УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Даниленко К.В.
ksienchik95-2011@mail.ru

Леонова А.В.
alena.leonova.1996@mail.ru

В настоящее время повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития Российской Федерации, поэтому являются наиболее актуальными проблемами в современном мире, так как уровень жизни занимает важную роль в социально-экономической жизни общества. Причиной служит мировой экономический кризис, на фоне которого в обществе произошло значительное падение уровня и качества жизни основной массы населения россиян.

Государство помимо исполнения своих многочисленных функций должно также стимулировать население, с целью повышения общего настроения жителей конкретно взятой страны. А прогнозирование уровня жизни населения и социальная защита являются той неотъемлемой функцией государства, с помощью которой осуществляется стимулирование жизни населения и поднятие общего уровня социально-экономического развития страны. Неосторожность и непродуманность государства в данном вопросе может привести не только к росту социальной напряженности, но и к полному снижению уровня жизни в стране с вытекающими из него необратимыми последствиями.

Правильность расставления приоритетов в социальной политике государства напрямую образует уровень благосостояния населения. Эффективное распределение сил на улучшение качества жизни в свою очередь зависит от того, насколько полно освещены вопросы и насколько полно они показывают реальную картину проблем в современном обществе. Решение вопросов и проблемных участков уровня и качества жизни в большей степени зависит от направления и темпов будущих преобразований в стране, и в итоге, политическая, и экономическая стабильность в обществе. Процесс решения данных проблем требует такой социально-экономической политики, которая позволила бы улучшить физическое и социальное здоровье населения, центральным аспектом которой станет человек с его реальными проблемами в области дифференциации распределения доходов и экономическое и социальное положение в обществе, для повышения уровня благосостояния российских граждан. [1, с. 23].

Наиболее приоритетной целью любого современного государства является создание благоприятных условий существования населения на территории отдельно взятой страны, для обеспечения продолжительной, здоровой и материально благополучной жизни людей, а, следовательно, для экономического роста страны на мировом уровне, что в данных конкурентных условиях стран мира является наиболее острой проблемой. Именно по анализу динамики изменения уровня жизни населения сраны, можно судить о том, насколько эффективно расставлены приоритеты социально-экономического развития страны и благоприятность условий проживания на территории отдельно взятой страны. [2, с. 203].

Качество жизни и развитие прогрессивных производственных сил России можно рассматривать через показатели доходов населения, уровня потребления и стоимости жизни, по этой причине материальные ресурсы занимают самое центральное место в определении уровня жизни населения любой страны. Но в то же время уровень жизни должен расцениваться в рамках обеспечения достойного существования, так, наиболее точным и полным представляется следующее определение: уровень жизни — это возможности населения и условия его жизни, которые используются для удовлетворения разумных и рациональных потребностей населения, а также обеспечивают устойчивое развитие, как отдельной личности, так и общества в целом [9, с. 201].

Сложность в оценке качества жизни населения и его уровня обуславливает необходимость создания эффективной системы статистических показателей, осуществляющих наиболее простую оценку жизни населения, другими словами ее можно назвать специальным набором социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.

При всех прочих равных условиях следует принимать во внимание факторы, которые помогут определить динамику уровня жизни населения, к таким факторам относятся: темпы роста ВВП и пропорции его распределения между фондом накопления и фондом потребления, уровень инфляции, темпы роста потребительских цен. Также необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на формирование качества жизни населения: развитие социальной инфраструктуры, уровень занятости и возможность трудоустройства, доступность профессионального образования и медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, возможность сохранения здоровья, занятия спортом и др. [3, с. 133].

Итак, для комплексного анализа дифференциации доходов населения используется огромное множество показателей, однако наиболее распространенным получил анализ дифференциации доходов населения при помощи статистики по 20-процентным группам населения с использованием кривой Лоренца, впоследствии с помощью нее рассчитывается коэффициент Джини. [4, с. 228].

Кривой Лоренца называют графическое изображение с предварительным составлением аналитической таблицы, с помощью которой в дальнейшем строится график функции распределения. Кривая Лоренца была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году, она показывала неравенство распределения доходов населения. Кривая Лоренца устанавливает некое соответствие между средней численностью населения и суммой получаемых доходов населения, разделенных по 20-процентным группам — от группы с наименьшими доходами до группы с наибольшими доходами. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца выглядит как выпуклая вниз линия, которая проходит диагональю квадрата, который в свою очередь располагается в I координатной четверти [8].

Рисунок 1. Кривая Лоренца [4, с. 227].

На представленном рисунке 1 линия ОВ непосредственно называется линией абсолютного равенства. Линия ОАВ противоположно линии ОВ называется линией абсолютного неравенства. А реальное распределение доходов населения страны характеризуется линией ОББ и ее формой, то есть степенью ее отклонения от биссектрисы ОВ. [4, с. 228].

