Добровольческая деятельность студентов направления «Социальная работа»: проблемы и перспективы

В работе рассматривается волонтерская деятельность студентов направления подготовки «Социальная работа», основные проблемы и возможности ее осуществления. В статье обосновывается значимость волонтерской деятельности для студентов направления подготовки «Социальная работа». Кроме этого, рассматривается добровольческая деятельность студентов в Петрозаводском государственном университете. Особое внимание в работе уделено описанию эмпирического исследования студентов с целью изучения мотивации к волонтерской деятельности, а также ее особенностей в условиях вуза. Данная работа может быть полезна для студентов указанного направления, преподавателей высшей школы, исследователям и практикам социальной работы.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, компетенции, социальная работа.

В современном обществе, все более ориентированном на развитие социальной активности индивида, наблюдается тенденция к повышению престижа и росту популярности волонтерской деятельности. Современная молодежь стремится реализовать себя в различных сферах жизни общества, в том числе и через участие в добровольческой деятельности. Все больше молодых людей проявляют активность в участии в общественных объединениях, тем самым занимая весомую нишу в структуре таких объединений. В современном обществе молодежь являет собой предмет особого внимания как общества, так и государства в целом. Положение молодежи, ее потенциал, как экономический, так и социальный, ее ценности и идеалы особенно актуальны в нынешнее время, в переходное время для нашей страны.

Социальная активность в форме безвозмездной помощи нуждающимся, то есть волонтерство имеет очень схожие ценностный и гуманистический базис что и институционализированная социальная работа, а также деятельность в социально-педагогической сфере. Образно можно отметить, что добровольчество являет собой некий прототип практической социальной работы. Этот факт не должен оставаться незамеченным в вопросе организации образовательного процесса студентов направления подготовки «Социальная работа», ведь именно практическая деятельность является наиболее успешной формой освоения основных образовательных компетенций будущих специалистов.

Целевой вектор любого профессионального образования во всех его составляющих задает сфера будущей практической деятельности специалиста. Процесс профессиональной подготовки будущих социальных работников

не является исключением. Социальный работник выступает, с одной стороны, как посредник между личностью и государством, с другой — как проводник инновационных форм и технологий, что предъявляет специфические требования, прежде всего, к его профессионализму. Одной из характеристик профессионализма, в частности, и в социальной работе, на современном этапе развития общества становится социальная активность. Формирование и реализация социальной активности происходит на этапе сознательной профессиональной деятельности, но в период получения профессионального образования социальная активность становится одним из ведущих факторов личностного и профессионального развития человека.

Помимо социальной политики государства, решающую роль в личностном и профессиональном становлении молодых людей играют учебные заведения. И в этой связи выходит на первое место значимость воспитательной и социальной работы не только школ, но и средних специальных и высших учебных заведений, что зачастую играет даже большую роль, чем работа с молодежью в рамках школы. Именно после окончания учебного заведения молодой человек вступает во взрослую жизнь, где ответственность за себя и за свои поступки несет только он сам и поэтому в рамках учебных заведений профессионального образования важно научить молодого человека не только его будущей профессии, но и ответственности за свои поступки.

Сегодняшняя система профессионального образования, слабо ориентированная на самореализацию и саморазвитие человека, не удовлетворяет требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала личности. Современное общество требует от выпускника учебного заведения не только профессиональных навыков, но и максимального использования личностных качеств. Молодые люди, которые имеют более или менее ясные представления о своей будущей карьере, вынуждены восполнять этот «пробел» в системе высшего образования посредствам социально активной деятельности.

На современном этапе развития общества, наблюдается тенденция к тому, что молодые люди стали занимать активную жизненную позицию в обществе, принимая участие в различных видах деятельности. Молодежь от своей социальной активности стремится не только получить какую — либо материальную или духовную выгоду, но и, в том числе, трансформировать современные реалии таким образом, чтобы обеспечить нормальное социальное функционирование и жизнедеятельность для всего общества в целом.

Особое значение данная тенденция принимает в вопросах участия в добровольческой деятельности студентов направления подготовки «Социальная работа». Обучающиеся по данной специальности в ходе своей волонтерской активности могут приобрести необходимые для своей профессиональной деятельности знания, умения и навыки, а также профессиональный опыт, ведь именно волонтерство имеет те же нравственные и практические основания, что и профессиональная социальная работа.

Совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и социальных работников в стремительно меняющихся условиях внешней среды (социально-экономической, демографической и социокультурной сферах) является одной из наиболее остро стоящих проблем получения образования в высшей школе в реалиях современного общества. Функционирующая на настоящий момент система социального образования актуализирует потребность переоценки классических форм обучения специалистов в области социальной работы, делая упор на усиление именно практической составляющей образовательного процесса и расширения компетенций будущих специалистов. Все это обосновывает остроту и необходимость профессионального становления студентов данной области, в том числе и через их участие в добровольческой деятельности и проявлениях социальной активности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «39.03.02 Социальная работа» на уровне бакалавриата, обучение по данной специальности предполагает становление определенных компетенций. Включение будущих специалистов по социальной работе в волонтерскую деятельность во время подготовки в вузе способствует развитию активной профессиональной позиции,

адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике. На наш взгляд, для студентов данного направления участие в волонтерской деятельности способствует развитию таких компетенций, как, во-первых, способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6), во-вторых, способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, психических и социальных ресурсов (ПК-3). Кроме того, участие в добровольческом движении развивает способность к осуществлению обстоятельств, обуславливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6).

В современной России система образования, в том числе и в высшей школе, все чаще подвергается реформации. Однако, даже при стремительном внедрении в образовательный процесс инновационной составляющей, вузы, зачастую не создают условия для успешного развития как личности студента, так и его профессиональной готовности к осуществлению практической деятельности в социальной работе. Хотя именно последнее является наиболее значимым в подготовке специалистов сферы «человек-человек».

Волонтерская же деятельность как форма проявления социальной активности индивида и как составляющая образовательного процесса будущих специалистов в социальной сфере создает предпосылки для формирования профессиональной зрелости студента, изучения практического применения теоретических умений в профильной сфере, формирования окружающей социальной реальности в соответствии с потребностями непосредственных объектов помощи. Кроме того, она ориентирована на снижение уровня влияния неблагоприятных воздействий на человека, становление человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию как субъекта помощи самому себе.

В процессе добровольческой деятельности, как показывает опыт, у будущих социальных работников и специалистов по социальной работе формируются такие компоненты гуманистического профессионально­личностного опыта, как ценностно-информационный, ценностно-ориентационный, ценностно-смысловой, ценностно-эмоциональный, ценностно-поведенческий, ценностно-рефлексивный и ценностно-коррекционный компоненты.

Волонтерская деятельность направлена на единовременное удовлетворение сразу нескольких потребностей. Во-первых, это потребности непосредственных объектов социальной помощи, то есть людей, попавших в трудную жизненную ситуацию по решению проблем, объективно нарушающих процесс жизнедеятельности индивида. Во- вторых, сами добровольцы, активно участвуя в процессе оказания социальной помощи тем самым удовлетворяют свои личные потребности, например, потребности в признании, и получают опыт, максимально приближенный к профессиональной деятельности. Такая активность способствует формированию социально-ответственной личности, неравнодушной не только к сугубо своим индивидуальным проблемам, но и реалиям современного общества, во всех его проявлениях, в том числе и социальной сопричастности. Кроме того, важное значение имеет и опыт командной работы, так как в процессе добровольческой деятельности индивид вырабатывает определенные модели поведения, он может зарекомендовать себя как активный человек, ведущий в определенной деятельности, и, тем самым, развивать свои лидерские качества.

Волонтерство как немаловажный элемент профессионального обучения студентов направления подготовки «Социальная работа» формирует возможности для становления студентов как профессионалов в данной отрасли. Такая социальная активность способствует развитию профессионально-значимых личностных качеств будущих специалистов и является своеобразной ступенью в профессиональной адаптации молодого сотрудника. В ходе такой деятельности формируется профессиональная зрелость специалиста, степень его личностной готовности к профессиональной деятельности, на практике отрабатываются те знания и умения, которые были получены в процессе теоретического обучения. Кроме того, социальная активность студента-будущего специалиста в сфере социальной работы способствует формированию профессионально-значимых личностных качеств и принципов индивидуальной работы в процессе оказания социальной помощи.

