Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях

В статье рассматривается связь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях. В теоретической части статьи рассматривается понятие нарушений пищевого поведения, виды нарушений пищевого поведения. Также, рассмотрены особенности представлений подростков об их родителях, их важность в процессе социализации и становления личности. В практической части статьи представлены результаты эмпирического исследования по данной теме. Описаны база исследования, выборка, методики и найденные взаимосвязи.

Ключевые слова: нарушения пищевого поведения, пищевое поведение, анорексия, булимия, компульсивное переедание, семья, стили семейного воспитания, подростки, взаимосвязь нарушений пищевого поведения и мнений подростков об их родителях.

Ключевые слова: нарушения пищевого поведения, пищевое поведение, анорексия, булимия, компульсивное переедание, семья, стили семейного воспитания, подростки, взаимосвязь нарушений пищевого поведения и мнений подростков об их родителях.

В прошлом веке, в научном мире бытовало мнение, что процент заболевших нарушениями пищевого поведения около 2-3% от населения Земли. В XXI веке, когда пищевая промышленность растет быстрыми темпами, а большая часть людей живет в относительном изобилии пищи, количество людей с нарушениями составляет уже 46%. Стоит согласиться, что это уже весомая цифра, которая заставляет задуматься современный мир науки, а что же всё-таки делать с данными нарушениями и как они функционируют.

Опасность этих нарушений таится в том, что симптомы часто бывают незаметными, семья, близкие, даже не догадываются об их наличии. Больные булимией или анорексией на начальной стадии, часто имеют нормальный вес, а резкая потеря веса, может казаться лишь успешной пробой диет.

Нарушения пищевого поведения — это своеобразный способ уйти от реальности, приспособиться к тяжелой жизненной ситуации или устранить стресс, с помощью фиксации своего внимания на еде. По механизму протекания нарушения, делится на переедание и голодание. Если переедание — это бесконтрольное поедание пищи и отсутствие осознанности в питании, то голодание — это добровольный отказ от пищи с целью получения идеальной фигуры.  

С точки зрения медицины, существует классификация расстройств пищевого поведения, она представлена в «Международной классификация болезней МКБ-10»:

Класс: Психические расстройства и расстройства поведения.

Блок: Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

Нервная анорексия (F50.0) — связанна с резкой потерей веса при помощи голодания, намеренного вызова рвоты и приема слабительных препаратов. Также, часть больных анорексией, сидели на аноректиках (подавители аппетита) и антидепрессантах группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (Флуоксетин, Прозак), которые негативным образом отражались на их здоровье.

Нервная булимия (F50.2) — при проявлении серьезной потери массы тела при нет, вес колеблется в пределах +/- 5 килограмм из-за того, что приступы переедания чередуются с ограничительным поведением, которое, в свою очередь, направлено на переход к минимальному весу.

Типология приступов булимии: абортивные, серийные, манифестные, обсессивные, дистимические, компульсивные.

Психогенное (компульсивное) переедание (F50.4) — это периоды переедания, проявляющееся в стрессовых, тревожных, травмирующих ситуациях, когда человек в настолько подавленном состоянии, депрессии, что пища становится единственным источником утешения.  

Подростки — одна из уязвимых групп, которая может быть подвержена нарушениям пищевого поведения. В России, по данным ассоциации детских диетологов, нарушениями пищевого поведения страдают дети от 11 до 17 лет. Чаще всего нарушениям пищевого поведения подвержены девушки.  

Причины возникновения пищевых расстройств кроются не только в условиях окружающего общества. Существует фактор, исходящий из самого детства: детско-родительские отношения способны формировать пищевое поведение у детей. Именно первичный социальный контакт, а это контакт с матерью, прививает отношение к еде, вырабатывает дальнейшие привычки.