Далее мы составим таблицу распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации с 2011 по 2015 год. По данным можно отследить, что группа с наименьшими доходами колеблется в определенных, практически неизменных рамках, то же самое происходит и с пятой группой населения с наибольшими доходами, аналогично и со всеми группами доходов населения. Из года в год в каждой группе доходы населения колеблются в одних и тех же рамках, данная тенденция не может расцениваться как положительная, иначе говоря, государство не предпринимает никакие меры для улучшения качества жизни населения своей страны.

Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения

Рисунок 2. Кривая Лоренца

По данным рисунка 2 можно сделать выводы — точка А на кривой Лоренца показывает, что самые беднейшие 20% населения России с самыми низкими доходами получили в 2015 году 5,3% национального дохода, точка В на кривой свидетельствует о том, что 40% населения с низкими доходами, то есть первая и вторая группа, получили 15,3% дохода (5,3%+10,0%). Точка С соответствует совокупным доходам первых трех групп — 60% населения, что составляет 30,4% (5,3%+10,0%+15,1%), точка Б отражает доходы четырех групп — 80% населения, которые получили из национального дохода 53% (5,3%+10,0%+15,1%+22,6%). Точка Е, полученная путем суммирования доходов всех групп населения, то есть группа с наименьшими доходами + вторая группа + третья группа + четвертая группа + группа с наибольшими доходами, соответствует 100% национального дохода, присваиваемого всем населением страны (5,3%+10,0%+15,1%+22,6%+47,0%).

Если построить аналогичным образом кривые Лоренца за все анализируемые нами периоды, получим наглядное подтверждение вывода о том, что неравенство в распределении доходов населения в России колеблется в одних и тех же рамках из года в год. Из этого следует вывод: государство с помощью налоговой и социальной политики способно смягчить последствия сильной дифференциации доходов, однако не предпринимает никаких действий в данной области.

Таким образом, чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе ОВ, тем более равномерно распределены доходы населения в стране, и наоборот, чем больше кривая Лоренца отклонена от нее, тем больше степень неравенства в стране. Проанализированная ситуация в Российской Федерации не является критичной, однако требует вмешательства органов государственной власти в общую картину дифференциации доходов и как следствие уровня жизни населения.

Качество жизни непосредственно характеризует, с одной стороны, самого человека в частности, и население в общем, то есть продолжительность жизни, уровень здоровья, будь то физическое или психическое, уровень образования, культурного и интеллектуального потенциала, а с другой стороны, удобство, комфортность, довольство и благоустроенность тех жизненных условий, в которых население обитает, то есть состояние среды обитания. [6, с. 304].

Приоритетной задачей прогнозирования уровня жизни населения является, с одной стороны, недопущение его снижение по отношению к предыдущим годам и другим странам, с другой стороны, создание благоприятных условий существования, служащие для повышения качества жизни населения.

При разработке прогнозов, в основном используют три группы показателей, которые наиболее точно характеризуют уровень жизни населения: синтетические; натуральные; структурные [5, с. 6].

Синтетические показатели уровня жизни населения показывают своими характеристиками поддержание жизни населения, сохранение и поддержание здоровья населения, удовлетворенность потребности населения в труде, развитие личности, состояние природной среды, уровень и качество обеспеченности жильем, среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

Натуральные показатели, в свою очередь, измеряют объем потребления конкретно взятых материальных благ: состав потребительской корзины, объем потребления различных видов продуктов, способствующих оздоровлению населения.

Структурные показатели выражают пропорции и структуру распределения благосостояния: распределения населения по уровню доходов; разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан страны и т.д.

Система прогнозов качества и уровня жизни населения вытекает из изменений каждого показателя с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде.

Государственные программы Российской Федерации являются теми документами стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках планирования и программирования на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти, и с помощью которых достигаются приоритетные цели социально-экономического развития страны. [7].

Мероприятия, предложенные государством в рамках государственной программы «Новое качество жизни»

[7]:

В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.

Реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов.

Обеспечены высокие стандарты личной и экологической безопасности, и повышен уровень противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Подводя итоги, можно сказать, что уровень жизни населения характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни

зависит как от уровня потребностей населения в определенных благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Проведенный анализ доходов населения с точки зрения их дифференциации по 20-процентным группам, путем построения кривых Лоренца свидетельствует о том, что неравенство в распределении доходов населения в России колеблется в одних и тех же рамках из года в год. Из этого следует вывод, что государство с помощью налоговой и социальной политики способно смягчить последствия сильной дифференциации доходов.

Таким образом, проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере страны. И как следствие, проведенные меры поспособствуют выходу Российской Федерации на более высокие позиции не только в уровне жизни населения, но и в общем экономическом развитии среди развитых стран мира.

Интересуешься наукой? Ознакомься с нашими статьями