Добровольчество как форма общественного участия студентов-будущих специалистов в сфере социальной работы не может не сказаться (в положительном ключе) на жизненной позиции индивида, его активности в вопросах решения социальных проблем разных групп и общностей. Такая деятельность оказывает значительное практическое влияние на профессиональное становление специалиста, его умение принимать решения и выбирать технологии социальной работы, ориентированные на достижение социальной значимости клиента и удовлетворение его базовых потребностей. Добровольчество как некая форма практической социальной работы актуальна в своем существовании в тот момент, когда существует необходимость в помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Оно успешно функционирует в современных условиях, когда государство берет на себя все больше ключевых задач, все более отодвигая значимость социальной сферы на второй план. Именно в таких условиях и проявляется волонтерская деятельность как ресурс, или даже как субъект социальной работы, да и всей социальной политики государства в целом.

В учебно-исследовательской работе возможности добровольческой деятельности используются в следующих элементах подготовки студентов направления «Социальная работа» Петрозаводского государственного университета: во-первых, в рамках учебного курса «Волонтерство в социальной работе» студентами изучаются передовой инновационный опыт деятельности добровольческих организаций, в том числе в сфере социального обслуживания населения, раскрываются возможности привлечения добровольцев к решению социальных проблем нуждающихся групп населения, обсуждаются управленческие аспекты организации взаимодействия учреждений социальной защиты населения и добровольческих организаций, объединений. Изучение курса позволяет сформировать у студентов целостное представление о возможностях добровольчества и применение его в будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, студенты выполняют курсовые, выпускные квалификационные, магистерские исследования по изучению и формированию опыта привлечения добровольческих организаций к решению социальных проблем разных групп населения.

В-третьих, студенты привлекаются к участию в социальных акциях, проектах и программах, реализуемых социальными учреждениями города и республики: МУ СО Центр «Истоки», Благотворительным Фондом «Утешение», Карельским Центром развития добровольчества, Карельским центром развития молодежи и др.

Ежегодной становится акция «Весенняя неделя добра», реализуемая комплексным Центром социального обслуживания «Истоки». В качестве волонтеров в этом мероприятии традиционно принимают участие студенты кафедры социологии и социальной работы Петрозаводского государственного университета. В 2017 году ребята приняли активное участие в уборке придомовых территорий, уборке дров, мытье окон, полов, уборке балконов. Волонтеры-студенты оказали помощь 20 получателям социальных услуг. Доброжелательные и очень тактичные студенты старались оказать помощь качественно и в полном объеме, учитывая особенности пожилых людей. Не менее важным, кроме бытовой помощи, являлось и общение представителей разных поколений, передача друг другу тепла и внимания.

В-четвертых, студенты овладевают технологиями добровольческой деятельности, повышая свои проектные, исследовательские и технологические компетенции. Таковыми являются технологии социальной проектной деятельности, подготовки и проведения благотворительных акций, технологии социального театра и другие.

В-пятых, студенты направления подготовки «Социальная работа» знакомятся с опытом добровольческих практик, принимая участие как в различных добровольческих форумах, проводимых на территории Петрозаводского городского округа, так и в отдельных волонтерских мероприятиях и акциях. Особое внимание в этой связи стоит уделить тому факту, что обучающиеся по данному направлению принимают участие в качестве волонтера не только в событиях муниципального и республиканского масштаба, но и во всероссийских и даже международных мероприятиях. Студенты нашей кафедры в разные годы были участниками Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казань, Зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, Чемпионата мира по биатлону 2015 г. в Контиолахти, Финляндия, Всемирном фестивале молодежи и студентов 2017 г. в г. Сочи и др.

Наконец, участие студентов в добровольческих практиках позволяет формировать социальный капитал будущих специалистов. Участвуя в добровольческой деятельности, студенты направления подготовки «Социальная работа» взаимодействуют с разными сообществами, представителями разных групп населения. Такое взаимодействие представляет собой горизонтальные характеристики социального капитала и представлено опытом общения и знанием проблем нуждающихся групп населения. Вертикальные характеристики социальных связей студентов формируются в процессе их взаимодействия с государственными учреждениями, органами исполнительной власти, администрациями социальных учреждений, СМИ, индивидуальными предпринимателями и учреждениями бизнес-сектора. Это обеспечивает доступ к ресурсам, которые могут быть использованы как для индивидуального развития (построение карьеры, поиск места трудоустройства), так и решения актуальных проблем разных групп населения.