А.Е. Личко выделяет шесть типов семейного воспитания подростков, провоцирующие негативные проявления характера:

  1. Гипопротекция (гипоопека) — отсутствие необходимой заботы о ребенке, недостатком контроля, он предоставлен самому себе. Такое отношение приводит к асоциальному поведению.
  2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — навязчивая забота, чрезмерная опека и контроль, подавление у ребенка чувства ответственности, умения постоять за себя. В другом случае, проявляется стремление к эмансипации.
  3. Потворствующая гиперпротекция — стремление удовлетворить все желания ребенка, присвоение роли «кумира» в семье. Ребенок вырастает с завышенным уровнем притязаний, который не соответствует его возможностям.
  4. Эмоциональное отвержение — непринятие ребенка во всех его проявлениях, игнорирование его потребностей. Разделяется на скрытое эмоциональное отвержение и на явное. При явном, ребенку напрямую говорят о его ненужности, неуместности. При скрытом, это завуалировано насмешками или наигранной заботой. Может приводить к развитию соответствующих психопатий.
  5. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения» -характеризуется не только эмоциональной холодностью, но и, в открытой форме, побоями и насилием. Наиболее отрицательное воздействие на ребенка.
  6. Повышенная моральная ответственность — ребенку прививается чувство долга, ответственности за благополучие своей семьи, не по возрасту. Часто из таких детей вырастают потенциальные лидеры и они стремятся к доминированию над другими.  

Таким образом, выбранный родителями стиль воспитания во многом определяет будущее ребенка, формируя его личность. Для достижения успеха в воспитании, стоит выбрать наиболее продуктивный стиль, который позволит ребенку вырасти адекватной и здоровой личностью.

Но есть проблема всех эмпирических исследований, направленных на выявление стиля семейного воспитания в семье. Специфика подросткового возраста состоит в том, что здесь всё происходящее в окружении гиперболизируется, то есть преувеличивается. И если родители/родитель ребёнка объективно проявляет достаточное количество внимания, заботы, то для подростка всё может быть совершенно иначе. Можно сказать, что одно из частых выражений в этом возрасте: «Родители меня не любят».

Когда мы тестируем лишь ребёнка, нужно учитывать, что эти данные являются достоверными лишь для ребёнка, являясь по сути, в некотором роде, его фантазиями на тему того, какие у него отношения в семье.

Выборку эмпирического исследования составили ученики 8-9 классов МБОУ Пашинской средней школы №70 г. Новосибирска, в возрасте 14-16 лет, в количестве 40 человек. Тестируемых мужского пола — 11 человек, женского пола — 29 человек.

Нами были использованы психодиагностические методики на выявление нарушений пищевого поведение («Шкала оценки пищевого поведения» и «Голланский опросник пищевого поведения»), на определение стилей семейного воспитания («Шкала оценки семейного окружения») и на определение представлений ребёнка о его родителях/родителе («Подростки о родителях»).

Нами был проведен статистический анализ исследования, который позволил выявить 16 прямых взаимосвязей и 3 обратно пропорциональных между нарушениями пищевого поведения и стилями семейного воспитания. Ниже представлена часть результата в виде наиболее сильных полученных взаимосвязей:

  1. Связь между параметрами «Эмоциогенное пищевое поведение» и «Сплоченность», говорит о том, участливость семьи к проблемам друг друга способствует формированию здоровых пищевых привычек. Ребенку, который достаточно выражает себя эмоционально, нет надобности искать удовлетворения в пище.
  2. Между шкалами «Непоследовательность» и «Интероцептивная некомпетентность» есть сильная взаимосвязь. Возможно, родитель то принимает ребенка таким, какой он есть, то отвергает его, применяя другие, более авторитарные стили воспитания, блокирует в ребёнке навыки интероцептивного восприятия.
  3. Между шкалами «Стремление к худобе» и «Директивность» взаимосвязь означает то, что родитель, отстраненный от воспитания, не способствует тому, чтобы у ребенка сформировался адекватный образ его тела.
  4. Сильная связь между шкалами «Директивность» и «Булимия»: родитель не чувствует, когда следует перестать кормить ребенка, «закармливает» его, может произойти фиксация на переедании.
  5. Взаимосвязь «Экспрессивности» и «Стремления к худобе» показывает, что ребенок может быть чрезмерно озабочен своим весом, иметь неадекватную оценку своего тела, не любить себя из-за резких высказываний родителей насчет его внешнего вида.

Теоретический анализ литературных источников по теме нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях, а также проведение эмпирического исследования по поиску взаимосвязей, позволили сделать вывод, что существует взаимосвязь между тем стилем семейного воспитания, которые выбирают родители и склонностью к появлению нарушений пищевого поведения. Исходя из этого, нами была достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза.