Криптовалютный рынок: неоправданные ожидания или конец эпохи «криптоэнтузиазма»
Статья посвящена анализу современного состояния криптовалютного рынка, основным тенденциям и противоречиям его функционирования.
Ключевые слова: криптовалюта, криптовалютный рынок, криптоиндустрия, биткоин.
Термин «криптовалюта» был впервые упомянут в статье Crypto currency, опубликованной в издании Forbs в 2011 г., однако исторически первая криптовалюта Bitcoin, созданная программистом/коллективом программистов под псевдонимом Сатоси Накомото, функционирует с 2008 г. Данный актив получил стремительное распространение в кругу инвесторов, в короткое время образовав крупномасштабную криптоиндустрию, тем самым, расколов мировое экономическое сообщество на два лагеря — «криптоэнтузиастов» и «криптоагностиков». Первые пророчили новому финансовому инструменту блестящее будущее платежного средства международной значимости, квалифицируя его как самую быструю и стабильную валюту, способную обеспечить глобальные платежи. Вторые подвергли его жесткой критике, утверждая, что существующие криптовалюты демонстируют схожесть с пирамидными схемами и экономическими пузырями, являются крайне нестабильными и, так как не несут никакой ценности, стоимость их будет стремиться к нулю в ближайшее время. По истечении нескольких лет можно объективно и с полной ответственностью заявить об обоснованности скептического отношения «криптоагностиков», предсказавших несостоятельность криптовалютной индустрии. В подтверждение их взглядов, жизненный цикл криптовалюты завершился так же скоропостижно, как и его мгновенное популяризация.
Так, капитализация рынка криптовалют в 2019 г. 195 920,291 млн. долл. США, что на 66 115,651 млн. долл. США или на 50% выше, чем в 2018 г., но на 402 608,708 долл. США или на 67% ниже, чем в 2017 г. (рисунок 1).
На протяжении 2017-2019 гг. неизменно основная часть общей капитализации криптовалютного рынка приходится на Bitcoin, доля которого составляла в 2017 г. — 38% или 229 119,155 млн. долл. США, в 2018 г. — 25% или 67 098,634 млн. долл. США или в 2018 г., в 2019 г. — 66% или 130 580,829 млн. долл. США.
Лидирующая по объему капитализации десятка криптовалют включает в себя Ethereum, Tether, XRP, Bitcoin Cash, Bitcoin SV, Litecoin, Binance Coin, EOS и Cardano. Их позиции в общем рейтинге, соответственно, в 2017-2019 гг. менялись, но удерживали превосходство над остальными (таблица 1).
Таким образом, краткий анализ криптовалютного рынка демонстрирует характерную для него нестабильность, выражающуюся в резких динамических скачках из положительной зоны роста в отрицательную. Так, в течение 2017-2019 гг. рынок пережил стадии подъема, бума, спада, кризиса и очередного подъема. 2017-2018 гг. ознаменовался стремительной популяризацией криптовалют, повлекшей за собой буквально революцию в электронной коммерции. Общая рыночная капитализация криптовалют в данный период составила 598 528,9 млн. долл. США. Первая криптовалюта — Bitcoin — была признана самым быстрым, масштабным и стабильным цифровым активом, способным обеспечить глобальные платежи. Частные кредиторы принимали ее в качестве залога наравне с классическими активами (золото и недвижимость), считая bitcoin высоколиквидным и незатратным. В странах Европы (Германия, Австрия и др.) и Южной Корее bitcoin был приравнен к фиатным валютам и считался удобным вариантом оплаты всевозможных товаров или услуг. Были установлены банкоматы для обналичивания биткоинов в Праге, Братиславе, США и других странах. Крупнейшие торговые сети такие, как Amazon, Ebay и Alza начали принимать биткоины как законную альтернативу для осуществления текущих платежей. Кембриджский университет в Великобритании добавил возможность оплаты образования криптовалютой. В учебных заведениях начали появляться направления и дисциплины, обучающие студентов обращению и детальному рассмотрению криптовалют. MasterCard зарегистрировал патент на реализацию технологии мгновенных денежных транзакций, основанных на технологии блокчейна .
Высокий спрос на биткоин искусственно обеспечивался активной пропагандой его сильных сторон (безопасность, неизменяемость, открытость и псевдонимность) и ложных идей быстрого обогащения и ускоренной глобализации вплоть до антигосударственности. Данная пропаганда разворачивалась на фоне повсеместного недоверия людей к существующим финансовым активам.
«Всемирный психоз» продлился недолго — до конца 2018 г. Одержимость «криптоэнтузиастов» сменилась недоверием и даже безразличием. Так, капитализация рынка криптовалют в 2019 г. составила 195 920,291 млн. долл. США, что на 402 608,708 долл. США или на 67% ниже, чем в 2017 г.