Большую популярность и известность не только в университете, но и в республике приобрели следущие волонтерские социальные проекты. Для адаптации студентов — первокурсников к студенческой жизни в вузе с 2007 года реализуется проект «Адаптер». В 2010-2011 годах в проекте принимали участие 200 адаптеров, которые опекали 1700 первокурсников. К каждой группе студентов прикрепляются от одного до трех адаптеров, целью работы которых является индивидуальная помощь студентам, а также создание сплоченного коллектива, способного самостоятельно гармонично взаимодействовать. В Школе актива первокурсников изучаются основы публичных выступлений, конфликтологии и психологии, обсуждаются вопросы социальной поддержки студентов, основы профсоюзной деятельности, проводятся ролевые и спортивные игры, творческие конкурсы. Донорское движение ПетрГУ — проект профкома студентов ПетрГУ по популяризации донорства в студенческой среде активно развивается с 2009 года. Особенностью данного движения является то, что специалисты сами представляют молодежь, привлекают сверстников как в качестве волонтеров, так и в качестве участников, организуют мероприятия, ориентированные на молодых людей.

Кроме этого, в Петрозаводском государственном университете активно развиваются следующие волонтерские проекты, активными участниками которых являются студенты направления подготовки «Социальная работа», такие как Студенческое объединение «Преодоление», волонтерское движение ПетрГУ, Донорское движение ПетрГУ. В студенческое объединение «Преодоление» входят волонтеры и студенты с ограниченными возможностями здоровья — яркие, креативные, способные преодолеть любые границы, для которых нет ничего невозможного.Студенты университета являются организаторами и участниками мероприятий различного масштаба: от уровня университета, до международных событий.Донорское движение — социальный проект профкома студентов ПетрГУ, основная цель которого — популяризация безвозмездного донорства крови среди студентов ПетрГУ. Проект объединяет студентов общим стремлением внести свою лепту в благородное дело — спасение жизни людей.

В рамках такой деятельности происходит в некоторой степени формирование личности: приобретаются навыки работы, развиваются определенные деловые и личностные качества. Происходит воспитание активной гражданской позиции. Помимо этого, добровольческая деятельность — это своеобразная альтернатива негативному влиянию отдельных групп общества, а также для молодого человека возможность найти свои жизненные ориентиры и осознать свою значимость для общества. Все это способствует социализации молодых людей и успешному решению ими своих социальных проблем.

Такая активность студентов направления подготовки «Социальная работа» усиливает их социальный потенциал и обеспечивает реальный вклад в развитие общества, кроме того, события, проекты и программы позволяют приобретать ценные знания и навыки в семейном, социальном, творческом, культурном, духовно- нравственном, физическом, профессиональном, интеллектуальном развитии, что способствует социализации студентов, а также их профессиональному становлению.

Добровольчество обладает определенными возможностями в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Социальная работа» как через овладение теоретическими основами добровольческой деятельности, так и через приобретение опыта ее осуществления. Использование потенциала добровольческой деятельности позволяет обогатить личность будущего специалиста гуманистическими ценностями, сформировать готовность к сотрудничеству, консолидации разных групп населения.

В рамках написания данной статьи было проведено анкетирование студентов второго и третьего курсов направления подготовки «Социальная работа» Петрозаводского государственного университета с целью изучения мотивации для волонтерской деятельности студентов данной специальности. Инструментарием данного исследования послужила анкета.

Все представленные в работе данные обезличены. Это условие было определено в самом начале проведения исследования для гарантии полной анонимности для респондентов. Этот принцип помог в процессе работы, так как позволил опрашиваемым давать более искренние ответы.

Всего в исследовании приняло участие 36 студентов направления подготовки «Социальная работа» Петрозаводского государственного университета (18 студентов третьего курса и 18 студентов-второкурсников). Половая структура опрошенных выглядит следующим образом: 25 респондентов женского пола и 11 респондентов мужского пола.

При ответе на вопрос «Занимались ли вы когда-нибудь волонтерской деятельностью» только 7 студентов второго курса ответили положительно, тогда как отрицательный ответ дали 11 человек. Из числа студентов третьего курса, напротив, 17 человек ответили утвердительно и только один человек указал, что никогда не занимался волонтерской деятельностью. Отчасти это можно объяснить тем, что на третьем курсе в основном преподаются специальные для нашей специальности предметы, в рамках которых отдельное внимание уделяется такому ресурсу социальной работы, как волонтерская деятельность.

При ответе на вопрос «Занимались ли вы когда-нибудь волонтерской деятельностью в рамках Петрозаводского государственного университета» только 7 студентов ответили утвердительно, тогда как отрицательный ответ дали 11 человек. Из студентов-третьекурсников 14 человек принимали участие в волонтерских акциях, мероприятиях и проектах в Петрозаводском государственном университете и только четверо никогда не были задействованы в волонтерской деятельности в рамках университета. Как пример, это можно объяснить тем, что на нашей кафедре к участию в акции «Весенняя неделя добра», реализуемой комплексным Центром социального обслуживания «Истоки» чаще всего привлекаются студенты именно третьих курсов, которые уже осознают всю специфику работы учреждения и конкретные проблемы клиентов.

Далее на вопрос «Какие Вам известны волонтерские проекты в Петрозаводском государственном университете?» студенты второго курса называли следующие проекты: волонтерское движение при Совете ветеранов ПетрГУ (9 упоминаний), Донорское движение ПетрГУ (4 упоминания) и Весенняя неделя добра. Третьекурсники, помимо волонтерского движения при Совете ветеранов ПетрГУ (7 упоминаний), Донорского движение ПетрГУ (4 упоминания) и Весеннюю неделю добра (4), также упоминали такой проект как волонтерское движение при благотворительном фонде «Утешение» (2) и студенческое объединение «Преодоление», а также проекты общегородских волонтерских организаций, таких как Карельский центр развития добровольчества, Арт-шатер, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, а также студенческие отряды Карелии. Популярность такого движения как волонтерский отряд при Совете ветеранов ПетрГУ можно объяснить тем, что студенты нашей кафедры являются активными участниками данного движения. Кроме того, по словам преподавателей кафедры, на сегодняшний день несколько студентов специальности «Социальная работа», осуществляя добровольческую деятельность, оформлены как ухаживающие лица за гражданами старше 80-ти лет и уже нарабатывают себе стаж, продолжая при этом учебу в университете.

Если говорить о главных положительных сторонах волонтерской деятельности, которые отмечали студенты, то второкурсники чаще всего указывали то, что добровольческая деятельность позволяет расширить круг знакомств, способствует налаживанию социальных связей (14 упоминаний), ориентирует на полезную обществу деятельность (13), помогает адаптироваться к жизни, учит работать в коллективе (10), способствует карьерному и профессиональному росту, карьерному продвижению (6), а также помогает занять свободное время и организовать досуг и развивает творческие способности, помогает найти себя в жизни (по 5 упоминаний). Студенты третьего курса в целом давали схожие ответы, главными положительными сторонами волонтерской деятельности они отмечали то, что она ориентирует на полезную обществу деятельность (16), помогает расширить круг знакомств, способствует налаживанию социальных связей (10), а также помогает адаптироваться к жизни, учит работать в коллективе (8).

При ответе на вопрос «Укажите главные отрицательные стороны волонтерской деятельности» абсолютное большинство опрошенных отметили, что не видят отрицательных сторон в такой активности (19 человек). Остальные же респонденты отмечали следующие варианты: участие в объединении требует слишком больших временных затрат, деятельность скучна и однообразна, сковывают инициативу, приучают к «слепому» подчинению начальству, не развивают самостоятельность, решения принимают только лидеры, не сотрудничают с другими молодежными объединениями, не защищают интересы молодых людей.

Главными мотивами для участия в добровольческой деятельности студентов второго курса отмечались желание помочь другим людям (9), желание быть полезным обществу (3), интерес, желание развиваться и возможность наладить социальные связи (2), а также желание общаться, карьерный рост и опыт. Для третьекурсников доминирующими мотивами являются желание помочь другим людям (8), получение опыта (4), желание быть полезным обществу (3), расширение кругозора, чувство, что в тебе нуждаются, желание сделать мир лучше (2), а также развитие способностей и расширение круга знакомств.

По мнению студентов, в волонтерском движении университета в целом и кафедры в частности существуют пробелы, которые необходимо исправить. Студентами второго курса к таковым относились информированность о различных мероприятиях, акциях и проектах, необходимо привлекать большее число участников к волонтерской деятельности, а также необходимо улучшить организаторскую сторону данной активности. По мнению респондентов с третьего, курса, к возможностям улучшения работы таких движений можно отнести также информированность о различных мероприятиях, акциях и проектах, необходимо привлекать большее число участников к волонтерской деятельности и необходимость разнообразить деятельность.

