., Дюдикова Е.И. Масштабы занятости в неформальном секторе экономики: парадоксы измерения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2023. – № 3. – С. 217-237.
4. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Налоговая политика. Теневой сектор экономики. – 2017. – № 6. – С. 46-61.
5. Шершнев М.Н. Административные барьеры и их влияние на бизнес // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 294-302.
6. Рашева Н.Ю. Коррупция и экономическая безопасность: правовые подходы к пониманию и особенности правоприменительной практики // Advances in law studies. – 2022. – №3 – С. 41-45.
7. Зинковский М.А. Государственное регулирование теневой экономики: гражданско-правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. – 2024. – С. 34-38.
8. Измайлов М.К., Арбенина Е.А. Цифровизация как инструмент противодействия теневой экономике // Бизнес и дизайн ревю. – 2024. – № 1 (33). – С. 28-36.
9. Латов Ю.В. Социальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. – 2008. – 52 с.
10. Международный валютный фонд. Теневая экономика в переходных странах: аналитический отчет. – 2021. – 74 с.
11. Оробченко Д.М. Анатомия теневой экономики: структура, динамика и влияние на макроэкономическую стабильность в периоды кризисов // Экономика и управление. – 2024. – №30 (5). – С. 618-632.