Таблеткой от «гипертрофированного» распространения криптовалют в мировой финансовой системе стало выявление существенных недостатков и значительных рисков, провоцируемых их бурной популяризацией и значительно превосходящих все положительные стороны. Так, «обратной стороной медали» являются следующие факторы:
- Волатильность рынка, высокая вероятность потери средств.
Данный риск связан с необеспеченностью криптовалют, выраженной в отсутствии у них реальной ценности и физического подкрепления. По мнению специалистов, криптовалюта является «финансовым пузырем» с чрезвычайно нестабильной ликвидностью. Данной позиции придерживаются бывший глава Федеральной расчетной системы США А. Гринспен и лауреат нобелевской премии Р. Шиллер. По словам последнего, «нужно сильно напрячь воображение для достижения умозаключения, что действующие криптовалюты обладают внутренней стоимостью» .
Вышесказанное подтверждается фактической динамикой курса криптовалют, существенно подверженной влиянию любого рода информации. Чувствительность курса объясняется тем, что он зависит исключительно от готовности пользователей продавать и покупать за единицы соответствующей криптовалюты, то есть построен на доверии и настроении людей, которые, как известно, крайне изменчивы в зависимости от ситуации в стране, мире, информационной пропаганды через СМИ и, что не мало важно, личной жизненной ситуации. Решения и выбор людей невозможно предсказать и, тем более, стабилизировать. Соответственно, даже незначительный негативный вброс информации способен разом обрушить курс.
Согласно рисунку 2, на протяжении 2011-2019 гг. волатильность биткойна имеет тенденцию к снижению в 2015-2016 гг. по сравнению с первыми годами существования криптовалюты. Тем не менее, в 2018-2019 гг. вновь отмечается возобновившееся увеличение данного показателя, и, согласно прогнозам аналитиков, в обозримом будущем тенденция роста получит дальнейшее развитие. Ожидается, что криптовалюты по-прежнему останутся значительно более волатильными, нежели традиционные деньги и золото. Данное обстоятельство не позволяет криптовалютам полностью реализовать свой потенциал в качестве платежных единиц в мировой экономике.
2.Применение криптовалют в темных сегментах рынка, на осуществление незаконной, криминальной деятельности, в том числе финансирование терроризма, «отмывание» денег .
Такие свойства криптовалют, как децентрализованность и анонимность, полностью исключают возможность государственного регулирования и контроля. Как следствие, криптовалютный рынок становится благоприятной средой для осуществления нелегальных сделок и криминальной деятельности, в том числе финансирования терроризма и «отмывания» (вывода в офшор) денег.
В период отсутствия широкого внимания общественности, спрос на Bitcoin формировали криптоэнтузиасты и различные теневые структуры. Так, в 2011 г. было организовано преступное сообщество во главе с американцем У.Р. Ульбрихтом. Его детище — анонимная торговая интернет-площадка с расчетами в криптовалюте, получившая название Silk Road (англ. «Шелковый путь»). Деятельность данной площадки заключалась в осуществлении посреднической функции в нелегальных сделках купли-продажи, предметом которых выступали наркотики, оружие, фальшивые деньги, порнографию и многие другие запрещенные во многих странах товары. Согласно данным Федерального бюро расследований США, ежегодная капитализация преступной группировки составляла около 15 млн. долл. США. В течение трех лет своего функционирования площадкой было проведено более 1 млн. транзакций, итоговая сумма которых — более 9,5 млн. биткойнов. Silk Road была ликвидирована в 2013 г. в ходе спецоперации ФБР, а ее создатель — арестован и присужден к наказанию в виде двух пожизненных сроков.
Следует отметить, что аналогичные площадки функционируют по сей день. Например, в 2019 г. состоялась успешная спецоперация по ликвидации нелегального интернет-магазина, осуществлявшего расчеты в криптовалюте на территории СНГ — Russian Anonimous Marketplace (RAMP).
Такие атрибуты криптовалют, как децентрализованность (отсутствие централизованного органа управления, эмиссии и контроля), анонимность (скрытость и недоступность для сторонних лиц информации, идентифицирующей личность владельца криптовалютного кошелька и, соответственно, невозможность отслеживания и подделывания осуществляемых конкретным лицом транзакций) и трансграничность весьма привлекательны для предпринимателей и коррупционеров, использующих биткойн в качестве средства легализации доходов, полученных от незаконной деятельности. Особенно активно криптовалюты применяются представителями теневого бизнеса Китая и стран СНГ.
Таким образом, прозрение частных лиц и крупных игроков мировой экономики на существенные слабые стороны криптовалютной системы стало препятствием на ее пути к признанию в качестве «цифрового золота». Таблеткой от «гипертрофированного» распространения криптовалют в мировой финансовой системе стало выявление существенных недостатков и значительных рисков, провоцируемых их бурной популяризацией и значительно превосходящих все положительные стороны.