В последнем вопросе респондентам было предложено оценить по шкале от 1 до 5 баллов степень удовлетворенности своим участием в деятельности волонтерского движения. Оценке 1 соответствует критерий «Не удовлетворен», а оценке 5 «Полностью удовлетворен». Средний балл, который является средним арифметическим из суммы всех ответов респондентов получился равным 3,5 на втором курсе и 3,6 на третьем. Это говорит о том, что в целом студенты-участники добровольческой деятельности в Петрозаводском государственном университет удовлетворены своей деятельностью в данном объединении и хотели бы продолжать данную деятельность.

Одной из основных проблем, на котором акцентировали внимание опрошенные респонденты является информирование о волонтерских движениях, проектах, акциях и мероприятиях, так как не все студенты Петрозаводского государственного университета и в частности направления подготовки «Социальная работа» в принципе знают о ведении такой деятельности в рамках учебного заведения. Решить проблему информированности о добровольческой деятельности можно путем привлечения к решению данного вопроса студенческого ресурса «Морошка» (например, данный ресурс разрабатывал и снимал ролики о таком проекте как Донорское движение ПетрГУ). Кроме этого, особое внимание необходимо уделять распространению информации в сети Интернет, так как социальные сети на сегодняшний день являются мощнейшим информационным ресурсом.

Кроме решения информационной проблемы, нам также видятся следующие пути развития волонтерской деятельности студентов направления подготовки «Социальная работа» Петрозаводского государственного университета: во-первых, волонтерским движениям следует активно привлекать к участию в деятельности своих объединений молодых людей. Для того, чтобы студенты стремилась к участию в деятельности таких организаций можно рекомендовать следующий план действий: необходимо проводить первичное информирование о деятельности своей организации, обеспечить комфортные условия и позитивную обстановку для молодых людей, создавать положительный имидж организации в обществе, проводить работу с кафедрами, заинтересованными в данной деятельности, как, например, кафедра социологии и социальной работы с целью привлечения учащихся к своей деятельности.

Привлечение студентов к волонтерскому движению в вузе имеет только положительные стороны, среди которых формирование у молодежи социально значимых компетенций — служение обществу, культурное саморазвитие, здоровый образ жизни, подготовка к семейной самореализации, умение делать ответственный выбор, также объединение молодых людей и взрослых позволит наилучшим образом раскрывать творческий потенциал, как индивидуальный, так и коллективный. Молодые люди привносят в процесс деятельности новые идеи и возможность использовать современные технологии. Кроме того, такая социальная активность способствует социализации молодежи и в решении ими своих социальных проблем с помощью того, что дает возможность общаться с людьми разного возраста, сферы деятельности и интересов.

Стремление молодых людей участвовать в добровольческой деятельности можно объяснить тем, что такая активность отвечает естественным потребностям индивида быть членом группы, ценностям и целям которой он может соответствовать. Опрошенные студенты в своих ответах отмечали тот факт, что волонтерская активность фактически не имеет отрицательных сторон, напротив, представители данной возрастной категории могут принести в деятельность новые идеи и формы работы, помогут в создании и реализации актуальных проектов. Кроме того, это взаимовыгодное сотрудничество, так как молодые люди тоже получают от такой деятельности немало преимуществ. Так для студентов специальности «Социальная работа» важным элементом процесса обучения является профессиональное становление личности, чему непосредственно может способствовать волонтерская деятельность.

Во-вторых, для заинтересованности студентов в добровольческой деятельности объединения необходимо построить работу таким образом, чтобы молодые люди имели возможности высказывать свои конструктивные предложения, проявлять инициативу, решения должны приниматься, по возможности, с учетом этих мнений. Опрошенные представители молодого поколения считают одной из проблем добровольческой деятельности то, что такие организации сковывают инициативность и приучают к «слепому» подчинению начальству. Этот факт может усилить нежелание молодежи участвовать в социальной деятельности.

В-третьих, необходимо координировать работу с молодежью таким образом, чтобы исключить ситуацию, при которой студенты все свое свободное время тратят на участие в деятельности объединения, в связи с чем создают себе проблемы в других направлениях деятельности. Зачастую происходит так, что если молодые люди удовлетворены своим участием в добровольческой деятельности, то они стремятся к тому, чтобы с головой уйти в работу и отдать все силы на достижение результата, а в некоторых случаях даже в ущерб учебе или личной жизни.

В-четвертых, в рамках волонтерской деятельности необходимо обеспечивать условия для развития талантов и личностных особенностей студентов. Для молодых людей очень важным является тот факт, насколько его деятельность предоставляет возможности для успешной самореализации индивида. Чем лучше условия для успешной социализации и самореализации молодежи, тем выше уровень их заинтересованности и мотивации в участии в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

Наконец, необходимо организовать волонтерскую деятельность своего объединения таким образом, чтобы поддерживать интерес молодежи к участию в подобной деятельности. Для того, чтобы студенты сохранили интерес к участию в добровольческой деятельности можно рекомендовать следующий план действий: необходимо проводить акции и мероприятия, которые будут интересны для молодежи, участвовать в социальных проектах, направленных на данную категорию населения, на всех этапах работы с молодыми людьми необходимо поощрение их активности и полезности, при работе с молодежью делать акцент на важность и значимость их участия в добровольческой деятельности, внедрять новые технологии и формы работы, поскольку для молодых людей важна потребность в общении, необходимо уделять должное внимание коллективной работе молодежи.

Для молодых людей очень важна мотивация участия в чем-либо, если деятельность будет скучна и однообразна, вероятность того, что молодые люди будут стремиться участвовать в добровольческой деятельности очень мала.

В государственных высших учебных заведениях проявляется устойчивая тенденция к развитию молодежных добровольческих программ, которые ориентированы на широкую общественную пользу и реализуются вне стен учебных заведений. Для того, чтобы стать успешным специалистом по социальной работе, выпускник вуза должен не только овладеть знаниями и опытом, умениями и навыками, способами коммуникации, но и стать духовно богатой личностью, ориентированной на гуманистические ценности, и обладающей профессиональными качествами.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости внесения изменений как в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе, так и в социальную и воспитательную работу в учебном заведении. Корректируя образовательный процесс таким образом, чтобы в него были включены, в том числе, элементы добровольческой деятельности, преподавательский и управленческий состав вуза формирует особую социальную среду, способствуют освоению студентами иных форм поведения и изменению отношения на неравнодушное к особо уязвимым слоям населения, таким как людям с ограниченными возможностями здоровья, детям и подросткам, пожилым людям. Кроме того, волонтерство развивает в будущих специалистах основу для развития взаимопомощи членов коллектива. Современная социальная работа призвана ориентироваться на субъект — субъектный подход в своей деятельности, что говорит о том, что человек, обращающийся за помощью впоследствии должен быть в состоянии оказывать себе помощь самостоятельно. В своих ответах респонденты указывали тот факт, что добровольческая деятельность способствует решению молодыми людьми не только проблем непосредственных объектов помощи, но и своих социальных проблем, а стало быть, постепенный приход к тому, чтобы молодой человек был в состоянии самостоятельно решать свои проблемы.

В настоящее время волонтерское движение характеризуется быстрыми темпами роста и охватывает все большую часть населения. Молодые люди, в том числе и студенты, являются активными участниками этого процесса. Хотя добровольчество и имеет общие аксеологические основания с социальной работой, в отличие от институционализированной научной отрасли оно не ограничено исключительно рамками технологического процесса и уникально в каждом конкретном случае оказания помощи. В связи с этим, волонтерская деятельность ориентирована на повышение компетентности студента в социально-проектной деятельности, развитию творческих способностей и уходу от шаблонного мышления. Добровольчество как проявление социальной активности индивида способствует расширению круга знакомств, в том числе и в профессиональной сфере, а значит, и повышению уровня социального капитала и развитию коммуникативной компетенции. Участие студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» в такого рода деятельности ориентировано, в том числе, и на получение опыта, как в профессиональной сфере, так и в сфере межличностных коммуникаций и групповой работы. Кроме того, социальная активность студентов-социальных работников способствует формированию таких профессионально важных личностных качеств, как эмпатия, гуманизм, сострадание, толерантность и т.д.

Таким образом, все это обосновывает необходимость включения в процесс профессионального обучения студентов направления подготовки «Социальная работа» элементов социальной активности, в том числе и добровольческой деятельности.